Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Кому достаются сливки


В агропромышленном комплексе Новгородской области 53,4% объемов производства занимает животноводство. Специализируется отрасль на мясном животноводстве. Производство молока всегда было проблемой для региона: при годовой потребности в 160 тыс. тонн новгородские аграрии в 2013 году получили 87,8 тыс. тонн. И в первом полугодии 2014 года Новгородстат фиксирует снижение производства молока и сыра на 6%, продаж молочных продуктов – на 1,6%.

Крупнейший переработчик молока в Новгородской области – компания «Лактис» – за семь лет сократил производства в 2,5 раза. Только ли перманентный дефицит сырья подкосил производство  компании, что еще в 2010 году занимала доминирующее положение с долей 35% на региональном товарном рынке молочных продуктов или были более глобальные причины? Есть ли у компании потребность и возможности наращивания объемов выпуска продукции и планы по импортозамещению? Об этом разговор с генеральным директором Равилем Даутовым.

– Равиль Ахметович, актуальная повестка сегодня – санкции ЕС и США против российских компаний. Коснулась ли эта проблема регионального переработчика?

– Да, и гораздо раньше, чем в стране активно заговорили о нашем ответном продовольственном эмбарго. «Лактис» стал испытывать трудности еще в апреле, когда наметилось ухудшение отношений между финансовыми институтами России и ЕС. И вот почему: лет 10-15 назад мы покупали в европейских странах много технологического оборудования. В этом году планировалось масштабное техническое перевооружение. И, собственно, работа уже началась – мы наладили хорошие партнерские отношения с эстонскими банками и по факторингу с лимитом 500 тыс. евро и отсрочкой платежа на 60 дней пополняли собственные оборотные средства, закупая нужные технологические линии и оборудование. В апреле эта очень привлекательная для нас финансовая схема просто остановилась. В «лоб» мы получили отказ в поставках заказанных линий от двух европейских компаний, остальные откровенно тянут время, не говоря ни «да», ни «нет».

Мы долго и тщательно готовились к производству продуктов частных марок, то есть, к копекингу, когда из давальческого сырья выпускается продукт с определенной торговой маркой. Назвать я ее не могу, это европейская компания. Собственно, мы уже начали выпускать продукт в тестовом режиме. Эстонская компания, с которой у нас сложились прочные партнерские отношения, под наш заказ закупала сырье на европейской бирже. Заказчик  выдвинул условие – продукт готовится на «Лактисе» только из европейского сырья. Его беспокоили проблемы со стабильностью качества российских поставщиков. В итоге мы только и успели протоптать сырьевую тропинку, зарегистрировать здесь, на предприятии, зону таможенного контроля и сделать пробные партии продукта.

– Чем обернулся форс-мажор и как вы намерены разрулить ситуацию?

– Конечно, это отразилось на объемах. Замечу, с 2007 года производство упало в 2,5 раза. Почему? Удвоилась (с 8,5 до 18 рублей за кг) стоимость сырья, при этом объемы потребления резко упали, ведь «молочный» бюджет семей оставался прежним. А главное, на этом товарном рынке с приходом ретейла очень большой сегмент заняла импортная продукция. Об этом надо говорить подробнее и предметнее. Наша ситуация связана с геополитикой, повлиять на нее мы не в силах. Остается лишь надеяться на здравый смысл политических лидеров стран ЕС, России.

Наращивать объемы мы, разумеется, будем. Для этого и создавали собственную сырьевую базу с несколькими аграрными хозяйствами. Ведь «Лактис» с его 45-летней историей от рядового молокозавода шагнул к современному развивающемуся холдингу, став предприятием полного цикла производства молочной продукции с ассортиментным портфелем из 130 наименований продуктов 12 товарных категорий.

Пора разобраться в деталях

– Планы по импортозамещению у «Лактиса» тоже наверняка есть?

– Говоря об импортозамещении, продовольственной безопасности, никто не хочет посмотреть правде в глаза, разобраться в деталях: что же на самом деле мешает отечественным продовольственным компаниям наращивать производство? И вот одна из проблем. В 2013 году холдинговая компания «Лактис» заплатила федеральному ретейлу 73,5 млн рублей (замечу, сумма сопоставима с той, что была заложена на техническое перевооружение предприятия) бонусов – платы за реализацию продукции. Платили по ставке 21,3% от суммы реализации товара. Эта норма закреплена в федеральном законе «О государственном регулировании торговой деятельности в России», его во время своего президентства подписал Дмитрий Медведев. В первом полугодии нынешнего года сетям уже заплачено 43 млн рублей,  ясно, по итогам года сумма заметно вырастет к прошлогоднему уровню. А где взять деньги на оплату бонуса? Конечно, заложить в цену товара, напрягая кошелек потребителя. Хотя мы видим – продажи и так сокращаются.

