Международный культурный проект Debut to Master под идейным руководством неугомонного российско-австралийского дирижера Владимира Фаншиля, ныне работающего в Германии, уже третий год подряд собирает в Петербурге в Малом зале Филармонии им. Д.Д. Шостаковича музыкальную элиту нового поколения на концерты International Opera All Stars. В этом году были исполнены произведения Россини, Пуччини, Верди, Дворжака… В союзе с не менее активным и деятельным режиссером Василием Бархатовым и актрисой БДТ им. Г.А. Товстоногова Полиной Толстун он проводит «революционные» действия по привлечению в академические залы молодой публики, да еще и на концерты классики. Как это удается и удается ли – об этом нашему изданию поведал сам дирижер.
– Владимир, бал и опера всегда были непременными атрибутами жизни столичного бомонда позапрошлого века. Одним из центров светской культуры Петербурга тогда был особняк госпожи Энгельгардт, где ныне располагается Малый зал Филармонии. Но это времена былые… А сегодня вы зовете сюда на концерты в рамках проекта Debut to Master «рискованную» публику. И люди приходят, вопреки ожиданиям… Как вы думаете, почему? Ведь классическая музыка не слишком популярна сейчас у молодого поколения.
– Начну издалека. Я в Петербурге провел пять лет. С 2007 по 2012 годы учился на дирижера на кафедре оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории. Потом, когда я уехал жить в Германию, понял, что просто так покинуть Петербург не смогу! И подумал, что должен что-то сделать в этом городе. В это время я стоял в Мариинском театре, размышляя на эти темы. Тут встретил Васю Бархатова (молодой режиссер поставил уже более десятка опер. В 2013 году стал художественным руководителем оперной труппы Михайловского театра. Лауреат молодежной президентской премии «Прорыв». Известен такими работами, как «Братья Карамазовы», «Сказки Гофмана», Yesterday Live, «Оливье-шоу» – Прим. «Эксперт С-З»). Мы пообщались и решили, что надо сделать что-то веселое и живое в Малом зале Филармонии, потому что зал-то легендарный. К сожалению, концерты там, на мой взгляд, не всегда интересны. И надо было как-то эту ситуацию оживить. Подумал: «Хочу немного пыль стряхнуть!» И мы решили сделать концертную серию Debut to master. Она имеет много частей. Первая часть вытекает из названия Debut to master. Почему такое название? Потому что в концертной серии у нас есть конкурс. Мы проводим его онлайн. Нам присылают видео, у нас есть жюри. Выбираем одного победителя, которого и привозим в Петербург. И потом он выступает на сцене Малого зала Филармонии. На первом концерте выступал скрипач Юрий Ревич. На втором – восходящая звезда румынской школы пианист Серджио Тухутиу. В третьем концерте принял участие тенор Владимир Дмитрук. Певец, который сейчас в Лос-Анджелесе в опере выступает. Вместе с ним согласились принять участие в концерте на одной сцене такие артисты, как Элеонор Лайонс (победительница Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой 2013 года, сопрано, Австралия), Ирина Шишкова (солистка Мариинского и Михайловского театров, меццо-сопрано), Александр Цымбалюк (солист Большого театра, бас, регулярно выступающий на таких сценах, как «Ла-Скала» и «Метрополитен»). Актриса и муза нашего проекта – Полина Толстун. А собственно сцену мы отдали в руки немецкого драматурга и режиссера Дитриха Брюггеманна, лауреата кинофестиваля «Берлинаре-2014».
Вторая часть нашего проекта – это стремление привлечь новую публику, молодежь, в которой все-таки генетически есть стремление ходить на концерты, интересоваться культурой. Но они слегка об этом забыли, потому что вокруг много гламурной жизни: журналы, клубы, кафе новые открываются… И они пропускают самое важное, что в этом городе есть – культурную жизнь. Мы создаем атмосферу, в которой удобно, расслабленно воспринимать классическую музыку. Но никаких эффектов или шоу мы не делаем. Нет. Подаем музыку в «чистом» виде.
