В Ростове-на-Дону закончились съёмки мини-сериала «Французская кулинария» с Эвелиной Бледанс в главной роли. Фильм по заказу телеканала «Россия» снимала кинокомпания «АВК-продакшн». Директором съёмочной группы стал ростовчанин Сергей Голюдов. Для него это не первый и не последний опыт кинопроизводства в Ростове: в 2012 году Сергей организовывал съёмочный процесс двадцатисерийного фильма «Местные новости» для компании Yellow, Black & White, в 2013-м обеспечивал съёмки мини-сериала «Если ты не со мной» (кинокомпания «Русское» для телеканала «Россия»), в настоящее время занят в производстве короткометражного художественного фильма (название и заказчик не раскрываются).
Пока можно назвать только единичные примеры создания местного кинопродукта — например, фильм «Мы с Ростова» режиссёра Руслана Кечеджияна, снятый компанией «Перец ТВ». Но это довольно специфический продукт: малобюджетный фильм в жанре мокьюментари — недорогое псевдодокументальное кино. Что касается полномасштабных кинопроектов, художественных сериалов, то здесь участие Ростова пока что сводится к эпизодическим съёмкам на местной натуре: дворики, переулки.
— До сих пор со стороны складывалось впечатление, что Ростов в кинопроизводстве постоянно в чём-то недотягивал, самую малость, как наша футбольная сборная. Кино вроде бы снимается, но популярными фильмы не становятся, с проката снимаются после показа первых серий или вообще не выходят в российский эфир, как это было с фильмом Сергея Жигунова «Однажды в Ростове». В чём проблема, на ваш взгляд?
— Полагаю, проблема очевидна: недостаток опыта. Кино — очень сложный, многокомпонентный продукт; часто даже наличие хорошей идеи и профессиональной команды не гарантирует успеха. Тут важно, чтобы было поступательное движение, как в спорте. Пока так и происходит. Уверен, что мы ещё увидим и ростовский сериал, и ростовский «полный метр».
— Расскажите о ваших «Местных новостях». Что стало причиной неудачи в этом случае?
— Я бы не говорил, что фильм категорически не удался. Хотя прокатного успеха он действительно не имел, был снят с эфира после показа четырёх серий. Но сегодня все двадцать серий выложены в Сети, среди отзывов зрителей есть и отрицательные, и в высшей степени положительные. Для кино диаметральное расхождение зрительских оценок — обычная история. Прокатчикам и менеджерам телеканалов важен рейтинг — важно, какие оценки преобладают. Если рейтинг в фокус-группе, которая просматривает пилотные серии, не превышает 51 процент, такой проект считается сомнительным. В случае с «Местными новостями» история с рейтингом сыграла с нами злую шутку. Всё началось во время съёмок фильма экс-ростовчанки Ангелины Никоновой, которая вместе с Ольгой Дыховичной на собственные средства в 2010 году сняла в Ростове социальную драму «Портрет в сумерках». Это малобюджетное, достаточно успешное фестивальное кино, в котором я снялся как актер и оказывал посильную помощь в подготовке и организации съемок (в 2011 году фильм получил приз на «Кинотавре» за лучшую операторскую работу и Гран-при Международного кинофестиваля в Рейкьявике. — «Эксперт ЮГ»). После завершения съёмок я понял, что у нас в городе есть потенциал для кинопроизводства и предложил своему другу, режиссёру Виктору Шамирову (автор фильмов «Дикари», «Упражнения в прекрасном», «Игра в правду». — «Эксперт ЮГ») снять в Ростове кино. Совместно с ростовскими драматургами Сергеем Медведевым и Марией Зелинской была сформулирована концепция сериала. Шамиров стал режиссёром и руководителем сценарной группы. Оператором пригласили ростовчанина Эдуарда Ильина («Портрет в сумерках». — «Эксперт ЮГ»). Он, кстати, успешно отработал вторым оператором на съёмках «Французской кулинарии». Финансирование пилотной серии и дальнейшее продвижение сериала с подачи Шамирова взял на себя продюсер Алексей Троцюк (сериалы «Даёшь молодёжь», «Одна за всех», «Папины дочки», «Уральские пельмени», «Кухня». — «Эксперт ЮГ»). Актёры все местные, ростовчане и таганрожцы. Сюжет «Местных новостей» строится вокруг молодого сотрудника провинциальной газеты, который во время выполнения редакционных заданий попадает в разные истории, то комичные, то трагичные. Мы отсняли пилотную серию. Но рейтинг фокус-группы оказался меньше 51 процента, и мы решили, что дальнейшего финансирования не будет. А когда спустя какое-то время узнали, что «Местные новости» всё-таки решено снимать, и под это уже выделены деньги, то оказались в цейтноте — не было даже сценария. Сценарий писался в авральном режиме и, хотя был написан в срок, получился очень неровным. А главная составляющая любого успешного фильма — крепкий сюжет, ясная и увлекательная история. В итоге на съёмки серии у нас было по пять дней. В общем, этот аврал не пошёл на пользу фильму.
