Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Откровенность машиниста кинопоезда


Кинорежиссер, член Союза кинематографистов России, действительный член Российской академии кино, член правления Гильдии кинорежиссеров, профессор, руководитель творческой мастерской Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИКа) Вадим Абдрашитов в отношении современного среднего школьного образования делает довольно резкие высказывания. Но они не безосновательны. Сталкиваться с уровнем подготовки абитуриентов при поступлении в альма-матер всех кинематографистов страны ему приходится постоянно. О том, каков этот уровень и как мастера режиссуры вынуждены «решать проблемы» пробелов в знаниях, узнал «Эксперт Северо-Запад».

От зубов не отскакивает

– Вадим Юсупович, начнем беседу сразу с данных. Президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры, ректор ВГИКа Владимир Малышев не так давно на встрече с петербургскими журналистами привел следующие пугающие факты: «До 2014 года у нас было разрешение принимать в вуз абитуриентов, набравших по результатам ЕГЭ больше 40 баллов (по старой методике определения оценок это считалось «2»). В 2014 году нам пришло разрешение на режиссуру принимать с 28 баллами, то есть с оценкой «1». А в другие вузы пришло разрешение принимать с 24 баллами! Таким образом, сразу решили задачу набора в вузы поголовно. Все потому, что со школой происходят ужасные вещи… Раньше было крепкое советское образование, теперь его нет. Школьники не могут дотянуть до необходимого уровня. Приходится брать с такими баллами». Какова ваша позиция в этом вопросе?

– Да, даже на режиссуру идет молодежь, которая не знает ни классики русской литературы, ни истории. Причем другой молодежи у нас пока нет. Поэтому два года русской литературе и истории еще приходится обучать. А уровень общий что у нас в Москве, что в Питере, что в других городах и весях. Это связано с общим уровнем образования и культуры по всей стране, связано с самыми общими процессами. И во всех случаях результат подготовки сегодняшнего абитуриента чрезвычайно низок. Я говорю сейчас про объем школьной программы. Абитуриенты, которые поступают во ВГИК, в подавляющем большинстве школьную программу не знают. И мне приходится ее заново вставлять в программу обучения дисциплинам ВГИКа. По оценкам моих коллег, на первом курсе 40% времени, сил, жизни, если хотите, уходит на изучение программы средней школы! Теряем время на то, что и так уже должно от зубов отскакивать.

– Сразу вспоминаются слова главного режиссера Театра им. Ленсовета, преподавателя ГИТИСа Юрия Бутусова на представлении им нового спектакля «Кабаре Брехт» о жизни и творчестве немецкого драматурга Бертольда Брехта: «Мы можем просто потерять профессию режиссера». Он, правда, говорил о том, что сегодня второе высшее образование является платным, и любой, кто хочет, может пойти учиться на режиссера. Причем хочет он этого осознанно или нет – другой вопрос. А в профессию режиссера, с его точки зрения, должны приходить люди с колоссальным опытом и, главное, с осознанием того, что они могут сказать миру.

– Именно поэтому, когда наверху заводятся разговоры о реформе высшего образования, мне кажется, что это все от лукавого. Потому что на самом деле если проблемы и есть, а они есть, то они находятся в средней школе. Высшая школа уже пожинает плоды. А если говорить про профессию режиссера, то здесь я согласен. Необходим опыт, жизненный опыт. Плюс к этому – образование. Потому что без знания минимума из списка произведений русской литературы выбор языка общения режиссера с актером невозможен. А нужно суметь понять характер, сюжет, фабулу, образ, показать, как играть, разделить понятия добра и зла… Такая вот система ценностей.

Общая температура по больнице

– Тогда какова сегодня роль среднеобразовательной школы?

– Скажу честно – школа сегодня не справляется. Власть делает все возможное, чтобы школа свою основную функцию по обучению не выполняла. Не знаю, существует ли такое в Петербурге, но про Москву я знаю четко: происходит слияние школ по принципу: «худшая вместе с лучшей», потому что нужна общая температура по больнице. Можно долго говорить о причинах и смыслах, о роли среднеобразовательной школы сегодня, но вот этот факт остается фактом.