– Почему выбран именно Малый зал Филармонии?
– Как я уже сказал, зал этот легендарный. И еще в Малом зале воздействие музыки намного мощнее, чем в большом пространстве. Знаете, я ненавижу гала-концерты! Я считаю, что это невероятно скучный формат. Человек выходит, поет, потом кланяется, ему хлопают, выходит следующий… Между выступлениями нет никакой взаимосвязи. А ведь все волшебство оперы заключается в сказке. Например, внутри нашего третьего концерта под названием «Искушения» у нас все было взаимосвязано. Это рассказ. Здесь и арии из «Богемы», сцена смерти молодой рабыни Тимура Лю из оперы «Турандот». Кроме того, у нас в программе этого года еще и произведения Антонина Дворжака. Это такие «штучки», которые никто не знает. И которые важно показать. Я сейчас много работаю с оркестром Будапешта. И слышу, как это должно звучать, слышу столько прелести в этой музыке!
Услышать музыку кишечником
– На прошлом концерте, когда вы исполняли музыку Астора Пьяцоллы, была танцующая пара, откуда она? Профессионалы?
– Нет, мы принципиально не хотели приглашать профессиональную пару! Просто пришли на милонгу, где танцуют любители танго. И нашли пару, которая страстно танцевала. И в одной из четырех частей сезонов Пьяцоллы на концерте они спонтанно встали: он подошел к ней, и они немного потанцевали аргентинское танго.
Дело в том, что мы хотим из наших концертов сделать сюрприз, чтобы для зрителя все было неожиданным. Сегодня, к сожалению, очень много слушателей приходят в концертные залы и знают, ЧТО им надо слушать и КАК им надо слушать... И это очень страшно. Как меня учил музыковед Аркадий Климовицкий (профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Российского института истории искусств РАН – Прим. «Эксперт С-З»), все надо слушать ушами, конечно. Но первое, что надо, – это прослушать чуть ли не кишечником. А потом уже всем остальным. То есть надо пропустить музыку через себя. Здесь речь идет о том, чтобы отвязать людей от стереотипного восприятия музыки, заставить их взглянуть по-другому.
– И все же… Ваши программы концертов рассчитаны на подготовленную публику, воспитанную на классической музыке? Или вы закладываете в программу некий образовательный момент?
– Мы рассчитываем и на ту, и на другую публику. Качество исполнения у нас традиционно очень высокое. Поэтому для гурманов, безусловно, это любопытно. Не слишком образованному в музыкальном плане человеку это интересно, потому что он имеет возможность попасть в абсолютно иной для него мир. А вдруг после наших концертов он решит сходить и в Мариинский театр? Взрослая 30-летняя молодежь, которая уже успела что-то сделать в своей (немузыкальной) области, с удовольствием приходит к нам, чтобы приобщиться к миру искусства. И это несмотря на убеждение, что на концерт классической музыки «ты придешь и будешь скучать». Мы про скуку заставляем забыть. Есть еще такая проблема: сегодня многие заносчивые люди приходят в зал и «образованно» смотрят на тех людей, у кого возникает желание хлопать не в подобающих местах (не там, где это предполагается музыкальным произведением). Но я бы так остро не ставил вопрос. Мне на самом деле приятно, когда так хлопают. Потому что таким образом я понимаю, что в зале «новые» слушатели сидят. Я это спиной чувствую.
Хочу еще раз подчеркнуть, что мы ведем работу по привлечению нестандартной публики в академические залы. Даже афиши наших концертов очень сильно отличаются от классической афиши в Филармонии. Моя подруга, художница из Австралии, на прошлый концерт нарисовала нам на афише черепаху для Le carnaval des animaux Сен-Санса. В Филармонии не хотели вешать эту афишу! Пришлось настоятельно добиваться, чтобы повесили. Надо понимать, что все начинается с дизайна и концепции. Поэтому именно такая афиша нам и была нужна. Привлекательная. Но в целом я считаю, что все успешное и запоминающееся в мире происходит от одной лишь идеи служения музыки и донесения ее до слушателей. Благородная цель должна быть, которая, безусловно, выше, чем все эти детали, трудности, афиши. И один я бы не собрал всех этих потрясающих артистов. Мы просто все притянуты к этой идее. Может, поэтому молодая публика к нам приходит.
