Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Сейчас многие употребляют слово "Стагнация" - в Краснодаре этого нет»


Чего вы ждёте от первого в постолимпийский период инвестиционного форума в Сочи? Уже можно анонсировать какие-либо яркие проекты?

— Мы к каждому форуму в Сочи готовимся ответственно — понимаем, что столица края, при нимающего это мероприятие, каждый раз должна представлять новые экспонаты и суждения о своём экономическом развитии. По результатам мы планируем получить достаточно большие инвестиции в развитие города. Скажем, за прошлый год капитальные вложения на его развитие составили 320 миллиардов рублей — это 46 процентов всех инвестиций Краснодарского края, мы являемся главной инвестиционной территорией региона. Я не думаю, что в этом году инвестиции существенно уменьшатся.

Приведу пример достаточно яркого инвестиционного проекта. Сейчас мы прорабатываем с одним предприятием возможность строительства завода по выработке консервов из овощной продукции. Общий объём планируемых инвестиций — семь миллиардов рублей. Завод предполагается возвести в районе Елизаветинской трассы на землях бывшего совхоза «Солнечный», причём с учётом всех сегодняшних санкций в отношении России и с восполнением ресурсов за счёт местного производства. Я думаю, такой проект заслуживает внимания и края, и города. Он охватил бы большое количество плодоовощной продукции, произведённой сельхозпредприятиями того же Краснодара — у нас, кстати, их 25. А в крае много фермеров, которые ищут возможности для переработки плодоовощной продукции собственного производства. И спрос на эту продукцию есть не только у нас в регионе, но и в масштабах России.

— А инвестора можно назвать?

— Я надеюсь, что в Сочи мы его уже назовём. Пока скажу, что нисколько в этом году не уменьшилось количество соглашений в области строительства.

— В Краснодаре много иностранных инвесторов. С учётом ситуации, которая складывается сейчас во внешней политике, не отказались ли они от планов по дальнейшему развитию? Какие у них настроения?

Есть определённые сложности, безусловно. Мы с вами ведём разговор, но не знаем, что будет предпринято правительствами США, Германии и прочих стран в отношении санкций. На этом фоне идёт корректировка всех фондов, какие только есть, не только российских, но и международных. Конечно, положение самих инвесторов и компаний, которые хотели работать в России, сложное. В нашем городе порядка четырёхсот предприятий с иностранным капиталом. Я представляю волнение того же Claas. Ведь они уже начали расширение своего завода, планировали в ближайшее время увеличить количество техники с тысячи единиц до полутора тысяч. Если раньше у завода была площадь 11 гектаров, то теперь у них 40 с лишним гектаров.

Я думаю, что нам следует обратить внимание и на другое — на сотрудничество, например, с Китаем. Мы ожидаем, что на праздновании очередного Дня города 27–28 сентября будет, помимо прочих, большая китайская делегация, запланированы круглые столы и встречи с местным бизнесом. У китайцев есть чему поучиться во всех отраслях: космической, самолётостроении, выпуске товаров бытового назначения. Там огромное количество инвесторов, желающих вложить в развитие бизнеса на территории Российской Федерации. Это наш резерв. Я очень рассчитываю, что отношения с иностранными коллегами в сфере экономики будут укрепляться, и не дай бог, чтобы там произошли потери. Но создавать резерв надёжных стран-партнёров мы должны.

Олимпийские технологии — в Краснодар

— Кажется, главный вопрос, на который форум должен ответить в этом году, таков: регион теперь, после Олимпиады, будет концентрироваться на том, чтобы лучше распорядиться олимпийским наследием, или начнёт работать над новым поколением проектов? На чём сосредоточится Краснодар?

— Губернатор поставил перед нами задачу: все лучшие достижения в развитии Сочи в период подготовки к Олимпийским играм перенести на территорию Краснодара. Это вопросы градостроительства, проектирования, создания инжерных сетей, коммуникаций, инфраструктуры. Создан штаб во главе с Джамбулатом Хатуовым (первый вице-губернатор Краснодарского края. — «Эксперт ЮГ»), перед которым стоит задача придания городу единого архитектурного облика, реконструкции, повышения его благоустройства. Понятно, что Сочи использовал большие средства при подготовке к Играм, в ней участвовали ведущие компании. Но наряду с ними в подготовке принимали участие и краснодарские компании, которые получили бесценный опыт. И было бы неправильно не использовать этот опыт здесь, но уже при поддержке края. Строительные объекты и площадки, которые мы предлагаем, так или иначе связаны с олимпийскими объектами и инженерными коммуникациями, которые сегодня уже есть в Сочи. Безусловно, мы не будем копировать, но сопоставлять с тем, что сделано в Сочи, нужно обязательно. Хотя, конечно, у нас есть свои традиции, свои проблемы.