– В то же время в СМИ уже появляются данные о том, что не сегодня-завтра сочинение опять введут. И ЕГЭ станет скоро не- актуальным. И что американский опыт тестирования – не наш опыт. И, возможно, система оценок вернется на круги своя…

– Не знаю, поживем – увидим. Пока у нас столько американизмов, что даже европейцы над нами смеются. Говорят, что у них такого количества заимствований нет. Мы продолжаем мыслить чужими стандартами. Мне кажется, что возможный отказ от ЕГЭ – это процесс борьбы с тем, что было придумано ранее. Вот теперь уже снова заговорили о введении сочинения. Я считаю, что это аппаратно-бюрократическая игра, которая позволяет людям сидеть на местах и получать хорошие зарплаты. О последних предложениях министра образования вы слышали? Это к вопросу о русском языке… Он предложил при определении оценки за сочинение не учитывать грамотность! То есть в принципе не учитывать орфографические и синтаксические ошибки. Мотивация такая: человек в стрессе пишет сочинение. Ошибки могут быть, но главное – как он мыслит. К чему такая инициатива может привести?!

– Еще один риторический вопрос: почему это происходит?

– Потому что все собственные дети, внуки, племянники… подобных «инициаторов» учатся не в России! А если и в России, то в таких элитных школах, в которых с образовательным процессом все обстоит как нужно. Поэтому «инициаторам» заниматься вопросом среднего образования вплотную смысла нет. Воспитать ребенка сегодня может только семья. Другие институты не справляются.

– Неужели нет ни одного среднеобразовательного учреждения, готовящего настоящих профессионалов? Не верится. Очень пессимистичные картины вы рисуете…

– Я размышляю только о творческих специальностях, которые мне близки, и говорю о студентах, с которыми работаю. Но если отвечать на ваш вопрос, то в этом смысле показателен опыт отбора кадров для военно-промышленного комплекса (ВПК). Вот там все в порядке. Те специалисты, которые нужны ВПК, отбираются из математических и физических школ по олимпиадам. Это закрытые школы. В нашей сфере таких возможностей пока нет. Именно поэтому появление таланта и формулирование им неких новых идей сегодня для нас очень ценно. И в этом смысле природа еще щедра. И продолжает родить на русской земле. Есть еще молодые люди, которых можно учить, которые предрасположены к восприятию знаний. Только их надо очень долго искать! В связи с чем был собран поезд ВГИКа. Через всю Россию он проехал. Это, вероятно, поможет привлечь к нам молодых людей.

– Расскажите подробнее от акции «Кинопоезд ВГИК-95»? Вы ведь принимали в ней непосредственное участие?

– В юбилейный год 95-летия первой в мире Госкиношколы и в Год культуры в России была запланирована масштабная акция «ВГИК-95». В рамках акции ВГИКовцы проехали более 9000 км (от Москвы до Владивостока) с остановками в 15 крупнейших городах. Среди участников были знаменитые выпускники: Никита Михалков, Владимир Меньшов, Наталья Бондарчук, Сергей Мирошниченко, Владимир Фокин, Алена Бабенко, Наталья Гвоздикова, Аркадий Инин и другие, а также педагоги и студенты ВГИКа.
За время путешествия кинопоезда по стране нам удалось встретиться с 36 ветеранами Великой Отечественной войны, провести 150 часов мастер-классов. Еще показали 40 картин студентов и выпускников ВГИКа, отыграли 35 часов спектаклей… Но за этими цифрами стоит не только отчетность перед организациями, которые поддержали наш проект, но и огромное желание посредством «Кинопоезда ВГИК-95» найти новые кадры для нашей профессии. И это для нас – вопрос принципиальный.

Санкт-Петербург – Москва

Досье

Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове. С 1959-го по 1961-й учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта. В 1967-1970 годах работал на Московском электровакуумном заводе. В 70-м поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую М. Ромма. В 1974 году защитил дипломную работу: комедию по рассказу Г. Горина «Остановите Потапова!».

Работал на киностудии «Мосфильм». Совместно с кинодраматургом А. Миндадзе снял 11 фильмов. Среди наиболее известных – «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга», «Магнитные бури».

Член жюри премии «Триумф». Председатель правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна «Мосфильм», профессор ВГИКа, руководитель творческой мастерской, председатель жюри Пятого МКФ «Послание к Человеку» 1995 года. Обладатель специального приза Совета академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» им. Алексея Германа-старшего.