На Петербургском международном экономическом форуме президент России Владимир Путин обозначил ряд целей, достижение которых позволит перевести экономику страны на новые рельсы. В частности, речь шла об укреплении внутреннего экономического потенциала и поддержке благоприятного инвестиционного климата в регионах. Россия не собирается полностью отказываться от импорта, однако планирует вернуть собственные рынки по целому ряду направлений. Для чего необходимо развивать промышленное производство, в том числе создавать новые предприятия. Эту задачу помогают решить индустриальные парки (ИП), которые до сих пор работают без какого-либо законодательства в этой сфере, не имеют никаких льгот (в отличие от объединенных экономических зон, например), однако выполняют функцию привлечения инвестиций, организации рабочих мест, создания инфраструктуры и т.д. Необходимо ввести процесс в законодательные рамки и обеспечить инвесторам и индустриальным паркам реальную поддержку, уверен руководитель проекта индустриального парка «Марьино» компании «ВТБ-Капитал Управление активами» Владимир Вишневский:
– Мы все очень нуждаемся в законодательстве по индустриальным паркам. Сейчас разрабатывается федеральный закон о промышленной политике, который впервые вводит понятие ИП в деловой оборот. Он прошел первое чтение в Госдуме. Что нас радует и вселяет надежду на его скорейшее принятие.
Единственное, что есть для регулирования деятельности ИП сегодня, – это стандарты, разработанные Ассоциацией индустриальных парков. Это здорово, конечно, что законодательная инициатива идет снизу, но есть вопросы, которые нас беспокоят и решить которые может только федеральное законодательство. Надеемся, что к концу года документ будет принят и мы сможем попытаться хотя бы на уровне региона добиться льгот и преференций.
– То есть закон о деятельности ИП нужен, чтобы инвесторы, которые становятся резидентами индустриальных парков, могли получать льготы?
– Льготы для инвесторов – одна из потребностей. Юридическая значимость федерального документа велика. Когда ты как субъект – индустриальный парк – появляешься в законодательстве, можно добиваться условий для работы, в том числе льгот.
Появится возможность изменить действующее законодательство Петербурга о налоговых льготах в части ИП. В первую очередь необходимо ввести льготные налоги на имущество, на прибыль, земельный налог. Реципиентами были бы, во-первых, новые предприятия, во-вторых, сами ИП.
По действующему городскому законодательству инвестор может претендовать на те или иные льготы, если стоимость проекта – не менее 800 млн рублей. А мы считаем целесообразным снизить порог до 300 млн рублей. Это снижение объективно – оно подтверждается небольшой, но статистикой. Так как в Петербурге де-факто сформировался промышленный кластер, он требует поставщиков второго-третьего уровня, а это малые и средние предприятия, которые не могут позволить себе большие инвестиции. Если преференции получат управляющие компании (УК) – девелоперские компании, которые вложили в инженерную подготовку огромные средства, это будет способствовать привлечению инвестиций в город. Льгота в виде возможности обнулить на пять лет налог на имущество позволяет УК снизить затраты на эксплуатацию примерно на 30%. А мы все понимаем, что издержки ложатся на инвесторов, а в конечном итоге – на себестоимость продукции. Это существенный элемент, но его почему-то недооценивают. Однако об этом хорошо известно УК, которые уже работают.
Кроме того, льготы будут стимулировать размещение новых предприятий. Индустриальные парки могут способствовать правильному градостроительному развитию города. Промышленные предприятия будут появляться не хаотично в разных районах, а в соответствии со стратегическими планами развития города. Возникает возможность перенаправить промышленные потоки для размещения в продуманные и подготовленные зоны. То есть, приняв закон и получив льготы, мы сможем убить двух зайцев.
Зеленый свет в окошке
– В других регионах для индустриальных парков действуют какие-либо льготы?
– В других регионах – да. Это Калужская, Ульяновская области – небезызвестные лидеры в сфере развития промышленного производства. Лидеры они в том числе по этой причине. В эти регионы перенаправляются инвестиции. Ленобласть на пороге принятия нужных мер для привлечения инвесторов – льготы там уже действуют.
– Но инвесторов, как показывает практика, привлекают не только льготы…
– Технология взаимодействия инвесторов с исполнительной властью должна включать в себя и принцип «единого окна». Мы пока не в полной мере ощущаем, что есть некие «зеленый коридор», «единое окно», о которых так много говорят. «Единое окно» – для инвестора однозначно вещь полезная и необходимая. Это демонстрирует опыт других стран и других регионов. В свое время мы проводили анализ и поняли, что нужна сегментация в отношении принципа «единого окна». Нужно создать специальный орган, сотрудники которого должны соответствовать нескольким принципам: быть очень мобильными, мотивированными, высокопрофессиональными, и этот орган должен обладать полномочиями. Он не может разорваться на всех инвесторов – следовательно, должен концентрироваться на крупных инвесторах (так сказать, на VIP-клиентах) и сопровождать их в течение всего цикла проекта.
С другой стороны, городу нужны не только VIP-клиенты: можно попасть в зависимость от них. Поэтому нужна базовая прослойка из средних предприятий. Приход этих предприятий в город могут обеспечить ИП, в которых все вопросы уже решены: инвесторы приходят на готовую инфраструктуру, утвержденные градостроительные документы и начинают работать. А чтобы создавать ИП, к ним следует относиться так же, как к VIP-клиентам.
