Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Мы должны быть убедительными»


За 12 лет работы во власти Новосибирской области Владимир Никонов сменил несколько направлений деятельности. Был руководителем департамента систем коммуникаций, главой департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства, министром образования, науки и инновационной политики. Три с половиной года Никонов проработал заместителем губернатора, возглавляя департамент стратегического управления и планирования. В конце октября он назначен генеральным директором Агентства инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области. Появление такого «тяжеловеса» во главе агентства — явный показатель того, что власть меняет отношение к этому институту, существенно расширяя его полномочия и роль в инвестиционной политики региона. В интервью журналу «Эксперт-Сибирь» Владимир Никонов рассказал о новых приоритетах в работе АИРа, о своем понимании ГЧП и новых «окнах возможностей».

«У меня всегда позитивное настроение»

— Владимир Алексеевич, как получилось, что вы, высокопоставленный чиновник регио­нального правительства, возглавили Агентство инвестиционного развития?

— Это предложение мне было сделано губернатором Новосибирской области. Владимир Филиппович [Городецкий] ориентировался на тот жизненный путь, который я прошел, и приобретенный мной опыт управленческой деятельности. Прежде чем в 2002 году прийти в администрацию области, я долго работал в экономике. Девять лет был заместителем директора по экономике и финансам Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. Второе, что было оценено губернатором, — это то, что Агентство инвестиционного развития — не чужая для меня структура. Когда в 2006 году я был назначен заместителем губернатора по вопросам экономического планирования, деятельность АИР тоже административно замыкалась на мою должность. Я тесно взаимодействовал с руководством агентства, обсуждая многие вопросы, совместно вырабатывая решения. До назначения меня в 2010 году министром образования я так или иначе участвовал в формировании идеологии АИРа, участвовал в разработке, а потом и реализации одного из главных проектов агентства — Промышленно-логистического парка (ПЛП) Новосибирской области. Учитывая важность АИРа как структуры, связанной с привлечением в регион инвестиций, предложение со стороны губернатора я иначе, как определенное доверие к себе и серьезное поручение, воспринимать не могу.

— С каким настроением пришли в АИР?

— У меня всегда позитивное настроение. За свою жизнь я сменил много должностей, и порой мне было трудно, но всегда интересно. Каждое новое место работы — это толчок к развитию, к освоению новых компетенций, возможность узнать какие-то новые сферы деятельности. Однако я всегда стараюсь работать на осязаемый результат. АИР — это тоже вызов, правда, сказать, что это совершенно новая для меня сфера, оснований маловато.

— Как оцениваете эффективность АИР как организации по привлечению в регион инвестиций?

— Убежден, принятое в середине 2000 годов решение о создании АИР было очень своевременным. За это время организация выросла, осознала свою роль, и в этом смысле нам не нужно начинать с нуля. Структура работоспособна для реализации той миссии, которая определена постановлением правительства — быть эффективным оператором в содействии приходу в регион различного рода инвесторов. В то же время есть задачи, которыми АИР не занимался в необходимом масштабе. Поэтому потребуется укрепить некоторые структуры, расширить их полномочия. Прежде всего, должны быть усилены направления, связанные с реализацией инвестиционной политики. Мы должны быть убедительными с точки зрения предоставления консультаций, активной работе по продвижению инвестиционного потенциала Новосибирской области в России и за рубежом. Думаю, что по мере разрастания деятельности, появления новых проектов, придется укреплять направления, связанные с финансово-экономическим управлением проектами. На мой взгляд, сотрудники, которые сегодня работают в АИРе, неплохо понимают, что нужно делать, демонстрируя высокий уровень компетентности. Вопрос лишь в том, как правильно использовать этот потенциал, развить его.

«Кто-то ушел далеко вперед»

— Какие видите приоритеты в работе на новой должности?

— Основные направления деятельности Агентства определены постановлением правительства Новосибирской области. Агентству определена функция, если хотите, миссия, быть структурой по привлечению в регион инвестиций. Это и информационная, и организационная, и финансовая поддержка значимых для региона бизнес-проектов. Мы должны стать для предпринимателя надежным партнером, опираясь на которого реализовывать проекты можно будет быстрее и с меньшими организационными издержками.

— Знаком ли вам опыт работы других регио­нальных корпораций развития, например, калужский?

