Итоги правления популистов
Большинство аналитиков соглашаются с тем, что Донбасс ожидают тяжелые времена. Даже если ЛНР и ДНР выиграют битву за свою независимость, их выделение их украинской экономики ввергнет регион в серьезнейший экономический кризис. Стоит ли игра свеч?
Для ДНР и ЛНР ничего страшного при отделении не произойдет - все уже случилось. У власти в стране долгие годы были оголтелые популисты, поэтому Украина уже государство-банкрот. 40% трудоспособного населения Украины работает за рубежом и не платят ни подоходные налоги, ни в пенсионный фонд. В результате у нас на одного работающего в стране уже три пенсионера. При этом заводы в плохом состоянии, никто не делал никаких амортизационных отчислений. В результате 70% фондов устарело и нуждается в немедленной замене.
2014 год вообще ознаменовался полным закрытием всего и вся, улетом экономики на полное дно. Промышленные Донбасс не стал исключением. С 1 января 2014 года мы лишились возможности участвовать в российских государственных тендерах (там сейчас могут участвовать лишь предприятия членов Таможенного союза). В итоге наше машиностроение за первые три месяца 2014 года рухнуло на 60%. Особенно пострадали Краматорск и Славянск. В Краматорске нет ничего, кроме машиностроительных заводов, которые полностью работают на Российскую Федерацию. А в Славянске по официальным данным на РФ работают 92% всех предприятий. Не стоит при этом обращать внимание на официальную статистику по безработице - она вам ни о чем не скажет. У нас огромная скрытая безработица. Так, людей раз в три месяца отправляют в неоплачиваемый отпуск на месяц, а рабочая неделя может длится три или 4 дня. Кроме того, у нас не регистрируют в качестве безработных тех, у кого прописка в сельской местности.
Страна рухнула бы в любом случае, поэтому был выбор - либо дохнуть стоя вместе, либо попытаться вырваться. Мы выбрали второй вариант.
Но сможете ли вы существовать отдельно? В Киеве много говорят о том, что фраза «Донбасс кормит Украину» давно устарела. И приводят статистику, доказывающую, что экономика Донбасса убыточна.
На Украине нет нормальной официальной статистики, мы можем делать расчеты исключительно по косвенным моментам. В частности, по неофициальным подсчетам, которые предоставляют области. Когда пошли разговоры по федерализации, власти Донецкой администрации провели негласный подсчет, и выяснилось, что в 2013 году они перечислили в казну в два раза больше, чем из нее получили.
Такая разница в цифрах и иллюзия дотационности Донбасса отчасти связана с тем, что украинская экономика действительно уникальна по своей централизации и суперунитарности. Так, у нас налоги платятся по месту регистрации, и поскольку НДС наиболее приемлемый в Киеве, то в этом городе, который ничего не производит и где нет ни одного открытого завода, создается, если я не ошибаюсь, 47% украинского ВВП. Свою долю в эту сумму вкладывают и лицензии - все они получаются в Киеве, поэтому у нас нет ни одного рыбколхоза на Азовском море без киевской прописки. Вообще все лицензии получаются там - даже на такси - говорит Андрей Пургин. - В Львове находится удобная таможня, и там растамаживается товар, который заезжает почти на всю Украину из Европы. И суммы за растаможку начисляются на счет Львовской области, поэтому она якобы много производит и находится в профиците.
Если говорить о фискальной политике в целом, то более 75% налогов собираются в один огромный мешок в Киеве, а потом в ручном режиме все делится по регионам. Именно поэтому на Украине был так важен пост президента - он давал доступ абсолютно ко всем деньгам страны.
Еще одним способом централизации стала концентрация всей информации в столице. Так, 90% компьютеров в Донецкой и Луганской областях - это фактически удаленный рабочий стол. Все базы данных и обеспечение находятся в Киеве, и он доступ к ним может в любой момент отрубить. В итоге области при выходе остаются лишь с компьютерами без данных. Кроме того, Киев делал все возможное для того, чтобы в регионах не было своих дееспособых элит. У нас многие годы уже нет местного самоуправления, а депутаты областного совета лишь носят значок с надписью «депутат».У них даже в трудовой книжке нет соответствующей записи, зарплату они не получают - их работа считается общественной нагрузкой. В итоге местные элиты даже не знают как бюджет сверстать.
Нам нужны российские рынки
Власти ДНР уверяют, что решат экономические проблемы региона через сотрудничество с Россией. В каких отраслях?
Например, в энергетике. Весь юг России тотально энергодефицитен - не случайно там строятся Ростовская и Воронежская атомные электростанции. Мы можем туда продавать электроэнергию, которую будем получать от сжигания нашего угля. Если к тому же в угольной промышленности убрать все злоупотребления и серые схемы, то добыча угля перестанет быть убыточным.
Дефицит электроэнергии, кстати, может возникнуть и на Украине. Там из 5 атомных электростанций 4 дожили свой век, их надо закрывать и разбирать. С большим трудом украинские власти регулярно выбивают у МАГАТЭ разрешение попользоваться некоторыми из них еще в течение 2-3 лет. При этом Киев передаем топливо на хранение России, и Москва в любой момент Украине может выставить огромный счет или вернуть топливо назад. А возвращать его некуда - на Украине нет хранилищ.
Как только откроется восточная граница, сразу воспрянет наша промышленность, появятся рабочие места. Металлурги дают стране до 60% валюты, но при этом они могли бы давать больший доход в госказну, если бы отправляли на экспорт не только чушки, но и сами делали листы, арматуру и т.п. Это даст большую прибыль, увеличит приток налогов. У нас в Донецкой области осталось еще с советских времен около десятка мощных, знаковых предприятий. Например, Новокраматорский машиностроительный завод. Аналогов их продукции в России нет. Конечно, вы может построить такие же предприятия на российской территории, но на это уйдет лет 10-15 и миллиарды долларов. Гораздо выгоднее Москве будет сотрудничать с нами.
Восстановление инфраструктуры Донбасса и разрушенных (как за годы независимости, так и за месяцы антитеррористической операции) предприятий потребует больших вложений. Как на инвестиционный фон в ДНР влияют, на Ваш взгляд, заявления официальных властей непризнанных республик о национализации собственности олигархов?
Мы не говорим о национализации всех объектов - речь идет лишь о государственных предприятиях Украины, которые перейдут под управление ДНР. Национализация частных предприятий невозможна. Мы же не будем выкупать у Ахметова все то, что он тут за полтора года взял на падающем рынке? То, что сейчас стоит 2 миллиарда, оценят в 20 и мы будем это все выкупать в течение 5 поколений? Конечно же нет. Национализация не нужна, у государства есть много иных механизмов для давления на частный бизнес. Это и антимонопольное законодательство, и налоги на большие состояния. Бизнес можно раздробить, не пустить во власть, нагрузить социалкой - и он в итоге потеряет влияние и перестанет быть олигархическим, опасным для власти.