В ноябре прошлого года в Усть-Каменогорске (Казахстан) стартовало строительство крупнейшего российско-казахстанского производства за всю постсоветскую историю. Холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» инвестирует 1,1 миллиардов долларов в завод полного цикла по производству автомобилей LADA. Технологическим партнером проекта выступает ОАО «АВТОВАЗ». Запуск первой очереди мощностью 60 тысяч автомобилей в год запланирован на 2017 год, вторую очередь (120 тыс. ед.) введут в эксплуатацию в 2022 году. Завод, расположенный в 130 км от российской границы, будет снабжать потребности не только жителей Казахстана. Более половины продукции партнеры направят на рынок Сибири и Дальнего Востока.
О том, почему новые мощности АВТОВАЗа строятся за пределами России и какую роль сыграют казахстанские инвесторы в развитии сибирской инфраструктуры LADA, журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев.
— Ержан Оразбекович, каковы параметры проекта будущего совместного с АВТОВАЗом предприятия по выпуску автомобилей LADA в Усть-Каменогорске?
— Наш холдинг — партнер АВТОВАЗа уже на протяжении двух десятилетий. С начала двухтысячных годов мы эксклюзивно представляем LADA на казахстанском рынке. В 2003 году на востоке Казахстана была налажена сборка LADA 4x4.
В последние годы мы пришли к необходимости еще более тесной кооперации, и с новой командой АВТОВАЗа у нас сложился крайне продуктивный диалог. Сближению способствовало и развитие казахстанского рынка, на который приходится порядка 80% зарубежных продаж LADA. Поэтому «АЗИЯ АВТО Казахстан» рассматривается как полноценный региональный центр производства — будущее предприятие включено в долгосрочную стратегию развития альянса Renault-Nissan-AVTOVAZ.
Наши российские партнеры передают в совместное предприятие права на использование товарных знаков, конструкторской документации, доступ на рынки сбыта и, конечно, обеспечивают организацию производственных процессов. Это активы, которые «на свободном рынке» не приобрести.
Наш союз во многом уникален и строится он на принципах win-to-win. C 2001 года, когда «БИПЭК АВТО» получил статус генерального партнера АВТОВАЗа в Казахстане, мы инвестировали в развитие инфраструктуры и продвижение марки LADA 102 миллиона долларов. Только логистический парк «БИПЭК АВТО» насчитывает 320 собственных железнодорожных вагонов.
Несмотря на высокий уровень конкуренции (на рынке республики представлено более четырех десятков брендов) продукция АВТОВАЗа занимает в Казахстане почти треть сегмента легковых авто. Мы как производители приобретаем продукт, который пользуется рекордным спросом у потребителей обеих стран, и доступ на рынок Сибирского региона.
Проект — крупнейший пример российско-казахского сотрудничества в промышленной сфере. Только объем производимых автомобилей — без учета автокомпонентов — с выходом на проектную мощность (120 тысяч автомобилей ежегодно) превысит отметку в один миллиард долларов. В первые семь лет работы мы рассчитываем выпустить 500 тысяч автомобилей на сумму шесть миллиардов долларов.
«Ставка на массовый спрос»
— Какой объем инвестиций будет привлечен в реализацию проекта?
— На строительство базовых мощностей по сварке, окраске и сборке автомобилей в проект будет направлено более 500 миллионов долларов. Общий объем инвестиций в создание производств по выпуску автокомпонентов составит свыше 630 миллионов долларов. На сегодня фактические капиталовложения в проект превысили 43 миллиона долларов.
Проект включен в состав госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. Этот статус обеспечивает более благоприятные инвестиционные условия, среди которых налоговые и таможенные льготы, однако финансирование проекта осуществляется целиком за счет ресурсов холдинга «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО».
— Как выглядит площадка будущего производства сегодня?
— Мы завершаем предынвестиционный этап реализации проекта. Силами европейского бюро Tebodin разработан инжиниринговый концепт. На площадке завершены земляные работы, начат монтаж электрических сетей, построена первая очередь админстративно-бытового корпуса площадью четыре тысячи квадратных метров.
Весной 2015 года строительные работы развернутся в полную силу. На 2017 год намечен запуск первой очереди: сварка, окраска кузова и сборка 60 тысяч автомобилей. Достигнув этой цифры, мы сможем наладить выпуск систем выхлопа, бамперов, бензобаков, зеркал, дверных панелей. По мере роста показателей сбыта к 2020–2022 годам мы выйдем на годовые объемы 120 тысяч автомобилей. Это вторая очередь. Она станет базой для локализации выпуска деталей подвески, рулевого управления, трансмиссии. 170 из 523 гектаров, которые займет наше новое производство, отведены под технопарк по выпуску автокомпонентов.
— Первым на производстве будет запущен выпуск двух моделей седан LADA Vesta и кроссовер LADA XRAY. Чем обусловлен этот выбор?
— Ядро продуктовой линейки составят продукты, пользующиеся наиболее массовым спросом на рынке России и Казахстана. Это демократичные автомобили B-класса и компактные кроссоверы. Именно на эти платформы ориентирован технологический концепт строящегося производства.
В то же время степень унификации платформ внутри альянса Renault-Nissan-AVTOVAZ растет — будущие поколения автомобилей LADA будут содержать все больше технологических решений, позаимствованных у французских и японских партнеров. Уже сегодня один из свежих бестселлеров марки — LADA Largus — построен на европейской платформе альянса.
