Участники строительного рынка работают сегодня в условиях серьезной конкуренции – и подрядчики, и девелоперы. Причем на фоне не слишком благополучной экономической ситуации конкуренция растет, не все строительные компании чувствуют себя хорошо. Чтобы в этих условиях оставаться на рынке, необходимо как-то выделяться на общем фоне. Холдинг RBI всегда выводит на рынок тщательно продуманный и упакованный продукт – будь то торговая марка или новый жилой проект. Один из последних, выведенных компанией «Северный город» (входит в холдинг) на рынок, комплекс «Green Сity» позиционируется как проект с концепцией «город в городе». О пользе концепций, брендов и стратегий «Эксперту Северо-Запад» рассказал президент холдинга RBI Эдуард Тиктинский.
– На рынке строящегося жилья повышается конкуренция. Какие конкурентные преимущества компаний-застройщиков сегодня особенно важны?
– Важна миссия компании и то, насколько ты в нее веришь. Обычная история на петербургском рынке: девелоперскими компаниями их создатели управляют сами. Сегодня в девелоперском бизнесе ты успешен, если веришь, что есть нечто большее, чем деньги в бизнесе. Если собственник не участвует в управлении компанией, всегда есть вопрос: насколько наемный менеджер проникнут миссией компании и какова длина его забега?
Мы, утвердив миссию «преобразование окружающей среды», следуем ей все время существования. Наша миссия – абсолютно четкое отражение моей жизненной философии. Мы идем от сути. Задача премиального девелопера – во всем превосходить ожидания. Если системно проанализировать, для проекта комплексного освоения территории у нас есть все, что можно придумать полезного для комфорт-класса, не только уровень сервиса. Качество – тотально. Дизайн входных групп, холлов разрабатывается изначально, на старте проекта. Так же, как и ландшафтный дизайн. Инженерные системы, планировки – все продумывается до мелочей. Это все стоит денег и связано с высокой квалификацией команды, управляющей проектом. Увязать это вместе – нетривиальная задача. Я сам уделяю много внимания именно разработке продукта.
– А такие конкурентные преимущества, о которых участники рынка недвижимости говорят много лет, как репутация компании? Доверие покупателя?
– Но здесь мы не уникальны – есть компании, которые имеют неплохую репутацию и давно работают на рынке. Вопрос доверия даже не обсуждаю – это само собой разумеется: оно или есть, или нет.
Конкурентное преимущество – если следуешь стратегии, миссии, – поневоле заставляет искать дифференцированные подходы к созданию продукта. Для меня лично правильно поступать именно так. Отсюда и продукт дифференцированный получается. На рынке недвижимости это существенное подспорье: рынок сложный, жадность и упрощение превалируют.
А при формировании продукта обязательно надо взвешивать соотношение спроса и предложения, понимать, кто купит. Рынок развивается простым образом. В заделах – миллионы квадратных метров, большие территории. Соответственно, застройщики дифференцируются в соответствии с квалификацией и внутренней потребностью.
Внутренняя потребность «сделать хорошо» возникает не только из-за конкуренции, но из-за зрелости создателей фирм – когда руководствуешься не рынком, а внутренними ощущениями.
Концептуальные экзерсисы
– Каковы затраты на разработку концепции – финансовые и временные?
– Затраты – это 20 лет работы и команда специалистов, которые вместе трудятся уже многие годы. Это наработанные стандарты, система управления, в том числе качеством строительства.
Временные затраты – это дополнительно два-три месяца, необходимые для крупного проекта. Но так как сегодня земельные участки, как правило, покупаются без проекта планировки территории (ППТ), как раз за эти два-три месяца можно успеть согласовать ППТ – срок с лихвой поглощает.
Если говорить о дополнительных затратах, то это целый комплекс. Внутри компании должны быть созданы определенная корпоративная культура и стандарты. Создание уникальной корпоративной культуры напрямую связано с внутренним ощущением людей. Люди понимают: они – не винтики. Поэтому и лекции по архитектуре проходят, и обсуждения культурных событий. Возникает среда, где люди «живут жизнь». Необходимо поддерживать баланс производственного процесса и жизни как таковой. Важна команда, в которой люди друг друга уважали бы.
Благодаря этому подходу люди, которые приходят в компанию и остаются здесь работать, привержены компании. Это и позволяет создавать интересные продукты. Конечно, это длительный процесс. И любая нелояльность к компании имеет достаточно высокую цену. И мы все время ищем возможности совершенствоваться.
– Вы стремитесь поддерживать баланс между жизнью и работой внутри компании. А сами вы трудоголик?
– Скажем, я не задерживаю бизнес-процесс. Моя задача – давать импульсы для работы всей компании. Хорошо, когда человек живет полной жизнью.
– Требуется ли для реализации конкретной концепции как-то менять организационную структуру компании?
– Если люди не разделяют ценности компании и им не близок подход, который мы исповедуем, они не задерживаются в RBI. У нас есть сработанная команда.
Концепция – это продукт, который создается в большой степени за счет интеллекта. Премиальный девелопер без вертикальной интеграции – компания, в которой от каждого члена команды многое зависит.
– Что влияет в первую очередь на содержание концепции – потребности потенциальных покупателей или местоположение?
– Местоположение у участков разные, но все идет от стратегии. Участки под застройку мы покупаем с учетом стратегии. Если «Северный город» не строит жилье эконом-класса, компании и нет в Ленобласти (единственный в Ленобласти проект компании Mistola Hills – малоэтажный и относится к сегменту «комфорт»). Это стратегия. Мы сосредоточились на комфорт-классе в Петербурге и ближайших пригородах. Но все наши проекты разные и не похожи друг на друга. «Green Сity» – не то, что дом на Московском, например. Если он строится в развитом квартале, не надо думать о коммерческих помещениях.
