Кинорежиссер, член Союза кинематографистов России, действительный член Российской академии кино, член правления Гильдии кинорежиссеров, профессор, руководитель творческой мастерской Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИКа) Вадим Абдрашитов в отношении современного среднего школьного образования делает довольно резкие высказывания. Но они не безосновательны. Сталкиваться с уровнем подготовки абитуриентов при поступлении в альма-матер всех кинематографистов страны ему приходится постоянно. О том, каков этот уровень и как мастера режиссуры вынуждены «решать проблемы» пробелов в знаниях, узнал «Эксперт Северо-Запад».
От зубов не отскакивает
– Вадим Юсупович, начнем беседу сразу с данных. Президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры, ректор ВГИКа Владимир Малышев не так давно на встрече с петербургскими журналистами привел следующие пугающие факты: «До 2014 года у нас было разрешение принимать в вуз абитуриентов, набравших по результатам ЕГЭ больше 40 баллов (по старой методике определения оценок это считалось «2»). В 2014 году нам пришло разрешение на режиссуру принимать с 28 баллами, то есть с оценкой «1». А в другие вузы пришло разрешение принимать с 24 баллами! Таким образом, сразу решили задачу набора в вузы поголовно. Все потому, что со школой происходят ужасные вещи… Раньше было крепкое советское образование, теперь его нет. Школьники не могут дотянуть до необходимого уровня. Приходится брать с такими баллами». Какова ваша позиция в этом вопросе?
– Да, даже на режиссуру идет молодежь, которая не знает ни классики русской литературы, ни истории. Причем другой молодежи у нас пока нет. Поэтому два года русской литературе и истории еще приходится обучать. А уровень общий что у нас в Москве, что в Питере, что в других городах и весях. Это связано с общим уровнем образования и культуры по всей стране, связано с самыми общими процессами. И во всех случаях результат подготовки сегодняшнего абитуриента чрезвычайно низок. Я говорю сейчас про объем школьной программы. Абитуриенты, которые поступают во ВГИК, в подавляющем большинстве школьную программу не знают. И мне приходится ее заново вставлять в программу обучения дисциплинам ВГИКа. По оценкам моих коллег, на первом курсе 40% времени, сил, жизни, если хотите, уходит на изучение программы средней школы! Теряем время на то, что и так уже должно от зубов отскакивать.
– Сразу вспоминаются слова главного режиссера Театра им. Ленсовета, преподавателя ГИТИСа Юрия Бутусова на представлении им нового спектакля «Кабаре Брехт» о жизни и творчестве немецкого драматурга Бертольда Брехта: «Мы можем просто потерять профессию режиссера». Он, правда, говорил о том, что сегодня второе высшее образование является платным, и любой, кто хочет, может пойти учиться на режиссера. Причем хочет он этого осознанно или нет – другой вопрос. А в профессию режиссера, с его точки зрения, должны приходить люди с колоссальным опытом и, главное, с осознанием того, что они могут сказать миру.
– Именно поэтому, когда наверху заводятся разговоры о реформе высшего образования, мне кажется, что это все от лукавого. Потому что на самом деле если проблемы и есть, а они есть, то они находятся в средней школе. Высшая школа уже пожинает плоды. А если говорить про профессию режиссера, то здесь я согласен. Необходим опыт, жизненный опыт. Плюс к этому – образование. Потому что без знания минимума из списка произведений русской литературы выбор языка общения режиссера с актером невозможен. А нужно суметь понять характер, сюжет, фабулу, образ, показать, как играть, разделить понятия добра и зла… Такая вот система ценностей.
Общая температура по больнице
– Тогда какова сегодня роль среднеобразовательной школы?
– Скажу честно – школа сегодня не справляется. Власть делает все возможное, чтобы школа свою основную функцию по обучению не выполняла. Не знаю, существует ли такое в Петербурге, но про Москву я знаю четко: происходит слияние школ по принципу: «худшая вместе с лучшей», потому что нужна общая температура по больнице. Можно долго говорить о причинах и смыслах, о роли среднеобразовательной школы сегодня, но вот этот факт остается фактом.
