Несмотря на успехи в развитии новых материалов, металлы остаются основой подавляющего числа конструкций, машин и сооружений, а металлообработка и, соответственно, станкостроение для целей металлообработки являются одним из самых существенных сегментов машиностроения. Это еще раз подтвердила прошедшая в июне в Москве выставка «Металлообработка-2014». На ней была представлена продукция как наших, так и иностранных предприятий. Российская экспозиция показала, что в отечественном станкостроении сформировалось три стратегии развития. Одна — создание российскими компаниями совместных с западными предприятий в расчете на постепенный и полноценный трансфер их технологий. Вторая — развитие традиционных площадок, то есть опора на достижения отечественной школы станкостроения. И третья — строительство иностранцами собственного производства в России. Сегодня объем российского рынка станкостроения таков, что позволяет жить и конкурировать всем его участникам независимо от выбранной стратегии, но пока рынок этот на 90% занят импортом. Занимать всего 10% собственного рынка просто неудобно. Но пока отставание российского станкостроения от уровня развитых стран очевидно, более того, на фоне растущего спроса все еще наблюдается падение производства станков. Как остановить этот трагический процесс? «Эксперт» готовит большой аналитический материал, который должен помочь подойти к ответу на этот вопрос. В ходе его подготовки мы взяли интервью у различных представителей отрасли. В частности, у генерального директора группы МТЕ Дениса Волкова, чья компания реализует первую из перечисленных нами стратегий. По его мнению, у российских станкостроителей есть все шансы существенно потеснить импорт на отечественном рынке, но никакого волшебного рецепта, который способен изменить ситуация за пару месяцев, не существует.
— Правительство принимает немало мер по поддержке станкостроения, однако результатов пока мало. Несколько заводов попали в критическую ситуацию: Рязанский на грани закрытия, большие проблемы у Ивановского и Краснодарского заводов. Это крупнейшие предприятия отрасли. А ОПК не хочет покупать наши станки, даже когда его обязывают это делать по так называемому 56-му постановлению*.
— Дело в том, что большинство российских производителей станков, по моему мнению, сегодня неадекватны требованиям дееспособных российских заказчиков. Дееспособными заказчиками являются компании, которые имеют экспортный потенциал. Например, «Вертолеты России», концерн ПВО «Алмаз-Антей», корпорация «Уралвагонзавод» или Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Они сами зажаты в тиски жесточайшей конкуренции. Их продукты должны конкурировать на внешних рынках, потому что внутреннего рынка для них недостаточно. И когда, с одной стороны, они должны быть конкурентоспособными на Западе, а с другой — им навязывают технологические решения, которым по 30–40 лет, естественно, возникает конфликт. Причем конфликт не политический, не финансовый, а профессиональный.
Мы работаем с предприятиями