Мы, конечно, изучили практику других регионов по привлечению инвестиций. Хорошо мне знаком и опыт работы Корпорации развития Калужской области. Там сегодня реализуются 11 индустриальных парковых проектов. И у корпорации есть чему поучиться. Сам в Калуге не был, но неплохо знаком с коллегами, которые занимались там парковыми проектами. Подходы мне понятны, они в целом общие. Создается специализированная организация, которая занимается формированием привлекательности определенной территории. Субъект федерации берет на себя большие обязательства по инфраструктурному оснащению, ориентируясь на потребности и желания инвесторов. Я видел подобные индустриальные зоны и за рубежом. Думаю, мы предпримем необходимые шаги для того, чтобы лучше изучить опыт других территорий. Ведь и практика проведения в Новосибирской области форумов «Инпарк» посвящена как раз этой задаче. Собираются люди, которые в схожих условиях реализуют аналогичные проекты. Кто-то ушел далеко вперед, кто-то отстает и приезжает для того, чтобы учиться.

«Приходится вносить коррективы»

— Как сложившаяся не самая благоприятная ситуация в российской экономике влияет на настроение инвесторов в Новосибирской области?

— Мы видим определенное беспокойство со стороны инвесторов. И неуверенность бизнеса в завтрашнем дне создает определенные трудности и для нас. Нам приходится вносить коррективы в сроки реализации проектов по созданию инженерной инфраструктуры. Такая корреляция наших планов с планами инвесторов очень важна, ведь речь идет о десятках и сотнях миллионов руб­лей бюджетных средств.

— То есть, спад в экономике меняет и политику АИРа?

— Безусловно. Чем сложнее ситуация на рынке, тем активнее и убедительнее должны быть мы. Инвестиционный процесс никогда не останавливается, в худшем случае, он замедляется, приобретает иной характер. Уже давно известно на практике, во время кризиса открываются новые окна возможностей для вывода на рынок новой продукции, более эффективных и в связи с этим более востребованных услуг. В этих условиях и мы должны действовать по-другому, активнее.

«Трудности были, есть и будут»

— С какими итогами закончит этот год проект ПЛП?

— До конца года количество инвесторов в ПЛП, с которыми мы заключили соглашение, вырастет и составит два десятка организаций. Несмотря на макроэкономические трудности, ряд инвесторов намерен выдержать ранее названные сроки по запуску своих объектов. Это проекты высокой степени готовности, с большим объемом инвестиций, и остановить их на данном этапе было бы недальновидно. Поэтому партнеры работают с полной отдачей.

В то же время шесть компаний информировали нас о том, что сроки реализации их проектов сдвигаются, но они пока не отказываются от их реализации. Ситуация понятная, соответствующая обстановке.

Несмотря на объективные трудности, в целом результаты ПЛП в этом году близки к плановым значениям, которые АИР определил для управляющей компании в начале года.

— Есть ли какие-то инфраструктурные сложности в реализации проекта ПЛП? В перспективе планируется строительства автомобильной развязки…

— Создание инфраструктуры в чистом поле, тем более на огромной территории в две тысячи гектаров — это априори сложная задача. Поэтому трудности были, есть и будут. Другое дело, есть ли ресурсы для решения этих сложных задач. Да, они есть.

Что касается развязки, то у правительства есть четкое понимание ее необходимости. Есть проектные проработки и расчеты. Вопрос в источниках финансирования. Здесь есть определенные трудности, но мы сообща работаем над их решением.

— В следующем году ПЛП в последний раз должен будет получить бюджетное финансирование и с 2016 года выйти на самоокупаемость. Это по-прежнему реально?

— Думаю, да. 

«Мало кто знает, что это такое ГЧП»

— Какие планы стоят перед вами на 2015 год?

— Во-первых, дальнейшее освоение территории ПЛП. В перспективе ближайших нескольких лет этот проект останется одним из самых масштабных в деятельности АИРа. Во-вторых, мы намерены уделить много сил и времени развитию на территории Новосибирской области кластерных проектов. Это и «Биотехнопарк в Кольцово», и создание кластера в сфере приборостроения, строительства, агропромышленного комплекса. Новосибирская область — один из крупнейших в Сибири производителей сельхозпродукции. Мы заинтересованы в том, чтобы переработка здесь была предельно глубокой и в максимальных объемах. И мы, конечно, этому будем содействовать. Думаю, в какой-то степени нам придется заниматься и проблемами создания высокотехнологичных, наукоемких кластеров.

Должны мы будем включиться и в процесс развития в Новосибирской области государственно-частного партнерства. Об этом много говорят, и даже кое-что делается. Но по-прежнему мало кто знает, что это такое ГЧП. Настоящее государственно-частное партнерство возникает тогда, когда частные компании вовлекаются в сферы традиционной государственной активности и ответственности. Например, здравоохранение и образование. Очевидно, что в этих сферах могут найти себя, и находят, негосударственные организации. Задача власти — создать условия, когда частнику экономически выгодно оказывать такие услуги, в том числе социально незащищенным слоям населения. Это отдельное направление, и я думаю, мы им тоже займемся.