За 12 лет работы во власти Новосибирской области Владимир Никонов сменил несколько направлений деятельности. Был руководителем департамента систем коммуникаций, главой департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства, министром образования, науки и инновационной политики. Три с половиной года Никонов проработал заместителем губернатора, возглавляя департамент стратегического управления и планирования. В конце октября он назначен генеральным директором Агентства инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области. Появление такого «тяжеловеса» во главе агентства — явный показатель того, что власть меняет отношение к этому институту, существенно расширяя его полномочия и роль в инвестиционной политики региона. В интервью журналу «Эксперт-Сибирь» Владимир Никонов рассказал о новых приоритетах в работе АИРа, о своем понимании ГЧП и новых «окнах возможностей».
«У меня всегда позитивное настроение»
— Владимир Алексеевич, как получилось, что вы, высокопоставленный чиновник регионального правительства, возглавили Агентство инвестиционного развития?
— Это предложение мне было сделано губернатором Новосибирской области. Владимир Филиппович [Городецкий] ориентировался на тот жизненный путь, который я прошел, и приобретенный мной опыт управленческой деятельности. Прежде чем в 2002 году прийти в администрацию области, я долго работал в экономике. Девять лет был заместителем директора по экономике и финансам Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. Второе, что было оценено губернатором, — это то, что Агентство инвестиционного развития — не чужая для меня структура. Когда в 2006 году я был назначен заместителем губернатора по вопросам экономического планирования, деятельность АИР тоже административно замыкалась на мою должность. Я тесно взаимодействовал с руководством агентства, обсуждая многие вопросы, совместно вырабатывая решения. До назначения меня в 2010 году министром образования я так или иначе участвовал в формировании идеологии АИРа, участвовал в разработке, а потом и реализации одного из главных проектов агентства — Промышленно-логистического парка (ПЛП) Новосибирской области. Учитывая важность АИРа как структуры, связанной с привлечением в регион инвестиций, предложение со стороны губернатора я иначе, как определенное доверие к себе и серьезное поручение, воспринимать не могу.
— С каким настроением пришли в АИР?
— У меня всегда позитивное настроение. За свою жизнь я сменил много должностей, и порой мне было трудно, но всегда интересно. Каждое новое место работы — это толчок к развитию, к освоению новых компетенций, возможность узнать какие-то новые сферы деятельности. Однако я всегда стараюсь работать на осязаемый результат. АИР — это тоже вызов, правда, сказать, что это совершенно новая для меня сфера, оснований маловато.
— Как оцениваете эффективность АИР как организации по привлечению в регион инвестиций?
— Убежден, принятое в середине 2000 годов решение о создании АИР было очень своевременным. За это время организация выросла, осознала свою роль, и в этом смысле нам не нужно начинать с нуля. Структура работоспособна для реализации той миссии, которая определена постановлением правительства — быть эффективным оператором в содействии приходу в регион различного рода инвесторов. В то же время есть задачи, которыми АИР не занимался в необходимом масштабе. Поэтому потребуется укрепить некоторые структуры, расширить их полномочия. Прежде всего, должны быть усилены направления, связанные с реализацией инвестиционной политики. Мы должны быть убедительными с точки зрения предоставления консультаций, активной работе по продвижению инвестиционного потенциала Новосибирской области в России и за рубежом. Думаю, что по мере разрастания деятельности, появления новых проектов, придется укреплять направления, связанные с финансово-экономическим управлением проектами. На мой взгляд, сотрудники, которые сегодня работают в АИРе, неплохо понимают, что нужно делать, демонстрируя высокий уровень компетентности. Вопрос лишь в том, как правильно использовать этот потенциал, развить его.
«Кто-то ушел далеко вперед»
— Какие видите приоритеты в работе на новой должности?
— Основные направления деятельности Агентства определены постановлением правительства Новосибирской области. Агентству определена функция, если хотите, миссия, быть структурой по привлечению в регион инвестиций. Это и информационная, и организационная, и финансовая поддержка значимых для региона бизнес-проектов. Мы должны стать для предпринимателя надежным партнером, опираясь на которого реализовывать проекты можно будет быстрее и с меньшими организационными издержками.
— Знаком ли вам опыт работы других региональных корпораций развития, например, калужский?