Ну и как в таких тисках ретейла развиваться сельскому хозяйству, переработчикам? Я вместе с руководителями крупных новгородских компаний, перерабатывающих мясо, рыбу, выпекающих хлеб, неоднократно бывал на совещаниях с участием Дмитрия Медведева, где шел эмоциональный разговор о давно назревшей необходимости внести изменения в федеральный закон о торговле. И, насколько я владею информацией, на осенней сессии Госдумы этот вопрос будет рассматриваться. Мы очень надеемся, что давление ретейла на поставщиков хоть немного уменьшится. На тех же многолюдных совещаниях Дмитрий Медведев обещал еще в 2012 запустить программу поддержки пищевой и перерабатывающей отраслей России. Больше того, программа детально обсуждалась, мы давали аргументированные предложения. Но все это оказалось неподкрепленным мандатом, декларацией…

Кому достаются сливки
Равиль Даутов проводит на заводе экскурсию для областной администрации Фото: Архив «Эксперт С-З»

На мой взгляд, дело идет к тому, что в недалеком будущем на этом товарном рынке не останется игроков формата «Лактиса», их вытеснят компании, управляемые из-за рубежа, имеющие иностранных собственников, такие как Danone – номер один в мире по производству кисломолочных продуктов, Wimm Bill Dann, мажоритарным акционером которой вообще является американская Pepsi Co. Из открытых источников известно, эти компании держат больше 70% российского рынка молочной продукции. Говорить при этом о продовольственной безопасности, импортозамещении – чистой воды лицемерие.

Но у нас есть несколько проектов и опыт производства сливочных сыров типа «Филадельфия» и маскарпоне. Понятно, мы им дадим другие имена. К сырам мы начинали приглядываться несколько лет назад. К нам приезжала компания с пилотной установкой для производства этих видов сыров, мы вместе и весьма успешно выпустили пробную партию продукта. Теперь вернемся к этому производству, оснастившись оборудованием по лизинговой схеме. Правда, хотелось бы при этом дождаться внятной программы от правительства и изменений в закон о торговле.

Во весь рост поднимется еще одна проблема. На днях я встречался с менеджментом  крупного сетевого ретейла, мне заявили, что товар на реализацию возьмут уже с 30-процентным бонусом и поделились ближайшими планами: на полках сетевика, имеющего больше 1800 магазинов только в европейской части России, будет до 40% молочной продукции собственной торговой марки. Другая компания, имеющая самую крупную сеть в Великом Новгороде, еще два года назад  сообщала: до 70% объема продаж молочной продукции будет обеспечивать собственной торговой маркой. Таким образом, ретейл стремится себя развивать, выдавливая небольшие перерабатывающие предприятия с товарного рынка. Во всяком случае, тенденции таковы.

– То есть отношения с ретейлом довольно сложные?

– Отвечу таким примером. Пару лет назад я был в Польше на предприятии такого же формата, как «Лактис». И, конечно, спросил у руководителя, какой бонус они платят сетям за реализации продукта? Оказалось, 3-5%. В Северной столице, где сети держат 80-85% рынка продовольствия, мощным давлением на розничный продовольственный рынок уже озаботились. В Великом Новгороде, «переплюнувшем», как заявлял мэр, Чехию по количеству площадей на одного жителя, строить гипермаркеты продолжают, хоть и со скандалами. Мы пытались отстаивать свои интересы в сетях, остановить ценовую войну, которую время от времени устраивают сетевики в разных магазинах, продавая наш товар ниже отпускной цены, что оборачивается спадом продаж, когда ценовые игры завершатся. Тем более что у ретейла всегда есть предложения от других поставщиков из южных регионов страны, где себестоимость молока совсем иная. Увы,  прийти к согласию с некоторыми сетями так и не удалось, пришлось расторгать ряд контрактов и искать другие форматы.

Новые ниши

– Означает ли это, что «Лактис» совсем отказался от услуг гипермаркетов?  Как и где компания будет продвигать свой товар?