— А пока — видимо, в качестве тренировки — в Ростове сняли кино со столичной звездой, которая играет француженку, влюбившуюся в русского парня и последовавшую за любимым в Россию, в небольшой южный город.
— По задумке режиссёра Сергея Сенцова («Студия 17», «Физрук», «В Москве всегда солнечно». — «Эксперт ЮГ»), этот южный город, который фигурирует во «Французской кулинарии» — Таганрог. Однако многие таганрогские эпизоды снимались тоже в Ростове. Например, одним из мест съёмки стал дом на улице Станиславского, которому около 160 лет. Но в Ростове были отсняты и французские сцены: парижские кафе, роскошные парижские квартиры. Съёмки в дорогих частных интерьерах — это, конечно, суровое испытание для администрации съёмочной группы: разбитая хозяйская люстра или испорченная мебель могут повлечь заметное удорожание съёмочного дня. Помню, на таких вот интерьерных съёмках «Местных новостей» один из участников массовки внезапно решил, что ему нужно появиться в кадре побритым налысо. Ну, приспичило человеку. Он зашёл в ванную и побрился. И раковина, разумеется, забилась. Приключился скандал, пришлось выплачивать штраф. Теперь я и мои сотрудники стараемся максимально жёстко контролировать всё, что происходит на киноплощадке. Из подобных мелочей тоже складывается профессиональный опыт.
— Насколько, по-вашему, конкурентоспособен Ростов на рынке кинопроизводства? Особенно с учётом присоединения Крыма и планов по развитию Ялтинской киностудии.
— Что касается Ялтинской киностудии, то даже в восстановленном и расширенном виде она не перекроет всего спроса. Дело в том, что очень многое снималось на Украине, которая сегодня по понятным причинам закрывается для наших кинокомпаний. Дело даже не в запретах на въезд, вводимых украинскими властями для тех или иных россиян. Думаю, многие продюсеры и режиссёры будут отказываться от съёмок на Украине из-за политической нестабильности, за которой уже, к сожалению, следует нестабильность экономическая. Кинопроизводство, как и любой бизнес, старается максимально избежать любых форс-мажоров. Не перекроют спроса и наши ближайшие в территориальном смысле конкуренты — «Геленджик-фильм», который был создан с нуля, активно развивался в последнее время и преуспел больше нашего. Съёмки на побережье всё-таки ограничены натурой: киношников интересует здесь в основном само море, прибрежный ландшафт. Поэтому съёмочный сезон сводится к летним месяцам. У Ростова в этом плане возможности гораздо шире. Здесь можно снимать не только натуру, но и старые дворики, улочки — как советских времён, так и дореволюционных. Можно, как я уже говорил, снимать разнообразные дорогие интерьеры — от квартир и домов до ресторанов и гостиничных холлов. Причём обойдётся это намного дешевле, чем в Москве или Питере. Да и ландшафтный ряд необычайно широк. Ростовская область — это не только степи, здесь есть места, где можно снимать взморье или скалистые склоны, как в Зайцевке. Наконец, в Ростове для развития кинопроизводства налицо главное: местный круг профессионалов, от актёров до работников сцены. Последнее позволяет московским кинокомпаниям, снимая в Ростове, снижать себестоимость кинопродукта за счёт того, что не нужно оплачивать переезд всей съёмочной группы, перевоз оборудования, проживание группы и командировочные. Одним словом, в Ростове можно дёшево делать качественный и разнообразный кинопродукт. В этом наше преимущество, которое нужно реализовать.