— А можно привести примеры, которые показали бы, как сочинский опыт может быть конвертирован в успехи Краснодара?

— Например, в Сочи построено большое количество развязок, переходов, применены новые технологии при организации движения транспорта. Сегодня в стадии проектирования несколько развязок в Краснодаре — например, на улицах Ставропольской, Старокубанской. Мы хотели бы использовать тех же проектировщиков, которые были задействованы на стройках Сочи, привлекать подрядные организации, которые имеют олимпийский опыт.

Я в период Игр восхищался тем, как работают выделенные полосы для общественного транспорта. Мы сейчас ведём такую работу в городе — у нас на улицах Октябрьской, Мира, Трамвайной выделенные полосы уже есть. Сейчас отрабатывается улица Северная, затем будет Красная. Мы хотим замкнуть самое длинное кольцо общественного транспорта, создав беспрепятственный проезд, при котором скорость движения увеличивается в два раза. У жителей появится выбор: на автобусе и трамвае к месту назначения в центре можно будет приехать в два раза быстрее, чем на личном автомобиле. Город у нас богатый — почти в каждой семье есть автомобиль, иногда не один. Ежедневно на улицы города выходит 400 тысяч машин плюс около 150 тысяч единиц, приезжающих ежедневно из других мест. Одинаково благоприятные условия для всех в этой ситуации создать невозможно. Мы хотим отдать приоритет общественному транспорту, как это было в Сочи на Олимпиаде.

Ещё один элемент этой системы — парковки. Сегодня в центре города нами создано порядка тысячи платных парковочных мест. Задача — к концу года получить три тысячи, на следующий год — семь тысяч. Выделенные полосы, новый транспорт, новые парковки — всё это повлияет на то, чтобы люди выбирали общественный транспорт. Это впервые опробовано в Сочи.

И ещё один пример, который уже работает. Это транспортно-навигационный центр, который получает точную информацию в режиме реального времени о том, где в каждый момент времени находится весь общественный транспорт Краснодара — причём не только трамваи, троллейбусы и автобусы, но и автобусы малой вместимости, «маршрутки». Это позволяет следить за тем, как подрядчики выполняют график, не нарушили ли условия договора по количеству транспорта на линии, что очень важно для организации чёткой работы краснодарской системы общественного транспорта. Кроме того, сегодня любой человек может войти на сайт или установить специальное приложение на свой смартфон или планшет и определить, какой вид транспорта предпочесть. Все автобусы, троллейбусы, трамваи оснащены системами «Глонасс». Выбрав на сайте остановку и номер маршрута, вы можете получить информацию о том, когда подойдёт автобус или трамвай, с точностью до минуты. Сейчас мы начинаем оснащать остановки информационными табло, на которых можно будет получать подобную информацию. Эти стенды появятся на остановках до конца года.

Сдерживать строительство не нужно

Город традиционно заключает много соглашений с застройщиками. Будут ли такие соглашения в этом году? Эксперты заявляют, что через два-три года краснодарскому рынку жилья начнёт грозить дисбаланс, что предложение опередит спрос. Есть ли у города резервы для жилищных проектов?

—  Начнём с того, что я не считаю нужным сдерживать бизнес. Это неправильно. Сейчас многие употребляют слово «стагнация» — в Краснодаре этого нет. У нас безработица держится на уровне 0,2 процента уже около десяти лет, реальная зарплата в 2013 году выросла на 11 процентов — и в этом году мы выйдем примерно на тот же показатель. Это значит, что покупательная способность людей растёт. Недавний опрос, например, показал, что Краснодар находится в первой пятёрке городов, больше всех покупающих в интернете.

Приведу пример. Я недавно помогал одному коллеге найти для покупки двухкомнатную квартиру. Поговорил с несколькими застройщиками: на ближайший год ни одной свободной квартиры нет — всё скуплено на корню. Нам всё время говорили: «Сколько ещё Краснодару нужно торговых сетей?» — так эта сфера до сих пор в числе первых претендентов на новые площади. В строительстве у нас более ста достаточно крупных компаний, а ещё более тысячи обеспечивают эту отрасль — проектировщики, поставщики и производители стройматериалов и так далее. Сказать им, что они больше не нужны, мол, сворачивайте свою деятельность? Наверное, так нельзя. Поэтому сам рынок должен выстроить рациональную схему.

— В связи с тем, что строительство ведётся большими темпами, социальная инфраструктура зачастую отстаёт. Как решать эту проблему?