«Фактор логистики»
— С чем связано решение построить совместный завод именно в Казахстане?
— Институциональные и рыночные основания выбора Казахстана для реализации проекта вполне очевидны. Казахстан — рынок сбыта № 1 LADA после российского. С начала года владельцами новых автомобилей марки в нашей стране стали более 40 тысяч человек. Доля АВТОВАЗа на казахском рынке значительно выше аналогичного российского показателя — 29 процентов. Если сфокусироваться на сегменте автомобилей стоимостью до 12 тысяч долларов, здесь «Ладе» принадлежит 98 процентов в B-классе и 100 процентов в категории SUV.
Прибавьте сюда более мягкий налоговый режим, менее высокую стоимость энергоресурсов, фактор логистики. Последний особенно критичен с учетом удаленности Самарского региона от рынка сбыта в Казахстане или, скажем, Дальневосточного федерального округа, куда также будет поставляться наша продукция. Ключевые рынки сбыта СФО находятся на удалении всего 500–1 000 километров от Усть-Каменогорска.
— Как будет поделен сибирский рынок сбыта между российским и казахстанским производством?
— Согласно текущим оценкам, в регионы азиатской части России будет отгружаться порядка 70 тысяч выпускаемых в Усть-Каменогорске автомобилей. Это более половины целевых объемов производства на этапе, когда завод выйдет на проектную мощность.
— Как оцениваете потенциальный рынок сбыта в регионах Сибири?
— Наиболее привлекательными регионами, несомненно, являются Красноярский край, Кемеровская и Новосибирская области. В сумме это 50 процентов автомобильного рынка СФО. Еще 20 процентов сбыта в Сибири приходится на Омск и Алтайский край. Именно эти регионы находятся в фокусе нашего внимания. Renault-Nissan-AVTOVAZ занимает на этих территориях лидирующие позиции. Вместе с тем очевидно, что качество организации продаж и сервиса LADA таит в себе ощутимый потенциал роста потребительской лояльности сибиряков. И эти возможности мы не намерены упускать. В наших планах довольно внушительные капиталовложения в развитие инфраструктуры марки.
«Предстоит погружение в рыночную специфику»
— Каковы ваши прогнозы на развитие рынка продаж автомобилей марки LADA в краткосрочной и среднесрочной перспективе, с учетом общего падения российского автомобильного рынка более чем на 13 процентов в 2014 году?
— Наши партнеры располагают уникальным ресурсом потребительского доверия, и их продукция ориентирована на массовый спрос. Альянс Renault-Nissan-AVTOVAZ сегодня контролирует более 32 процентов российского рынка, два из брендов группы — в тройке бестселлеров. LADA — марка № 1 как на федеральном уровне, так и в Сибирском регионе.
Да, сегодня российская автоиндустрия переживает сложный период. Но вспомните, в кризисном 2009 году продажи легковых автомобилей в России упали на 49 процентов. За два года рынок восстановился практически полностью. Уровень доходов россиян и сравнительно низкая обеспеченность автотранспортом — эти индикаторы дают наиболее ясное представление о потенциале роста потребительского спроса в стране.
Оптимальный уровень обеспеченности легковыми автомобилями для России — не менее 400 на тысячу жителей. Сегодня российский рынок приближается к отметке 300, и текущее падение не отменяет логики развития отрасли.
Согласно утвержденной стратегии наших партнеров, к началу следующего десятилетия объемы выпуска продукции АВТОВАЗа на всех площадках должны превысить один миллион единиц. Вклад АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» составит 120 тысяч автомобилей.
— Как будете выстраивать каналы продаж и техобслуживания, создавать собственные дилерские центры или взаимодействовать с уже существующими?
— Нам несомненно предстоит погружение в рыночную специфику, и к оценкам «старожилов» автобизнеса в Сибирском регионе мы намерены прислушиваться с особым вниманием.
Для осуществления совместной деятельности на рынке Сибири мы учредили совместное предприятие в российской юрисдикции. 75 процентов капитала СП принадлежит группе «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО», 25 процентов приходится на долю ОАО «АВТОВАЗ». Сейчас завершается аудит и оценка передаваемых в собственность СП российских активов. Прежде всего, автоцентров в Барнауле, Омске, Новосибирске и Новокузнецке. Эти объекты требуют ремонта и модернизации, работы намечены на 2015 год.
К исполнению дистрибьюторских функций, организации продаж и обслуживания автомобилей в перечисленных регионах мы приступим уже в начале будущего года. На первоначальном этапе ставка будет сделана на существующую инфраструктуру товаропроводящей сети LADA.
Группа компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» — крупнейший холдинг на автомобильном рынке Казахстана, образованный в 1992 году в Усть-Каменогорске. В состав группы входят казахстанский автосборочный завод АО «АЗИЯ АВТО», дистрибьюторские и дилерские компании, осуществляющие продажи и обслуживание автомобилей марок LADA, Skoda, Chevrolet, KIA, UAZ и Renault. По итогам 2013 года на автосборочных мощностях холдинга в Усть-Каменогорске произведено свыше 31 тысячи автомобилей. Рыночная доля группы составляет 53,4%, вклад в объемы легкового производства в Казахстане — 82%, совокупный оборот — 1,1 млрд долларов (10 месяцев 2014 года).