— Каковы результаты работы банка в первом полугодии 2014 года? Ощутили ли вы на себе замедление темпов роста экономики? Появился ли интерес к некредитным продуктам банка?
— Экономика снижается, а наш кредитный портфель продолжает расти. Цифры красноречивее слов: за шесть месяцев компаниям среднего и крупного бизнеса Южного федерального округа ВТБ выдал порядка 60 миллиардов рублей. Это в два раза больше по сравнению с первым полугодием прошлого года. Кредитно-документарный портфель банка ВТБ в ЮФО на 1 июля составил 118 миллиардов рублей, рост с начала года — 27 процентов. Это существенно выше показателей темпов роста в целом по рынку.
Снижения спроса на кредитные продукты мы не предвидим. Скорее наоборот — ожидаем определённого притока клиентов. Ведь в сложных экономических реалиях бизнес мобилизуется и ищет пути, как сократить расходы.
Помимо кредитования, которое всегда было основным источником роста бизнеса и прибыли банка, сегодня важны продукты, которые сокращают риски компании. Существуют риски, которые банк может минимизировать — волатильность курсов валют и цен на мировое сырьё. Поэтому настоящее и будущее за такими инструментами хеджирования рисков, как опцион и форвард. Если раньше мы больше работали с валютными рисками, то теперь имеем возможность хеджировать цены на сырьё.
Ещё одно наблюдение. Раньше компании ленились размещать свободные денежные средства в депозиты на несколько дней (выходные, праздники), сегодня ситуация поменялась — бизнес использует любую возможность для получения дополнительного дохода. Об этом говорит наша положительная динамика по депозитам «овернайт».
— Есть мнение, что многие крупные компании, имевшие доступ к кредитованию за рубежом, сейчас рефинансируют свои кредитные портфели в крупных российских банках. Наблюдаете ли вы эту тенденцию?
— Эта тенденция подтверждает закономерность: ухудшение экономической ситуации в стране обратно пропорционально интересу компаний к крупным российским банкам, особенно к банкам с госучастием. В целом российские и иностранные банки примерно одинаково чувствительны к экономическим колебаниям в стране. И всё же российский банк более понятен нашему потребителю и одновременно предоставляет банковские услуги мирового уровня.
— Как вы оцениваете потенциал роста экономики ЮФО на фоне рецессии? Какие отрасли подвержены наибольшему риску спада, а какие, напротив, смогут продолжить развитие?
— Российская экономика переживает непростые времена. В это время возможно снижение покупательской способности. Более уверенно будут чувствовать себя компании, имеющие дело с госзаказами, работающие в так называемом сегменте «дешевле, надёжнее, функциональнее», оказывающие сервисные услуги, компании, ориентированные на экспорт и тем самым обеспечивающие приток валюты в регион, и, традиционно, продуктовый ритейл. В целом на перспективы развития экономики Южного федерального округа мы смотрим довольно оптимистично.
— В предыдущий кризисный период ряд компаний получили возможность для развития, наладив выпуск импортозамещающих товаров. Какие отрасли, по вашему мнению, имеют схожие перспективы на этот раз?
— Уверен, импортозамещение — драйвер роста экономики. Хотя машиностроение, химическая промышленность и продовольственная промышленность развиты в России достаточно хорошо, именно они составляют львиную долю российского импорта. Это говорит о нехватке собственных мощностей. Здесь и открываются возможности для отечественных компаний. Но без поддержки со стороны государства не обойтись.
— Сейчас непростая ситуация складывается в сельском хозяйстве, причём в перебатывающих производствах, которые традиционно считались наименее рискованным сегментом этой отрасли. Видите ли вы для себя надёжных заёмщиков в этой отрасли? Чем они характеризуются?
— Для индустриально-аграрной страны, в том числе для Южного округа, упадок сельского хозяйства — недопустимая роскошь. И всё же, несмотря на наличие программ господдержки, в отрасли существует ряд проблем. В первую очередь они связаны с финансированием. Отсюда моральный износ оборудования, которое не позволяет конкурировать с иностранными производителями (ситуация обострилась после вступления России в ВТО), проблемы со сбытом готовой продукции, так как ритейлу зачастую интереснее работать с импортом. Необходимо создавать льготные условия для становления и эффективного функционирования аграриев, ведь от них напрямую зависит продовольственная безопасность страны. Здесь нужен комплексный подход, важно взаимодействие властей и банков. ВТБ оказывает финансовую поддержку компаниям среднего и крупного бизнеса, независимо от отрасли, держа в уме главный принцип — качественный кредитный портфель.
— Каковы стратегия и количественные целевые показатели банка в нынешнем году и в среднесрочный период? Будут ли они меняться в связи с существующим экономическим фоном?
— В планах у нас — не только достижение количественных бизнес-показателей. Одной из главных задач мы считаем выход на новый, более качественный уровень вместе с нашими клиентами. Если говорить о цифрах, то у нас амбициозные планы — мы планируем по-прежнему расти быстрее рынка.