Выйти из комфортной зоны
– А насколько легко вам удается добиваться желаемого результата? Вероятно, переговоры с руководством Филармонии проходят непросто. Кроме того, Петербург сам по себе город очень консервативный…
– К сожалению, все, что делается в мире нового и непривычного, делается очень непросто. Люди должны выходить из комфортной зоны. Конечно, это очень сложно. Взять даже нашу программку на концерте. К чему привыкла публика? К стандарту. Хорошо, тогда открываем наш вариант и находим там неформальные письма-приветствия к публике от Васи (Василия Бархатова. – Прим. «Эксперт С-З») и от меня. Потом собственно сама музыкальная программа. Следующая страница – вопросы к участникам проекта. Например, вопрос для концертмейстера Даниила Австриха: «Ваша любимая музыка это?..» – «Та, от которой мурашки по коже». – «Где ты сейчас находишься и что делаешь?» – «Я пишу вам из Петербурга с кухни моего преподавателя по музыке, у которого я сейчас в гостях». У нас очень свободный тон общения, чтобы люди могли познакомиться с музыкантами легко, чтобы можно было уменьшить это тягостное расстояние от зрителя до выступающего на сцене. Согласитесь, очень скучно приходить на концерты и читать биографии композиторов и выступающих. Очень! Может, единицам интересно это читать. Мне интересно, потому что я могу по биографии оценить музыканта, чтобы пригласить его в наш проект. Всем остальным, думаю, скучно. Кстати, о знакомствах и приглашениях: если мне кто-то из музыкантов нравится, то я всегда беру визитки (так случайно познакомился с прекрасной арфисткой Софией Кипрской, принявшей участие в нашем третьем концерте), собираю номера мобильных телефонов, иногда знакомлюсь с музыкантами в метро.
После каждого концерта в рамках Debut to Master я говорю себе: «Все, я больше не буду этим заниматься!» Потому что я сильно устаю. С другой стороны, я очень вдохновляюсь! Вдохновляюсь и от публики, в том числе. Как однажды заметила актриса Полина Толстун, мы занимаемся тем, что «провоцируем слом привычной структуры»! Наша муза может спокойно подойти к дирижеру (ко мне) во время выступления и заговорить со мной. А теперь представьте, что кто-то во время концерта подойдет к Валерию Гергиеву и будет с ним общаться… Пока такое не вообразить. Самая наша большая задача, чтобы публика, сидя на стульях, с каким бы багажом знаний и образования она к нам на концерт ни пришла, смогла при помощи музыки немного воспарить. И в этом нет пафоса. В этом – естественная реакция «на духовное» любого человека. Чтобы после посещения Малого зала Филармонии человек ушел просвещенным аристократом XXI века, ведь способность воспринимать прекрасное есть в каждом. Это точно.
Санкт-Петербург
СПРАВКА
Владимир Фаншиль – Главный дирижер и художественный руководитель проекта Debut to Master.
Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, кафедры оперно-симфонического дирижирования (в 2012 году). Сотрудничает с музыкальными коллективами в Австралии, странах Европы. Владимир Фаншиль работал в Hamburgische Staatsoper (Гамбург) и с Budapest Festival Orchestra (Венгрия). В настоящее время работает в Германии с Иваном Фишером в Konzerthaus Berlin. Активно гастролирует по всему миру. Свои музыкальные идеи реализует совместно с режиссером Василием Бархатовым. В рамках проекта Debut to Master состоялось три концерта в Малом зале Филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Критики окрестили их «атмосферный концерт», «мелодраматическое действо», «концерт с ключиками».