Местоположение – это некая база. Мы к ней примериваем наши стандарты. Например, жилье в формате «3Е» может здесь существовать? Далее берем во внимание целевую аудиторию, это более тонкая надстройка. По сути, все это внутри стандарта компании – базовый набор, опции.
Формируя концепцию, надо удерживать баланс между стандартизацией и индивидуализацией, между темпом и качеством. Этот баланс – постоянный вызов для компании. В идеале, конечно, для концепции важны и место, и потребности покупателей, и бренд компании, и ее стратегия.
– И у бренда при создании концепции есть своя роль?
– Это все нереально разделить. Но логика и практика подсказывают: если бренд все время насилуешь, он выхолащивается, проседает. Но нет концепции – нет бренда. Хотя брендом застройщика может быть и задержка строительства. А вот при выводе нового бренда, если есть интересная концепция, она может привлечь внимание к новому бренду.
– Верно ли, что наличие концепции в проекте позволяет продавать жилье дороже и быстрее?
– Цена формируется – себестоимость плюс премия, 10-15% к среднему продукту. Получается сумма, которую люди готовы отдать за качественный проект. Мы в проекте «Green Сity» предложили 800 вариантов планировок на 1200 квартир в первой очереди – за три недели продали 100 квартир по средней цене 89 тыс. рублей за кв. м. Это был старт продаж.
Выйти за рамки
– Вы объявили о новой концепции в проекте «Green Сity» – «Город в городе». Какие идеи заложены в концепцию?
– Во-первых, мы создаем среду обитания. Психологи говорят: дом начинается со двора. Детский сад и школа во дворе – это круто. Двор вообще важная составляющая. Мы изучали этот вопрос с участием психологов, и теперь благоустройству – созданию среды обитания – уделяем особое внимание.
Во-вторых, объекты находятся в развитом районе, где есть необходимая инфраструктура и рабочие места. Известна приверженность людей к своему району – мы рассчитываем, что проект заинтересует жителей Невского района – им не придется тратить время, чтобы отвозить детей в школу или детский сад. Кроме того, будет большой объем общественных пространств в масштабах комплекса.
– Чем проект «Green Сity» будет отличаться от прочих квартальных проектов?
– Комплексностью и продуманностью каждой детали.
– Велика ли роль архитектуры в концептуальных проектах? Или, например, социалка и транспортная доступность перевешивают?
– Понятно, что проект будет нетиповой. У нас работали дизайнеры, которые разрабатывают дизайн-стратегии для Samsung, Philips, московского метрополитена. Им никогда не ставили таких задач, которые предложили мы. Им было интересно с нами работать. В результате был драйв, который дал интересный результат. Комплекс кардинально меняет представления об архитектуре спальных районов. Вы точно не спутаете «Green Сity» ни с каким другим домом.
В этот проект мы привносим опыт, который есть у нас, по работе с парками (холдинг RBI – один из учредителей общественного объединения «Воссоздание садов и скверов», знаковый проект которого – реконструкция Ботанического сада к 300-летию). Озеленение обычно выполняют по остаточному принципу и нормативам, у нас это – самостоятельный проект в проекте. Будут нетиповые детские площадки, иной подход к зонированию внутреннего пространства. Мы получим концептуально иной двор – большое пространство с добрососедским сообществом. Кстати, мы уже создали «Сообщество жильцов» – это закрытый клуб, дающий нашим жильцам определенные привилегии и онлайн-сервисы.
– Мест для строительства целых кварталов рядом с промышленными предприятиями не так уж много. Предполагается ли концепцию использовать в других проектах компании?
– Совершенно очевидно, что для городской администрации нет смысла цепляться за промзону. Но роль администрации в этом вопросе должна быть весомой. Нужна ясная позиция. Если решили сохранить предприятия – надо модернизировать, оставить в городе экологически чистые. Сохранить санитарные зоны, сократить занимаемые площади. Когда решат переехать, это будет проще сделать. Высвободившиеся участки продать под застройку. Хотя не факт, что их купят.
Пока не ясен масштаб модернизации. Ее можно провести. И средства найдутся, если отдать часть земли под жилую застройку.
Санкт-Петербург
Концепция короткого хода
Концепция «город в городе» подразумевает, что человек живет и работает в одном микрорайоне, и ему не нужно тратить массу времени, чтобы доехать на работу, пойти куда-то развлечься, отвезти детей в школу или детский сад в соседний район, – все это у него «под рукой». И тот район, где он живет, имеет достаточно общественных пространств, рассчитанных на разные возрасты и увлечения, позволяющих комфортно проводить в своем микрорайоне и выходные. При этом в целом для мегаполиса важно, чтобы каждый из таких районов имел свое лицо, свое конкурентное преимущество.
Роль двора
По мнению психологов, двор – это социальное пространство, зона взаимодействия людей разных возрастов и интересов. Важно, чтобы зонирование этой территории было продумано с учетом разных возрастов (для каждого – свой уголок). Важна роль двора и с точки зрения культурного развития личности. От вида неухоженной территории, где вместо зелени – машины на газонах, наш внутренний мир только проигрывает. Напротив, красивый и благоустроенный двор, где есть за что зацепиться глазу и где можно с пользой провести время, создает гармоничную среду для культурного и эмоционального развития. Двор – это еще и продолжение личного пространства человека, поэтому он должен быть соразмерен человеку (малые архитектурные формы, художественные ограды, элементы озеленения, скамьи, скульптуры и т.д.).