– В то же время в СМИ уже появляются данные о том, что не сегодня-завтра сочинение опять введут. И ЕГЭ станет скоро не- актуальным. И что американский опыт тестирования – не наш опыт. И, возможно, система оценок вернется на круги своя…
– Не знаю, поживем – увидим. Пока у нас столько американизмов, что даже европейцы над нами смеются. Говорят, что у них такого количества заимствований нет. Мы продолжаем мыслить чужими стандартами. Мне кажется, что возможный отказ от ЕГЭ – это процесс борьбы с тем, что было придумано ранее. Вот теперь уже снова заговорили о введении сочинения. Я считаю, что это аппаратно-бюрократическая игра, которая позволяет людям сидеть на местах и получать хорошие зарплаты. О последних предложениях министра образования вы слышали? Это к вопросу о русском языке… Он предложил при определении оценки за сочинение не учитывать грамотность! То есть в принципе не учитывать орфографические и синтаксические ошибки. Мотивация такая: человек в стрессе пишет сочинение. Ошибки могут быть, но главное – как он мыслит. К чему такая инициатива может привести?!
– Еще один риторический вопрос: почему это происходит?
– Потому что все собственные дети, внуки, племянники… подобных «инициаторов» учатся не в России! А если и в России, то в таких элитных школах, в которых с образовательным процессом все обстоит как нужно. Поэтому «инициаторам» заниматься вопросом среднего образования вплотную смысла нет. Воспитать ребенка сегодня может только семья. Другие институты не справляются.
– Неужели нет ни одного среднеобразовательного учреждения, готовящего настоящих профессионалов? Не верится. Очень пессимистичные картины вы рисуете…
– Я размышляю только о творческих специальностях, которые мне близки, и говорю о студентах, с которыми работаю. Но если отвечать на ваш вопрос, то в этом смысле показателен опыт отбора кадров для военно-промышленного комплекса (ВПК). Вот там все в порядке. Те специалисты, которые нужны ВПК, отбираются из математических и физических школ по олимпиадам. Это закрытые школы. В нашей сфере таких возможностей пока нет. Именно поэтому появление таланта и формулирование им неких новых идей сегодня для нас очень ценно. И в этом смысле природа еще щедра. И продолжает родить на русской земле. Есть еще молодые люди, которых можно учить, которые предрасположены к восприятию знаний. Только их надо очень долго искать! В связи с чем был собран поезд ВГИКа. Через всю Россию он проехал. Это, вероятно, поможет привлечь к нам молодых людей.
– Расскажите подробнее от акции «Кинопоезд ВГИК-95»? Вы ведь принимали в ней непосредственное участие?
– В юбилейный год 95-летия первой в мире Госкиношколы и в Год культуры в России была запланирована масштабная акция «ВГИК-95». В рамках акции ВГИКовцы проехали более 9000 км (от Москвы до Владивостока) с остановками в 15 крупнейших городах. Среди участников были знаменитые выпускники: Никита Михалков, Владимир Меньшов, Наталья Бондарчук, Сергей Мирошниченко, Владимир Фокин, Алена Бабенко, Наталья Гвоздикова, Аркадий Инин и другие, а также педагоги и студенты ВГИКа.
За время путешествия кинопоезда по стране нам удалось встретиться с 36 ветеранами Великой Отечественной войны, провести 150 часов мастер-классов. Еще показали 40 картин студентов и выпускников ВГИКа, отыграли 35 часов спектаклей… Но за этими цифрами стоит не только отчетность перед организациями, которые поддержали наш проект, но и огромное желание посредством «Кинопоезда ВГИК-95» найти новые кадры для нашей профессии. И это для нас – вопрос принципиальный.
Санкт-Петербург – Москва
Досье
Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове. С 1959-го по 1961-й учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта. В 1967-1970 годах работал на Московском электровакуумном заводе. В 70-м поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую М. Ромма. В 1974 году защитил дипломную работу: комедию по рассказу Г. Горина «Остановите Потапова!».
Работал на киностудии «Мосфильм». Совместно с кинодраматургом А. Миндадзе снял 11 фильмов. Среди наиболее известных – «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга», «Магнитные бури».
Член жюри премии «Триумф». Председатель правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна «Мосфильм», профессор ВГИКа, руководитель творческой мастерской, председатель жюри Пятого МКФ «Послание к Человеку» 1995 года. Обладатель специального приза Совета академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» им. Алексея Германа-старшего.