Главная задача, которая сейчас стоит перед Сочи, — не растерять те преимущества, которые город получил благодаря Олимпиаде, а это потребует не менее интенсивной работы, чем в период олимпийской стройки. Игры закончились несколько месяцев назад, но график мэра города Анатолия Пахомова фактически остаётся прежним: в любые дни совещания идут до упора. Для интервью «Эксперту ЮГ» Пахомов нашёл всего полчаса в перерыве между двумя планёрками, но вполне чётко обозначил свое представление о постолимпийских перспективах Сочи.
Перемена настроения
— В своё время вы проводили аналогию между Сочи и Барселоной, где перед Олимпиадой 1992 года также было значительное недовольство жителей стройкой и лично мэром города, но после проведения Игр ситуация быстро изменилась. Вы в Сочи уже это почувствовали?
— Это не только я почувствовал, это отмечают средства массовой информации и социологи. Подготовка к Олимпийским играм действительно создавала неудобства для жителей Сочи, и горожане, естественно, не могли быть этим довольны. Люди хотели изменений, но не рассчитывали на неудобства. Особенно тяжёлым для жителей был последний год перед Олимпиадой, потому что в это время завершалось строительство ряда инфраструктурных объектов, предполагающее масштабную замену подземных коммуникаций. Весь город из-за этого был буквально перерыт.
— О каких объектах идет речь?
— Например, строительство коллектора, который отводил все стоки из Центрального района Сочи на новые Бзугинские очистные сооружения. Коллектор начали строить от старых очистных сооружений на улице Конституции, прошли через весь центр и дальше на Бзугу. Это, безусловно, нужное и хорошее дело, но представьте себе, какие были разрытия. В то же самое время решалась и другая застарелая проблема — перебои с электроснабжением, даже песня такая была: «В городе Сочи тёмные ночи». Ещё с советских времён в Сочи не было своей генерации, а кроме того, требовала замены давно обветшавшая распределительная кабельная сеть. Нам надо было заменить 700 километров кабеля, оборудовать 438 новых трансформаторных подстанций. Это была огромная работа, которая проводилась в предельно сжатый срок — буквально в течение одного года. Немало неудобств горожанам доставила и прокладка теплотрассы через центр города — зато теперь мы имеем гарантированное на долгие годы вперед теплоснабжение.
— По вашей оценке, благодаря олимпийской стройке удалось ли решить главную проблему города — справиться с пробками?
— Да. Но, чтобы построить Дублёр Курортного проспекта, нужно было пройти через центральную часть курорта — или под землей, или над землей. В первом случае возникали трудности, связанные с проходкой тоннелей, а во втором — неудобства, вызванные колоссальных объемов стройплощадкой. Естественно, и в этом случае было недовольство, но сегодня люди видят результаты: Дублёр построен — и пробок нет. В Ростове, Москве, Краснодаре пробки есть, а у нас нет! Естественно, теперь все понимают, какие колоссальные преобразования произошли в городе, и, соответственно, мнение людей поменялось, и они это не скрывают.
Туризм в событийном фокусе
— Создаёт ли присоединение Крыма нового неожиданного конкурента для Сочи?
— Конкуренция — дело всегда нужное и сложное. Конечно, я не могу говорить, что Крым нам не конкурент. Но нас не догонишь — это точно. По большому счету, в Крыму нет такой инфраструктуры, которая была создана в Сочи, её там еще только предстоит создать. При сегодняшних условиях, в том числе при наличии большого количества отелей, Сочи своего клиента получит. У нас ставилась задача благодаря Олимпиаде стать международным курортом, и мы им стали, потому что Игры дали Сочи как туристическому направлению огромную рекламу. Эффект колоссальный: я знаю, что только на круизных лайнерах к нам придёт от 300 до 400 тысяч иностранных туристов. Думаю, приток иностранцев будет уже в этом сезоне, а российский турист Сочи и так любит… А ещё мы надеемся, что у многих будет желание посмотреть на те объекты, на которых были одержаны победы российскими спортсменами.
— На каком этапе находится работа по формированию пакетных предложений на отдых в Сочи? Вы несколько лет назад говорили, что нужно усиливать взаимодействие курортной отрасли с туроператорами.
— Это для нас совершенно новая работа, связанная с постолимпийским наследием — оно огромное, но надо ещё научиться эффективно его использовать. Мы имеем уникальную материально-техническую базу туризма, это великолепная возможность для проведения спортивных и концертных мероприятий, отдыха круглый год. Сегодня у нас — курорт высшей пробы, рассчитанный на высокое качество. Но при этом для нас очень важно формировать предложения для туристов с различными финансовыми возможностями. У нас появились отличные пятизвездочные отели — цены там соответствующие, но при этом есть немало двух- и трёхзвездочных отелей, особенно в Адлерском и Лазаревском районах, где стоимость проживания вполне по карману любому человеку со средним достатком.
— Что значит, по вашему мнению, эффективное использование олимпийского наследия?
