Агломерации — тренд современной России. В какой-то период на этом явлении можно было получить экономические и политические очки, а потому регионы стали развивать собственные агломерационные проекты. Благо, что это было несложно: достаточно лишь каким-то образом оформить уже существующие отношения «город-пригород». Поэтому собственно российские агломерации никогда не были таковыми в строгом понимании: все они создавались де-факто, чтобы притянуть ресурсы в центр, вместо того чтобы развивать несколько точек. Второй момент: за последние 5–10 лет никто так и не понял, как управлять агломерациями. Так, в Иркутске пытались просто объединиться в том или ином виде с соседними городами. В Красноярске создавали акционерное общество. В Барнауле — некоммерческую организацию. Но проблемы не решались: например, построить один полигон отходов для нескольких поселков в отношении одного из глав все равно считалось бы преступлением (поскольку он вкладывает деньги в соседнюю территорию).
В Новосибирске долгое время агломерация была явлением неформальным. Ее границы рисовали проектные институты (прежде всего «Гипрогор»), а главы входящих муниципальных образований подписывали соглашения о намерениях. Менялись органы управления — например, долгое время агломерацией заведовало областное министерство строительства и ЖКХ. Наконец, в начале этого года случилось значимое событие: бывший мэр Новосибирска Владимир Городецкий был назначен вице-губернатором по развитию агломерации. Впрочем, и тогда многими это не воспринималось всерьез. Назначение Городецкого на управление аморфным проектом считали красиво обставленным уходом на пенсию и средством для расчистки пути в мэры его первому заму Владимиру Знаткову. После того как Городецкий был назначен врио губернатора, а Знатков проиграл выборы мэра Анатолию Локтю, скептики снова говорили, что институт вице-губернатора «по агломерации» исчезнет как созданный под конкретную персону. И снова областное правительство продолжило удивлять: пост вице-губернатора сохранен, и на него назначен бывший до этого министром промышленности региона Сергей Сёмка. В интервью «Эксперту-Сибирь» он рассказал, что собирается делать на новом посту.
«Люди много что говорят»
— Ваше назначение для многих было неожиданным. С чем оно связано, ведь вы вроде бы никогда не были замечены в агломерационном проекте?
— Что значит не замечен? Когда был создан институт вице-губернатора по агломерации и на пост был назначен Владимир Филиппович Городецкий, этими вопросами стали заниматься несколько министерств, в том числе и наше — министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства. Агломерацией занимались все, кто так или иначе был связан с реальным сектором экономики.
— На этом посту вы будете заниматься агломерацией или чем-то еще?
— В моей подведомственности будут три министерства: наше родное, министерство транспорта и минстрой. Сейчас готовятся изменения в распределение полномочий.
— Когда стало известно о назначении на пост вице-губернатора Владимира Городецкого, многие говорили, что это красиво обставленный выход на пенсию. Надеюсь, в вашем случае это не так?
— Люди много что говорят. И они, как мы теперь видим, были не правы. Вообще это не та сфера, где стоит гадать. Я же сам согласился на этот пост, добровольно. Владимир Филиппович (Городецкий. — Ред.) мне предложил, я согласился. Можно сколько угодно обсуждать, но двойного дна за этим не скрывается.
— Какие перед вами были поставлены задачи при назначении?
— Развивать это новое направление. А новое оно для всех — даже в законодательстве нет понятия агломерации. Нужно встречаться с главами муниципалитетов, обсуждать пути развития. Кстати, недавно мы делали презентацию в Минрегионе РФ и подали заявку на участие в пилотном проекте. Всего было 17 заявок со всей страны.
— Они раздают деньги?
— Я не думаю, что там будут великие деньги. Прежде всего они пытаются понять, как управлять агломерациями, и сейчас смотрят на опыт разных городов. А как и на что там будут распределяться деньги, лично я не понимаю. Кроме того, если говорить о деньгах, то у нас уже есть работающие способы финансирования. Например, та же программа по развитию предпринимательства, есть закон о товаропроизводителях, мы ждем создания на федеральном уровне фонда по развитию промышленности. Есть простые способы поддержки, и нужно ими пользоваться.
«Надо договариваться»
— Я правильно понимаю, что пока в Новосибирской области вы избрали схему управления агломерацией, при которой есть вице-губернатор, совет глав муниципалитетов, и все?
— Да, пока мы выбираем такой путь, не создавая никакую надстройку, учреждение или акционерное общество. Пока мы попробуем так, чтобы не плодить лишних структур. Пока мое предложение в том, чтобы решения в рамках агломерации пропускались через общественный орган. И он уже создан — это градостроительный совет. Сейчас его нужно расширять, вводить туда глав муниципалитетов, экспертов. Но все это мы будем обсуждать.