– Мы расстались с несколькими компаниями, однако полностью из сетей, конечно, не ушли. Но решили перестроить работу, усилить другие направления. В рознице будем искать «паровозы», и на их полки отдавать свой товар. А еще будем тесно сотрудничать с ресторанным бизнесом, поставляя целый ряд новых продуктов, как, например, сливки кондитерские, кулинарные. Это тот продукт, из которого делают сливочные соусы. Изготавливать его планируем здесь, в Великом Новгороде, тут предприятие оснащено лучше, чем Лужский молочный завод, являющийся структурным подразделением холдинга. Поставщики сырья уже есть, специалисты-консультанты – тоже. Даже с « железом» – оборудованием – нет проблем. Словом, есть все, чтобы быстро запустить этот проект и разливать сливки в литровые упаковки.

Под новые проекты мы хотим переформатировать и кредитный портфель. Сейчас в нем много кредитных договоров с годовым сроком займа. И наши финансисты массу времени отдают обслуживанию документооборота. Мы же поставили задачу получить трехлетние кредиты и улучшить качество обслуживания кредитного портфеля, поэтому при поддержке правительства региона ведем активные переговоры со Сбербанком.

– А ассортиментный портфель, где уже есть 130 наименований продуктов, будет наполняться другими товарами, кроме тех, о которых вы уже  рассказали?

– Наши маркетологи говорят: у каждого продукта есть свой срок жизни. Жизнь стремительно меняется, вкусовые предпочтения людей – тоже. Компания обязательно подстраивается под эти процессы, предлагая новые продукты или улучшая вкусовые свойства тех, что уже стоят на потоке. К примеру, мы запустили греческий йогурт, над которым работали с участием консультанта-технолога из Греции. Продукт неплохо продается и предназначен в том числе для детского питания. При этом давно выпускаем большую группу йогуртов.

Большие планы  наша компания связывает с другим проектом – производством белка  лактоферина. К этому проекту, который осуществляется с участием российских и белорусских ученых, я отношусь суеверно, потому не стану вдаваться в подробности. Белок лактоферина содержится в грудном молоке кормящей матери. Он способен защитить грудничка, у которого еще не сложились собственные иммунные механизмы, от бактерий и вирусов, грибков и перепадов температуры, стрессов и болей. Ученым столичного Института биологии гена РАН удалось ввести человеческий ген козе, чтобы в ее молоке появился ценнейший белок. О ценности этого продукта говорит тот факт, что один грамм белка лактоферина на мировом рынке стоит 3 тыс. долларов, а весь мировой рынок оценивается в 6 млрд долларов. Генетики свое дело сделали, теперь нужно тиражировать коз.

Кому достаются сливки
«Лактис» долго и тщательно готовился к производству продуктов частных марок, когда из давальческого сырья выпускается продукт с определенной торговой маркой Фото: Архив «Эксперт С-З»

«Лактис» давно имеет собственное аграрное хозяйство в Псковской области, специализирующееся на козоводстве. Здесь уже построена и новая, на 4 тыс. голов, ферма для разведения коз особой породы. Очевидно, этот фактор и уровень оснащенности головного предприятия стали решающими при выборе базовой компании для производства белка лактоферина и продуктов из него. Так мы стали участниками большого проекта Союзного государства. Впервые в мировой практике на промышленном предприятии, на технологической линии, полученной по лизингу из фонда Сколково, мы изготовили около 3 тонн белка лактоферина. Образцы нашего продукта успешно прошли испытания в Институте биологии гена РАН. Замечу, в этой межгосударственной программе, финансируемой из бюджета Союзного государства, в одной связке работает почти два десятка научных институтов, исследуя сферы применения белка от косметологии до онкологии.

Мы со своей задачей справились – белок получили. И теперь ждем запуска третьего этапа межгосударственной программы, переживая, что дело движется очень медленно, государство вяло использует научное открытие, хотя другие страны дышат в затылок и ищут способы получения белка. Но ускорить процессы, разумеется, не в наших силах, хотя попытки и предпринимались. Вместе с губернатором Новгородской области Сергеем Митиным мы встречались с руководством Института биологии гена РАН, и губернатор гарантировали любую помощь от регионального правительства в продвижении проекта. Но все понимают: тут нужна инициатива собственника этого открытия – Союзного государства.

Новгородская область