— Всем ли необходимым оборудованием вы располагаете, чтобы развивать производство?
— Чтобы работать в нынешних объёмах, то есть снимать один, возможно, два мини-сериала или сериала в год, ресурсов хватает. Есть камеры. Есть световое оборудование. Оно наиболее громоздкое, и кинокомпании всегда рады отказаться от его перевозки. Есть транспорт, в том числе специально оборудованные трейлеры для отдыха и гримирования актёров. Если спрос на наши услуги будет расти, расширить производственную базу не составит труда. Всё упирается в отсутствие павильона. С одной стороны, строить павильон в ситуации, когда спрос сравнительно невелик, преждевременно: горизонт окупаемости должен быть прогнозируемым и не слишком отдалённым. С другой стороны, мы будем более востребованными, когда у нас появится павильон. Сегодня мы держим выжидательную позицию: важно понять, когда настанет правильный момент для инвестиций.
— О каких объёмах инвестиций может идти речь?
— Размер вложений, который мы рассматриваем, — 25–30 миллионов рублей. Точные цифры начнут появляться тогда, когда спрос вырастет достаточно для того, чтобы мы решили двинуться вперёд. Тогда мы просчитаем, какие инвестиции будут оптимальны с учётом рисков и динамики спроса. Пока что весь кинорынок переживает не лучшие времена. В том числе из-за украинского кризиса: на Украине не только снималось много российского кино, оно ещё попадало в украинский прокат — точнее, на телеэкран, поскольку мы ведём речь о сериалах. Таким образом затраты на российские сериалы отбивались дважды. С началом украинского кризиса многие сериальные проекты в России были свернуты. Но ситуация постепенно восстанавливается.
— Какие ещё проблемы предстоит решить для появления в Ростове полноценной киностудии?
— Любые вопросы, которые приходится согласовывать с городскими властями, превращаются в хождение по мукам. Зачастую решить их не удаётся вовсе. Помню, для съёмок нужно было перекрыть улицу Шаумяна. Причём речь шла о «челночном» варианте: как только машины скопились, движение открывается, съёмочная группа ждёт, пока инспектор посчитает возможным снова разрешить снимать. Так вот, для ГИБДД нужно было постановление мэра. Обратились в мэрию. Оттуда нас перенаправили в городское управление культуры. Через неделю из управления в ответ на нашу просьбу о перекрытии улицы пришло письмо, в котором были перечислены федеральные законы, которые обязаны соблюдать любые хозяйствующие субъекты. Мы решили: может быть, нас не поняли. Направили второе письмо и получили тот же самый ответ. Телефонный звонок помог только в одном: я понял, что дальше можно не мучиться. На вопрос «Кто может подготовить такое письмо?» мне ответили коротко: «Никто». В Москве такие вопросы решаются в течение одного-двух дней. Но я уверен, что и в Ростове, когда дело окончательно наладится, все эти предписания для ГИБДД о перекрытии улиц и другие необходимые бумажки будут появляться легко и быстро. Всё-таки речь идёт о крупных суммах, привлекаемых в регион, не говоря уже о появлении новых рабочих мест. Съёмка мини-сериала, как и полный метр, обходится примерно в миллион долларов, а каждая съёмочная группа — это примерно 50–60 человек.