— Но получается, что решения этого совета никого ни к чему не обязывают.
— Да, но только до того момента, пока мы не договоримся.
— А если не договоритесь?
— Тогда будем искать другой путь решения проблемы. А вообще — жизнь не может быть без договоренностей.
— Да, но они и сейчас живут примерно так же.
— Сейчас между собой мало кто договаривается. Если только проект не затрагивает напрямую две территории, и они просто вынуждены договориться. Мы же говорим о другом. Например, глава одного муниципалитета выделяет земельный участок под реализацию инвестпроекта. Другой глава об этом знает, но не понимает, как его это коснется. Поэтому ни о чем и не договаривается с первым.
— То есть вы будете объяснять главам, как на них повлияет тот или иной проект?
— Я не аксакал, чтобы что-то объяснять или советовать тем людям, которые подчас опытнее меня и сами многое понимают. Поэтому мы будем с ними советоваться вместе.
— В чем тогда роль вице-губернатора как управленца?
— В том, чтобы создать такую систему взаимодействия.
— Есть ли какие-то примеры, на которые вы ориентируетесь?
— Я бы не сказал, что есть некие шаблоны, по которым мы будем работать.
— Вот, например, Владимир Городецкий говорил о Большом Париже, об изучении их опыта.
— Каждый говорит что-то в меру своей осведомленности и кругозора. Я обычный человек, хотя и занимаю какую-то должность. Но у меня тоже есть определенная ограниченность кругозора. Что-то я читал, а с чем-то не знаком. Знаю один пример, но не знаю другой. Поэтому я и не устаю говорить: мы открыты для общения и советов сторонних организаций. Важно, чтобы решения принимал не чиновник, а эксперты.
— То есть у вас примеров для подражания нет?
— Да, у меня пока нет таких примеров.
«Читали законы Паркинсона?»
— В любом случае про формальные структуры управления агломерацией речи пока не идет?
— Пока нет. Потому что через какое-то время даже при очень жестком контроле любая структура начинает работать сама на себя. Читали законы Паркинсона? Там очень хорошо и про чиновников написано. Зачем новые структуры, если и так можно договориться? Подписать соглашение и работать по нему. Сейчас региональный Минюст подготовил соглашение по созданию агломерации, которое будет регламентировать согласованность действий всех участников. Какой-то предел стоимости проектов, начиная от которых мы будем обсуждать их на совете. Но, повторю, это пока лишь мои предложения. Ведь по закону о местном самоуправлении любой глава муниципалитета может сказать, что он не согласен с ними.
— Будут ли приняты какие-то решения в агломерации в рамках идущей реформы местного самоуправления?
— Я думаю, что нет.
— Тогда остается актуальным вопрос совместных проектов. Скажем, захотели два района построить общий объект для совместного пользования. Но законом это запрещено. Это вы тоже будете решать в рамках агломерации?
— Да, и это тоже. Например, захотели несколько близлежащих районов построить комбинат по социальному питанию. Но строится-то он в любом случае на территории одного района, а второй не может финансировать эту стройку — это нецелевое использование средств. Такие проблемы нужно решать через изменение федерального законодательства.
— Но мы же понимаем, что это будет не скоро.
— Я говорю в таких случаях: давайте проект, будем решать. Как было по Первому сибирскому комбинату (глубокой переработки зерна), который выбрал участок на границе наукограда Кольцово и Барышевского сельсовета? Эти два муниципалитета обменялись гектарами земли, чтобы застройщику было проще реализовывать проект. Да, этот механизм — долгий, согласования шли больше года. Чтобы его упростить, нужно менять законодательство. Но пока оно меняется, жизнь ждать не будет. Поэтому будем искать решения в рамках нынешних норм.
«Не упрощайте»
— Наполнение агломерации конкретными проектами, разработанными «Гипрогором», пока воспринимается как красивые картинки: Аэросити, Наукополис, мосты и тоннели. Как это будет реализовано на практике?
— Почему красивые картинки? Возьмите Аэросити для примера. Совсем недавно мы рассматривали проект «Почты России» по созданию распределительного сортировочного центра в аэропорту Толмачёво. Ранее они были в Промышленно-логистическом парке, но теперь отказались и договорились с акционерами аэропорта. Я думаю, что в следующем месяце они закончат согласование проекта и в июле мы будем рассматривать его на инвестсовете. То есть механизмы есть, не нужно ничего выдумывать и создавать дополнительные барьеры для инвесторов, затягивая сроки входа на территорию.