— Это значит, что мы должны оказывать всяческое содействие бизнесу, владельцам отелей в том, чтобы они могли принимать и размещать как можно больше туристов. Для этого необходимо развивать событийный туризм, что мы и делаем: только что прошла Олимпиада, а впереди у нас — «Формула-1», Всемирные хоровые игры, матчи Чемпионата мира по футболу и многое другое. Отельеры должны эти события видеть и давать свои предложения по размещению, экскурсиям, по формированию турпакетов. Сегодня у нас есть подробный календарный план проведения мероприятий, и он постоянно наполняется новыми событиями. Сейчас, например, мы создаём рабочую группу по организации в Сочи Праздника света — такое мероприятие проводит в Лионе компания Philips. Есть предложение провести в Сочи выставку купальных костюмов — по словам инициаторов этого мероприятия, в Италии такие шоу пользуются большим успехом. Будем переманивать сюда фестивали, спортивные мероприятия — у нас уже довольно неплохо это получается.
— Насколько решена проблема непрозрачности курортного бизнеса в Сочи? Удалось ли завершить работу по обязательной классификации гостиниц в городе?
— Сегодня мы можем говорить, что эта работа проведена успешно. Классификации нет только у 90 из трёх тысяч объектов размещения. С теми, кто сознательно затянул этот процесс, попытался увильнуть, разбираемся через суды. Каждому из них либо придётся пройти классификацию, либо забыть о том, что им можно принимать туристов. Иными словами, в классификации средств размещения мы добились практически стопроцентного результата.
— Как менялась доля доходов от туризма в бюджете города за последние несколько лет?
— Её трудно оценить, потому что у нас нет налогов, которые поступают от прибыли. Мы имеем налог от физических лиц: чем больше работников и чем больше они получают, тем он выше, и второе — это земельный налог. Остальное уходит в бюджеты других уровней. Поэтому мы ориентируемся на увеличение количества рабочих мест. Появились новые отели, олимпийские объекты — всё это рост занятости, и естественно, это сказывается на наполняемости городского бюджета.
— Можете ли привести какие-то цифры?
— Раньше нам поступало 35 процентов налога на доходы физлиц, а теперь эта доля составляет 20 процентов. Тем не менее, мы свои доходы не уменьшили. С другой стороны, уменьшив поступления доходов от НДФЛ в местный бюджет, вышестоящие бюджеты взяли на себя обеспечение детских садов, больниц, школ. Из местного бюджета — семь миллиардов рублей — мы тратим больше всего на развитие, содержание объектов, коммунальную сферу.
Новый фронт работ
— Как бы вы сформулировали круг проблем, который стоит перед Сочи теперь, после того, как Олимпиада прошла?
— Естественно, Олимпиада всех проблем не решила, но при этом надо понимать, что нет такой отрасли городского хозяйства, которая не подверглась бы модернизации. Мы построили три новых комплекса очистных сооружений, 362 километра дорог, 55 мостовых сооружений, 22 тоннеля, 5 клиник, 4 школы, создали 2 тысячи мест в детских садах — всё это огромные достижения. Тем не менее, ещё остаются работы, требующие завершения. Например, мы построили два водовода — один от реки Мзымты, другой от Лоо, но первый водовод довели до Бытхи, а надо — до горы Батарейка, это недалеко от центра города. Тогда мы решим на 50 лет вперёд проблему с обеспечением города водой. Другой пример: мы построили очистные сооружения и распределительно-канализационную сеть в Центральном районе, и сегодня можно сказать, что все получили возможность подключаться к центральному коллектору. Но люди не подключаются — думают, что за них это должно сделать государство. То есть здесь нам ещё предстоит проводить определенную разъяснительную работу. Кроме того, мы построили очистные сооружения в Адлере, но нам ещё необходимо завершить реконструкцию Кудепстинских очистных сооружений. Все эти задачи будем решать совместно с краевыми властями.
— Оправдал ли себя генплан, сделанный в преддверии Олимпиады по заказу «Олимпстроя», по которому Сочи развивается уже несколько лет? Как бы вы обозначили его плюсы и минусы?
— Генплан был связан с Олимпиадой — он нам нужен был для того, чтобы реализовать олимпийский проект. Но жизнь идёт, и сегодня надо подкорректировать и генплан, и, конечно, правила землепользования и застройки. Первое и самое главное: высотного строительства в Сочи больше быть не должно. А чтобы высоток больше не появлялось, нужно корректировать ПЗЗ.
— Насколько, по вашему мнению, серьёзна проблема избытка предложения новых объектов недвижимости, о чём говорят многие эксперты этого рынка?
— Что значит «проблема» в данном случае? Построено очень много жилой площади — понятно, что в результате должны упасть цены. Риэлторы пытаются эти цены сдерживать искусственным способом. Они пишут, что в городе Сочи цена квадратного метра составляет 72 тысячи рублей, но на самом деле можно и по 40 тысяч продавать, многие застройщики готовы это делать.
— Вы планируете выставлять свою кандидатуру на второй срок на близящихся выборах мэра города?
— Я думаю, что пока можно сказать так: мы разберёмся с социологическими данными, как люди оценили мою деятельность, как они видят мои шансы. Вот тогда я и приму решение.
— В таком случае, вне зависимости от конкретных персоналий, какую повестку развития города сейчас должен предлагать кандидат в мэры, чтобы выиграть выборы?
— Прежде всего это грамотное использование постолимпийского наследия. Всё, что построено, надо эффективно использовать, а для этого нужно обладать опытом. Легче от того, что Олимпиада закончилась, работать не станет. Если кто-то думает, что теперь Сочи будет получать все на блюдечке, это не так…