— Мы, конечно, изучили практику других регионов по привлечению инвестиций. Хорошо мне знаком и опыт работы Корпорации развития Калужской области. Там сегодня реализуются 11 индустриальных парковых проектов. И у корпорации есть чему поучиться. Сам в Калуге не был, но неплохо знаком с коллегами, которые занимались там парковыми проектами. Подходы мне понятны, они в целом общие. Создается специализированная организация, которая занимается формированием привлекательности определенной территории. Субъект федерации берет на себя большие обязательства по инфраструктурному оснащению, ориентируясь на потребности и желания инвесторов. Я видел подобные индустриальные зоны и за рубежом. Думаю, мы предпримем необходимые шаги для того, чтобы лучше изучить опыт других территорий. Ведь и практика проведения в Новосибирской области форумов «Инпарк» посвящена как раз этой задаче. Собираются люди, которые в схожих условиях реализуют аналогичные проекты. Кто-то ушел далеко вперед, кто-то отстает и приезжает для того, чтобы учиться.
«Приходится вносить коррективы»
— Как сложившаяся не самая благоприятная ситуация в российской экономике влияет на настроение инвесторов в Новосибирской области?
— Мы видим определенное беспокойство со стороны инвесторов. И неуверенность бизнеса в завтрашнем дне создает определенные трудности и для нас. Нам приходится вносить коррективы в сроки реализации проектов по созданию инженерной инфраструктуры. Такая корреляция наших планов с планами инвесторов очень важна, ведь речь идет о десятках и сотнях миллионов рублей бюджетных средств.
— То есть, спад в экономике меняет и политику АИРа?
— Безусловно. Чем сложнее ситуация на рынке, тем активнее и убедительнее должны быть мы. Инвестиционный процесс никогда не останавливается, в худшем случае, он замедляется, приобретает иной характер. Уже давно известно на практике, во время кризиса открываются новые окна возможностей для вывода на рынок новой продукции, более эффективных и в связи с этим более востребованных услуг. В этих условиях и мы должны действовать по-другому, активнее.
«Трудности были, есть и будут»
— С какими итогами закончит этот год проект ПЛП?
— До конца года количество инвесторов в ПЛП, с которыми мы заключили соглашение, вырастет и составит два десятка организаций. Несмотря на макроэкономические трудности, ряд инвесторов намерен выдержать ранее названные сроки по запуску своих объектов. Это проекты высокой степени готовности, с большим объемом инвестиций, и остановить их на данном этапе было бы недальновидно. Поэтому партнеры работают с полной отдачей.
В то же время шесть компаний информировали нас о том, что сроки реализации их проектов сдвигаются, но они пока не отказываются от их реализации. Ситуация понятная, соответствующая обстановке.
Несмотря на объективные трудности, в целом результаты ПЛП в этом году близки к плановым значениям, которые АИР определил для управляющей компании в начале года.
— Есть ли какие-то инфраструктурные сложности в реализации проекта ПЛП? В перспективе планируется строительства автомобильной развязки…
— Создание инфраструктуры в чистом поле, тем более на огромной территории в две тысячи гектаров — это априори сложная задача. Поэтому трудности были, есть и будут. Другое дело, есть ли ресурсы для решения этих сложных задач. Да, они есть.
Что касается развязки, то у правительства есть четкое понимание ее необходимости. Есть проектные проработки и расчеты. Вопрос в источниках финансирования. Здесь есть определенные трудности, но мы сообща работаем над их решением.
— В следующем году ПЛП в последний раз должен будет получить бюджетное финансирование и с 2016 года выйти на самоокупаемость. Это по-прежнему реально?
— Думаю, да.
«Мало кто знает, что это такое ГЧП»
— Какие планы стоят перед вами на 2015 год?
— Во-первых, дальнейшее освоение территории ПЛП. В перспективе ближайших нескольких лет этот проект останется одним из самых масштабных в деятельности АИРа. Во-вторых, мы намерены уделить много сил и времени развитию на территории Новосибирской области кластерных проектов. Это и «Биотехнопарк в Кольцово», и создание кластера в сфере приборостроения, строительства, агропромышленного комплекса. Новосибирская область — один из крупнейших в Сибири производителей сельхозпродукции. Мы заинтересованы в том, чтобы переработка здесь была предельно глубокой и в максимальных объемах. И мы, конечно, этому будем содействовать. Думаю, в какой-то степени нам придется заниматься и проблемами создания высокотехнологичных, наукоемких кластеров.
Должны мы будем включиться и в процесс развития в Новосибирской области государственно-частного партнерства. Об этом много говорят, и даже кое-что делается. Но по-прежнему мало кто знает, что это такое ГЧП. Настоящее государственно-частное партнерство возникает тогда, когда частные компании вовлекаются в сферы традиционной государственной активности и ответственности. Например, здравоохранение и образование. Очевидно, что в этих сферах могут найти себя, и находят, негосударственные организации. Задача власти — создать условия, когда частнику экономически выгодно оказывать такие услуги, в том числе социально незащищенным слоям населения. Это отдельное направление, и я думаю, мы им тоже займемся.