— Затягивать — это одно. А ускорить-то получится? Они ведь и без всякой агломерации построят свой распределительный центр в Толмачёво.
— Да, мы действительно жили без всякой агломерации де-юре, и вице-губернатора по ней никакого не было. Но по факту она есть. Просто сейчас ей нужно разумно управлять, сделать так, чтобы все решения принимались с учетом мнения разных территорий.
— Давайте на примерах. Вот есть город Обь рядом с Новосибирском, и там работает Толмачёво, ПЛП и так далее. Что нужно сделать, чтобы все это превратилось в Аэросити, как написано в документах по агломерации?
— Только не упрощайте. Мы не говорим, что город Обь вдруг превратится в Аэросити. Здесь логика следующая: есть развитие аэропорта, а есть развитие территории. Можно посмотреть на пример Домодедова. Вот что-то подобное и есть Аэросити. Это пример, когда после бурного развития аэропорта началось развитие сопредельной территории. Там начали строиться логистические комплексы, и даже первую скоростную электричку туда запустили.
— Хорошо. А что нужно, чтобы Академгородок превратить в Наукополис?
— Об этом вообще нельзя говорить без обсуждения с Сибирским отделением Академии наук и жителями этой территории. А то я сейчас что-то предложу, а они потом скажут: вот эти чиновники опять какую-то ерунду нам навязывают. Наукополис — это территория не только Академгородка. В Новосибирске есть три отделения академий наук. И пока мы говорим о том, что между ними необходимо наладить не столько территориальные, сколько информационные связи.
— Да, и рядом с ними есть еще наукоград Кольцово.
— Безусловно. У Кольцова пока есть несколько точек роста. Первая — это строительство тоннеля под железной дорогой, который повысит транспортную доступность поселка. Второе — Биотехнопарк. Третье — строительство Первого сибирского комбината (по глубокой переработке зерна). И здесь мы уже вспоминаем об агломерации. Ведь Кольцово — это сильно ограниченная территория. Дальше идет Барышевский и Березовский сельсоветы. И они могут определить совместную промышленную и жилищную политику. И это уже интересно!
— В проекте агломерации, презентованном общественности, есть и вовсе фантастические пункты вроде Северного железнодорожного обхода Новосибирска или строительства большого речного порта в Колывани…
— Да, это все действительно там есть. Но это скорее определенная канва, на которую нужно ориентироваться и раскладывать ее по времени. Тот же порт: нужно понимать, для чего он предназначен. В этом году, к примеру, нефтебазе «Красный яр» исполняется 50 лет. В свое время они переваливали через речной порт Новосибирска миллион тонн светлых нефтепродуктов на север. Но в 1990-е годы причалы пришли в негодность. А топливо-то на север все равно уходило, просто потоки перераспределились. Этот пример показывает, что то, что сегодня перспективно, уже завтра может устареть.
«Если только пошутить»
— В Новосибирской области есть еще одна фактически существующая агломерация вокруг Барабинска и Куйбышева. Ей вы будете заниматься?
— Я придерживаюсь следующей позиции. Сейчас мы попробуем в Новосибирске, а потом сможем распространять опыт на любую агломерацию. Расстояние между городами Куйбышевом и Барабинском — 11 километров, они практически смыкаются. И любой проект, который будет поддерживать агломерационное развитие, мы поддержим.
— Главы тех районов и городов вам еще не звонили? Дескать, Сергей Николаевич, раз вы занимаетесь агломерациями, может, и нам поможете?
— Мы постоянно созваниваемся со всеми главами районов, там опытные руководители, они понимают перспективы развития территории. Поэтому им нет необходимости делать мне такие звонки. Если только пошутить — это они могут. А так — мы постоянно рассматриваем их проекты. Совсем недавно, например, обсуждали проект создания нефтеперерабатывающего завода в Барабинске. Но я пока, честно говоря, не до конца верю в него.
Для агломерации Барабинск–Куйбышев нужно понять, чем ее наполнять. С Новосибирском понятно: тут в радиусе 250 километров три региональные столицы, и просто невозможно не заниматься транспортом, логистикой и так далее. Там же все может быть закручено на том, что Барабинск расположен между Новосибирском и Омском. Кроме того, вокруг озера Чаны, которое южнее, есть неплохие туристические проекты. Надо пользоваться вот этими преимуществами территории.
— То есть можно говорить, что они следующие в очереди на создание агломерации?
— Нет, они не следующие. Они такие же, как и все остальные. Здесь нет первых и вторых, и им не надо ждать.