— Да, Краснодар последние годы живёт в режиме бума. А бум — оттого, что есть хорошее благосостояние, есть перспективы развития города, есть желание приехать сюда. Город живёт полноценной жизнью, развивается — но в этом развитии есть диспропорции. Никогда не бывает так, чтобы мэр сказал: «У меня всё прекрасно».

— Но всё-таки этот жилищный бум во многом стимулировался активной земельной политикой, которую проводил город. В частности, был прирезан ряд площадок под застройку. Будет ли продолжаться такая политика?

— Это одна из сфер, в которой мы корректируем положение дел. С прошлого года на заседании городской думы мы приняли ужесточающие нормативы в отношении жилищного строительства. Например, ввели в историческую часть города ценз для парковочных мест: каждая квартира должна иметь официальное место по содержанию автомобиля в пропорции один к одному. На другой территории по-другому: на сто квартир — 75 парковочных мест. Строители схватились за головы. Приходят, требуют изменить решение думы. Все ведут подсчёты, говорят, что строить будет невозможно и так далее. Все требуют найти консенсус, возможность продолжать строительство.

— Так, наверное, с их точки зрения консенсус в том, чтобы сократить требования на две трети?

— Мы действительно неправильно один момент решили — сейчас начинаем это понимать. Я буду выносить этот вопрос на рассмотрение городской думы — в первом варианте постановления написали, что эти парковочные места должны быть в зоне отвода земельного участка по строительству конкретного дома. А если это целый жилой микрорайон, который построен по градостроительному плану, и там предусмотрены места для парковки автомобилей, многоярусные парковки и так далее? Ведь парковочное место может быть создано в рамках микрорайона. Проблема ещё и в том, что у нас нет привычки вместе с квартирой покупать место на парковке — такие предложения пока не пользуются спросом. И в этом направлении надо работать. Покупаешь квартиру — обеспечь свою машину парковочным местом.

Фактор доверия

А насколько инвесторы — серьёзные инвесторы — готовы вкладываться в инфраструктуру?

— Например, инвестор серьёзного уровня — группа компаний ВКБ. Мне нравится их взгляд на жизнь. Они ведут в городе активную строительную политику и обеспокоены тем, что город дорого предоставляет сеть для подключения по различным направлениям — считают это необоснованным. И поэтому строитель сам строит сети. Ведь сегодня Краснодар столкнулся с такой проблемой, как обеспечение энергией. У нас не хватает энергомощностей, чтобы производить подключение. Но строитель проявляет инициативу, строит свою высоковольтную подстанцию, которая даже будет излишней по мощности для его строительства — и он может продавать энергию по таким же установленным ценам другим подрядным строительным организациям. То же самое сейчас делается по канализации, локальным очистным сооружениям, ливневым системам. Хотя, безусловно, с каждым годом дефицит инфраструктуры всё острее. Нам требуются инвестиции буквально по всем направлениям развития. Инженерная инфраструктура, социальная инфраструктура — в первую очередь, но не менее важна и промышленная.

— Инвестиционные возможности бизнеса сейчас уменьшились. А предложение вкладывать в инфраструктуру должно выглядеть для бизнеса не только как обременение, но и как возможность реализовывать какие-то бизнес-модели. Как создавать дополнительные стимулы в сфере развития инфраструктуры?

— Серьёзную роль играет политика власти в сфере создания необходимых условий для доверия со стороны бизнеса. Я говорил, что мы создали штаб, который проводит политику благоутройства Краснодара. Мы обратились к руководителям крупных строительных компаний, каждая из которых строит в городе свои объекты. Дело в том, что в Краснодаре 18 действующих пешеходных подземных переходов, построенных 30–40 лет назад. Ремонт каждого такого объекта с применением современных материалов стоил в зависимости от протяжённости от 10 до 22 миллионов рублей. В общей сложности мы реконструировали 16 переходов, общая сумма работ — более 300 миллионов рублей. Все работы выполнены строительными компаниями по призыву края и города на безвозмездной основе с июня по начало августа.

— Получается, ваше преимущество — сильный строительный сектор. Потому что слабый отказался бы от такой  договорённости.

— Я думаю, здесь имеет место частно-государственное партнёрство, основанное на доверии.

— Как выглядят в этот постолимпийский год возможности бюджета города?

— На сегодняшний день мы выходим на уровень доходов 14,5 миллиарда рублей. В начале года произошло сокращение налога на доходы физических лиц с 30 до 22 процентов, это связано с тем, что в 2014 году понизился норматив отчислений по НДФЛ для местного бюджета (бюджета муниципального образования). Кроме того, у нас забрали полномочия и финансирование в области образования и содержания детских садов, для чего сняли часть с этого налога. И встал вопрос: как компенсировать выпавшие доходы? Сейчас по доходам мы идём с опережением на 500 с лишним миллионов рублей.