О мобильности и высоком профессионализме говорить нет смысла – все и так ясно. А вот мотивацию надо создавать. У тех, кто работает с инвесторами, должны гореть глаза. Инвесторов надо уважать и даже где-то любить, не забывая об интересах города. Они приносят в город инвестиции в широком смысле этого слова.
Самый принципиальный момент – полномочия такого органа. Какие бы высокопрофессиональные и хорошо мотивированные люди ни работали там, если у них нет полномочий, они мало что могут сделать. Должны быть полномочия для межведомственных процедур. Важно иметь возможность сопровождать проекты через такой длинный коридор со множеством дверей, где мало знать, какую дверь открыть, – надо уметь ее открыть.
Конкуренты сидят в зонах
– В последнее время одним из игроков на рынке ИП стало государство – региональные власти создают индустриальные парки, которые, как можно предположить, более успешны в привлечении резидентов. Видите ли вы конкурентов среди государственных ИП?
– Мы на лаврах почивать не можем. В регионе конкурентов, наверное, действительно нет – скорее это партнеры, другие индустриальные парки.
Наши конкуренты – другие регионы, особенно те, где присутствуют особые экономические зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного назначения, например Елабуга или Тольятти, которые оттягивают на себя инвесторов. Там действует целый перечень льгот: по НДС, таможне, на имущество. И предназначены эти ОЭЗ, по большому счету, для любого вида производства.
– Но у вас наверняка есть какие-то конкурентные преимущества…
– Мы до сих пор считаем нашим большим конкурентным преимуществом гибкость. Это не так просто – сохранять ее. У нас все еще есть большой ресурс территории, хотя он постепенно, конечно, сокращается. Но пока у нас еще можно разместить очень крупное производство. При этом мы себе не противоречим, когда говорим, что городу нужны современные средние предприятия, которые мы также готовы размещать.
Поэтому формируем идеологию для нашего ИП, который готов разместить у себя предприятие площадью 5-7 тыс. кв. м, – как раз территория до 1,5 га под средние предприятия. Видим устойчивый спрос малого бизнеса на аренду готовых производственных площадей. К сожалению, есть у этого сегмента один существенный недостаток – компании не готовы заключать долгосрочные договоры аренды, у них объективно нет такой финансовой возможности. А мы относим себя к классическим инвесторам – мы должны понимать, как будем из инвестиций выходить.
У нас есть производство автомобилей, несколько мировых лидеров. Но чтобы кластер сложился, нужны поставщики комплектующих здесь же. Поэтому имеет смысл всем вместе подумать, как объединить усилия автопроизводителей, чтобы привлечь поставщиков, в первую очередь иностранных: отечественных надо еще растить. Подумать над механизмом гарантий со стороны автопроизводителей, который бы покрывал, допустим, часть риска девелопера, готового инвестировать в создание индустриальных площадей и передавать их в аренду поставщикам. Гарантий на семь-десять лет вполне хватит. Это не отвлечение инвестиций – в создание индустриальной недвижимости вкладываются девелоперы. Кстати, город тоже мог бы поучаствовать в создании необходимых стимулов, которые позволят сделать модель аренды готовых площадей интересной и эффективной для всех сторон.
Консолидации ради
– Почему сегодня инвесторы все чаще пытаются не приобретать участки в индустриальных парках в собственность, а арендовать готовые помещения?
– Это особенность текущего момента. Риски в стране и мире растут, кризис затягивается, а рынок инвесторы потерять не хотят, хотят как-то на нем присутствовать. Поэтому даже те, кто может позволить себе построить предприятие за счет собственных средств, сегодня предпочитают арендовать.
– Если не все гладко с привлечением инвесторов, откуда в ИП возьмутся новые резиденты? Насколько известно, программы по выводу старых предприятий из центра Петербурга не очень активны.
– У нас есть один резидент – «Дизель-энерго», который частично переносит мощности из центра города в наш индустриальный парк. Но это единичный пример. Массового выезда из центра нет, потому что нет мотивации. Говорить о перебазировании монстров из центра – это просто поговорить. Я даже не готов сказать, хорошо это или плохо.
Есть другая проблема нашего «серого пояса»: он представляет из себя разрозненный набор собственников с различными интересами, которые в основном, к сожалению, не занимаются развитием новых производств, а просто выживают. Для них основная стратегия – сдача в аренду старой инженерной инфраструктуры. И конечно, это сообщество требует переформатирования. Безусловно, не могут подвергаться сомнению права частных собственников, но чтобы решить важнейшие для города стратегические задачи, от которых зависят наша с вами жизнь и работа в этом городе, а значит, и инвестиционная привлекательность, необходимо искать и создавать механизмы влияния.
К примеру, городу необходимо корректировать транспортную политику, иначе через несколько лет мы задохнемся в пробках. Для этого надо перераспределить транспортные потоки, построить новые магистрали. А этому серьезно мешает «серый пояс». Надо искать механизмы вовлечения предприятий из «серого пояса» в процесс редевелопмента территорий, может быть, с привлечением частного капитала, приглашать крупных, зарекомендовавших себя девелоперов, создать у большинства реальную заинтересованность, мотивацию. А для меньшинства, которое есть всегда, – вплоть до принудительного выкупа, конечно, в рамках закона. Для этого нужны единая политика города и политическая воля. Пока этого нет.
Санкт-Петербург