Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Поиск настоящих эмоций


Подлинная русская глубинка 60-х годов ХХ века... Сцена и зрительный зал превращаются в сельский клуб, где проходит смотр художественной самодеятельности. Участники, наши «земляки», демонстрируют свои разносторонние таланты. Поют. Песня испокон веков сопровождает русского человека и в печали, и в радости. Так, в петербургском театре «Комедианты» публике рассказывают «про русских людей, которым горе не беда, а печаль в радость», отталкиваясь от мысли актера Сергея Юрского, что «в рассказах Шукшина гармонично сочетаются три потока – драматизм, юмор и нежность». Но одной лишь постановкой творческий коллектив не ограничивается. По словам художественного руководителя театра Михаила Левшина, сегодня они работают над созданием фильма на основе шукшинского наследия. «Эксперт Северо-Запад» узнал подробности.

Деньги для «Чудиков»

– Михаил Александрович, в государственном драматическом театре «Комедианты», художественным руководителем которого вы являетесь, задумали экранизировать спектакль «Земляки» по творчеству Шукшина. Материал основан на трех рассказах Василия Макаровича, а именно: «Други игрищ и забав», «Мой зять украл машину дров» и «Сапожки». Как будет осуществляться проект фильма «Чудики», основанного на базе спектакля?

– То наследие, которое оставил нам Василий Шукшин, необходимо хранить, ценить и воспроизводить на экране и на сцене, поскольку это драгоценные камни в коллекции русских национальных характеров. «Мне думается, что самое дорогое наше богатство – людское», – писал Шукшин. Поэтому нам кажется особенно важным знакомство с шукшинскими героями современного зрителя. Мы уже сейчас можем сказать, что рассказы Шукшина актуальны и востребованны, – по опыту спектакля, который получил большой резонанс в прессе и, что главное, любовь и отклик зрителей Санкт-Петербурга и провинции (спектакль неоднократно с огромным успехом гастролировал по Ленинградской области). В центре трех рассказов Шукшина – русские мужики, жители села, разного возраста, с разными проблемами и заботами. Один, вернувшись из рейса, обнаружил, что с трудом накопленные на кожаную куртку деньги, жена и теща «ухайдакали» на шубку. И тут не выдерживает простой работящий парень такой несправедливости и решается на очень своеобразное отмщение. Другой не может понять и простить сестру, которая не признается, кто отец ее малыша, и в поисках той же справедливости пускается разыскивать непутевого отца. А третий, поглощенный повседневными заботами, вдруг решается купить жене дорогие сапоги – ну хоть раз в жизни порадовать…

Это спектакль про нашу страну, огромную, прекрасную и непостижимую. Пять героев рассказов Шукшина – это пять разных Гамлетов, которые бьются за справедливость, они проходят через испытания, они не всегда выходят победителями, но обязательно другими – и дарят нам свой опыт. Дело не в том, что, в отличие от Гамлета, у шукшинских «чудиков» не трагический финал. А в том, что люди так устроены, что они готовы на самый страшный риск, чтобы только добиться этой самой справедливости. И в этом оптимизм подлинной высокой драматургии, даже если это трагедия. У каждого главного героя «Земляков» есть это «быть или не быть», и пусть они несовременны или странноваты, но очень дорого сердцу их бескорыстие, преданность настоящим нравственным идеалам.

Возвращаюсь к сути вашего вопроса. В настоящий момент завершен пре-продакшн будущего фильма «Чудики» – готов сценарий, готовы костюмы, подобран актерский состав, составлен план съемок и найдены локации. Все собранные нами деньги пойдут на аренду оборудования (камера, свет и т.д.), аренду игрового транспорта 60-х годов (автомобили, трактора), аренду помещений и локаций (квартиры, дачные дома) и на покупку или аренду реквизита 60-х годов. Актерский состав фильма: Геннадий Спириденков, Роман Притула, Екатерина Белова, Алена Азарова, Ольга Яковлева, Сергей Бледных, Виталий Кравченко и многие другие. Съемки запланированы на июнь – август 2015 года.

– Смею предположить, что режиссером фильма будете вы? А как в принципе возникла идея экранизации? И главное – для чего? Ведь спектакль итак идет на вашей сцене, и к творчеству Василия Макаровича внимание зрителя вы тем самым уже привлекаете.

– Есть такая, не побоюсь сказать, прекрасная и вечная мысль: «Неси свой крест и веруй» – из пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка» о том, что надо уметь ждать и терпеть. И постепенно жизнь наладится, и роль к тебе придет, и судьба тебе улыбнется. Но вот актер нашего театра Роман Притула не ждет. Он будоражит все вокруг. Кстати, он был инициатором создания в наших стенах детского спектакля по бессмертному произведению Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». Тут, с вашего позволения, остановлюсь ненадолго. Дело в том, что когда я знакомому артисту ТЮЗа сказал, что у меня артисты сами (по собственной инициативе!) репетируют детский спектакль, он был в настоящем шоке. Хотя ведь общеизвестно, что артисты ТЮЗа в подавляющем большинстве хотят сыграть что-нибудь не из детского репертуара. А у нас тем временем получился очень хороший детский спектакль. Уже возили его на европейские фестивали. И вот тот самый Роман Притула играет там Карлсона. Но на этом, как нетрудно догадаться, его творческая инициатива не закончилась. Он предложил собрать средства на экранизацию спектакля по Шушкину, который идет в нашем театре. Ведь его очень хорошо принимает публика. А это гораздо важнее, чем мнение театральных критиков. Дело в том, что этот критерий «любви народа» никогда для меня не умрет и будет главным. Когда встают и пять минут аплодируют, значит, стоит этим спектаклем заниматься.