— Вы прогнозировали худшую ситуацию?

— Да, ожидали худшего.

«Есть всё, чтобы расти дальше»

—  В мае прошлого года была поднята тема переименования Краснодара в Екатеринодар. Велось социологическое исследование: 60 процентов жителей были против этого переименования, и после обсуждений вы высказали намерение создать пятый округ Краснодара и назвать его Екатеринодаром, создав тем самым в городе историко-территориальный комплекс. Как можно это монетизировать?

— Во-первых, мы заинтересованы в том, чтобы пятый округ был создан, поскольку население города сегодня неравномерно распределено по округам. Скажем, если в Центральном и Западном округе живут где-то по 150 тысяч человек, то в Прикубанском и Карасунском — по 300 тысяч. Пятый округ необходим. Во время обсуждений я слышал такое мнение: а почему бы исторический центр города не сделать тем пятым округом? Тот самый Екатеринодар может быть местом паломничества туристов, центром, где будут проводится особые работы по восстановлению исторических зданий, созданию новых мемориалов, реставрации улиц. Это предложение сейчас разрабатывается.

Пробки, устремление всего транспорта в центр города можно изменить. Создать свою структуру управления движением. Есть масса разных вариантов и возможностей. Создать исторический центр со всеми вытекающими последствиями — приоритет отдан этой территории, — и в то же время для самих жителей это будет удобно. Кроме того, будет удовлетворено внутреннее желание, чтобы название «Екатеринодар» где-то присутствовало. У многих краснодарцев есть желание вернуть городу историческое название, которое было ему при рождении дано и затем отобрано. Тогда в одно мгновение изменили, никого не спросив и не советуясь с народом. Сейчас, конечно, уже многие родились в Краснодаре и считают название города естественным. Но при этом для людей, которые хотят гордиться историческим названием города, это желание тоже осуществится.

— Я встречал совершенно разные прогнозы относительно того, как будет развиваться демографическая ситуация в Краснодаре. В инвестиционной стратегии до 2030 года сказано, что население останется в пределах 800 тысяч. Но звучали планы вырасти до двух миллионов. Существует ли более-менее долгосрочный демографический прогноз?

— Население растёт. Последняя статистика, опубликованная Росстатом, — 900 тысяч 200 человек. По инициативе губернатора с 13 июня до конца августа мы проводили операцию «Курорты 2014». Была образована большая группа порядка 500 человек из сотрудников полиции, казачества, УФМС, чиновников со всего края, которые в течение двух с лишним месяцев изучали работу по охране общественного порядка, пресечению преступлений в городе. Посетили около 250 тысяч квартир, побеседовали с людьми, которые там проживают, около 100 тысяч домовладений в частном секторе. Смотрели, как живёт и ведёт себя народ, чем люди занимаются, где работают. Из этого всего мы сделали вывод, что у нас проживает не менее миллиона двухсот тысяч человек. Кстати, по результатам в позапрошлом году мы сделали вывод, что порядка 30 процентов населения Крымска не было зарегистрировано во время переписи. Это относится ко всем городам Кубани. Есть семьи, имеющие домик в другом месте — там они прописаны и не считают нужным регистрироваться здесь.

В течение 10 последних лет мы не снижаем темпы жилищного строительства, учитывая многочисленность квартир, выставленных на продажу. Можно допустить, что население города, имея накопленные средства, в качестве личной инвестиционной деятельности приобретает жильё для перепродажи. Поэтому многие квартиры стоят нетронутыми, но являются частной собственностью и могут быть выставлены на рынок. Я не исключаю, что население Краснодара до 2030 года может дойти до двух миллионов жителей. Тем более, что мы являемся привлекательным городом — недаром нас в российских рейтингах ставят на высокие места. Краснодар — один из городов, куда жители Москвы хотят уехать. Перспектива развития территории есть.

— За счёт привлечения сельского населения Кубани или других регионов страны?

— Конечно, сельское население имеет возможность в Краснодаре приобрести жильё для своих детей, которые учатся в вузах, работают. Но ко мне приходят на приём жители Дальнего Востока, Сибири, которые хотят жить здесь. Приезжают в зрелом возрасте, везут своих детей. У нас хороший климат, благоприятные условия жизни, высокая зарплата. Есть определённые краснодарские приоритеты. Растёт рождаемость, смертность падает. У Краснодара есть всё для того, чтобы расти дальше.

В подготовке материала принимала участие Татьяна Кислица