Способность умирать

– С публикой все ясно, но давайте вернемся к экранизации. И как вы отнеслись к этой затее? Неужели сам себя не спрашивали: «И куда мы с этим фильмом?»

– Сначала я отнесся к этой идее, как к чистому авантюризму Романа Притулы. Но потом сам осознал, зачем это надо. А это надо! По следующей причине. Потому что у нашего вида искусства, у театрального искусства, к большому сожалению, есть способность умирать. Великие спектакли остаются, как это ни печально, только в воспоминаниях. Я к примеру сейчас делюсь своими впечатлениями от спектаклей Товстоногова с теми, кто лично не знал Георгия Александровича, не видел, как он творил. Поэтому идея сохранить то, что сделано театром, очень хороша. Единственная опасность для нас – по возможности уйти от соблазна снять киноспектакль. Раньше был такой формат, и он был актуален… Но мы хотим найти новый киноязык. А на вопрос: «И куда мы с этим фильмом?», я себе отвечаю: «Как минимум, знакомым покажем». (Улыбается.) Есть еще фестивали, телеканалы…

– Что в первую очередь вы хотели бы передать через найденный вами новый киноязык?

– Я часто смотрю современные фильмы и сериалы и сделал такой вывод: сейчас наступило время огромной нехватки специалистов по психологической разработке роли в кино. Что я имею в виду? Ну, давайте дам вам пример из жизни, чтобы стало понятно. Наш артист Паша Иванов снимался в сериале. Я решил посмотреть его актерскую работу. Там с его героем случается несчастье. Вижу в кадре, что он убит горем. Смотрю дальше. В следующем кадре Паша выходит из дома, бежит до автобуса. И… ни тени печали на лице! Все, прежней эмоции как и не было… Я спрашиваю: «Паша, как же так? У тебя же случилось несчастье. Почему ты так бодро и весело себя чувствуешь в следующем кадре?» На что он мне отвечает: «Михаил Александрович, у меня даже нет времени подумать об этом. Мне просто говорят: пробеги оттуда и туда». Жесткий суетный съемочный процесс.

Открытый монолог

– Да, все так. Но не кажется ли вам, что актерам просто приходится существовать в предлагаемых обстоятельствах? Как быть, если кино диктует свои условия? Актриса Анастасия Мельникова как-то делилась своими соображениями на сей счет, говоря, что актер совершенно не в состоянии контролировать съемочный процесс. И даже если ему кажется, что он играл верно, на монтаже и при озвучании он увидит, что все сокращено до предела… Единственный пример из последней положительной практики у нее был с режиссером Алексеем Германом-младшим: «У Алексея снималась с упоением: он, сам того не подозревая, соединил во мне две обожаемые профессии – актрисы театра и кино. Мы долго репетировали, а потом длинным кадром снимали дубль за дублем, пока не уйдет свет». Но ведь так бывает, увы, не всегда…

– Не всегда, но бывает, раз кто-то приводит такие примеры положительной практики. А вот дефицит по-прежнему есть. Я вот иной раз думаю, ну хоть удивился бы актер по-настоящему, показал бы эмоции истинные. Нет, все бегом, все в спешке. Своим проектом мы отчасти хотим обратить внимание на эту проблему. Постараемся в нашем фильме все эмоции сохранить. В текстах Шукшина есть удивительная особенность, которую мы хотим показать и в будущем фильме. У Василия Макаровича присутствует так называемый открытый монолог. Ну, например, процитирую: «Ездили в город за запчастями… И Сергей Духанин увидел там в магазине женские сапожки. И потерял покой: захотелось купить такие жене. Хоть один раз-то, думал он, надо сделать ей настоящий подарок. Главное, красивый подарок… Она таких сапожек во сне не носила». Смотрите, в чем тут интерес: герой же не может эти слова сказать жене. Он говорит эти слова про себя. Это его сокровенный монолог. Я вместе с коллегами и друзьями, наконец, этот ход нащупал. Мы постараемся сделать так, чтобы мысли людей, героев Шукшина, оказались осязаемы. Чтобы герои играли настоящие эмоции. Создадим такую атмосферу, когда человек будет доверять свои мысли людям, исповедоваться им. Ведь, как сказал сам Шукшин: «Душа, которая просит высказаться, – это хорошая душа». Это и станет эпиграфом всего нашего творческого замысла.

Досье

Михаил Александрович Левшин родился 31 декабря 1940 года в Ленинграде. В 1970 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В 1989 году основал Санкт-Петербургский государственный драматический театр «Комедианты». Является его художественным руководителем. Заслуженный деятель искусств РФ (2000 год). Режиссерские работы: «Кот в сапогах», «Барская спесь, или Анютины глазки», «Татуированная роза», «Граф Нулин», «Пеппи ДлинныйЧулок», «Страсти по-итальянски», «Сирано де Бержерак», «Дурочка», «Женитьба», «Венецианский купец», «Не всякий вор – грабитель», «Записные книжки Тригорина», «Муму» и другие постановки.