Когда-то советская высшая школа была одной из лучших в мире. Инженеры и гуманитарии, получавшие высшее образование, без проблемч находили «путевку в жизнь». Однако времена сменились, на дворе — капитализм, диктующий свои суровые законы. Но вузы в большинстве своем продолжают жить по старым схемам, подготавливая специалистов, которые лишь в половине случаев оказываются способными и готовыми работать в рамках полученной квалификации. О том, какой должна быть система высшего образования и как университетам найти общий язык с профессиональным сообществом, журналу «Эксперт-Сибирь» рассказали первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета (АлтГУ), доктор юридических наук Евгений Аничкин и доктор экономических наук, профессор АлтГУ и директор Центра развития, оценки и сертификации квалификаций Алтайского государственного университета Наталья Брюханова.

«Потребности формируют работодатели»
— Один из важнейших сегодня вопросов — это определение стандарта качества для высших учебных заведений.
Евгений Аничкин: — Речь идет не только о высшей школе, но и о системе образования в целом. Мы говорим о том, что сегодня подходы к формированию стандартов качества образования и частично функции его контроля в соответствии с новым законом об образовании перекладываются на профессиональные сообщества и общественные организации.
— До этого Министерство образования и науки определяло, какие вузы готовят хороших специалистов, а какие — не очень хороших?
— Да, практически участие в формировании госзаказа на образовательные услуги принимал только регулятор — Министерство образования и науки. Оно и сейчас формирует аккредитационные и лицензионные требования и контрольные цифры приема, проводит мониторинг вузов. Правда, сегодня мы видим, что государство постепенно отходит от того, чтобы быть единственным заказчиком и контролером в области образования.
— Почему?
— Мы переходим в большей степени к региональному заказу, который должен формироваться в соответствии с потребностями регионального рынка труда.
— То есть, раньше у федерального центра была потребность в том, чтобы вузы выпускали больше инженеров, а теперь исходим из того, что нужно Новосибирской области, Алтайскому краю, Кемеровской области?
— Да, но это происходит постепенно. Резко перейти не можем. Контрольные цифры приема по-прежнему выделяются министерством. Оно также выступает основным заказчиком. Но невозможно из Москвы увидеть все потребности региона по обеспечению теми или иными специалистами, поэтому сейчас переходим к тому, чтобы формировать образовательный заказ на основании потребности регионального рынка труда.
— А кто мониторит региональный рынок труда?
— Потребности рынка труда формируют работодатели. Они и должны быть главными заказчиками образовательных услуг и оценщиками их качества. Сегодня для этого сформировался новый механизм — профессионально-общественная аккредитация. Координаторами всех процессов должны выступать региональные органы управления образованием. Это, по сути, шаг к формированию регионального госзаказа и к контролю над образованием на региональном уровне. Но контролю не с формальных позиций, отвечает или не отвечает существующему законодательству, а к контролю соответствия требованиям профессионального сообщества. Выяснить, тех ли специалистов готовит вуз? Ведь сегодня стоит вопрос: работодатель массово заявляет, что образование не отвечает тем потребностям, которые они предъявляют — ни в качестве, ни в направлениях подготовки.
— А почему есть это несоответствие? Неужели высшая школа — это совершенно негибкий институт, которому требуется больше времени для перестройки на реальные рельсы?
— Высшая школа, как и вся система образования — институт негибкий. И механизмы, которые были задействованы в системе образования, не предполагали гибкость. Формировались на федеральном уровне стандарты, в соответствии с которыми жила и работала вся система образования. Такого вот механизма, который бы предусматривал двухстороннюю связь и воздействие со стороны работодателей, — не было. Он появился только сейчас.
— Подождите, но мы в капитализме живем уже двадцать лет. От плановой экономики вроде бы отошли.
Евгений Аничкин: — Да, отошли. Но система образования еще не трансформировалась полностью. Она остается зарегулированной из центра. Социально-экономическое развитие регионов идет разными путями и достаточно дифференцированно, и система образования еще не смогла адаптироваться к региональным потребностям. Она больше ориентирована на федеральный уровень.
— Сколько потребуется времени, чтобы система образования адаптировалась к потребностям каждого конкретного региона?
— Думаю, потребуется два–три года.
«Система до конца не сформирована»
— Какие приняты законодательные акты по передаче функций от центра к регионам в осуществлении экспертного контроля и вынесения некой оценки?
— Это новый закон об образовании 2012 года и конкретно 96 статья, где введен институт общественной и профессионально-общественной аккредитации. Здесь предусматривается активное участие общественных советов в вопросах оценки качества образования и формирования образовательных программ и стандартов. Второй момент — это участие крупных объединений работодателей — регионального, отраслевого и межотраслевого уровней. И это признанные авторитетные представители сообщества. Они должны начинать принимать участие в формировании стандартов и оценке качества образования.
— Кого вы имеете в виду, Торгово-промышленную палату?
— Главный орган, которому отводится эта роль, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В апреле этого года указом президента России создан Национальный совет по развитию квалификации. По сути, РСПП еще в 2009 году подписал соглашение с Министерством образования и науки о сотрудничестве в области образования. Был разработан ряд положений, предусматривающий их активное участие как раз в формировании образовательной системы страны.
— В чем недостатки этой системы профессионально-общественного контроля?
Наталья Брюханова: — Есть один явный недостаток — это нечетко сформулированные потребности общества и профессиональных сообществ к системе образования.
— Что вы имеете в виду?
— Чтобы формировать образовательную программу, нужно иметь четкие критерии — что нужно заказчику, какие нужны компетенции у выпускников. Они должны быть сформулированы, чтобы образовательная система четко понимала, что ей нужно делать, каких специалистов должна готовить, каким набором знаний и навыков должен обладать выпускник, чтобы соответствовать потребностям работодателей. Пока работодатели не сформулировали, чего они хотят. И это не позволяет системе образования понимать свою задачу и, соответственно, выполнять ее качественно.
— Вы об этом говорите, основываясь на всех регионах или только на опыте высшей школы Алтайского края?
— Так происходит в целом по стране. В Алтайском крае происходит постепенное движение образования и работодателей навстречу друг к другу. Необходимо сформировать во всех регионах центр оценки сертификации и квалификации. Мы сейчас идем к тому, что одного диплома об образовании недостаточно, чтобы быть признанным профессиональным сообществом. Это практикуется в большинстве развитых стран. Должна быть сертификация полученных квалификаций. Профессиональное сообщество должно знать, что ты не только освоил образовательную программу, предусмотренную вузом, но и получил соответствующие компетенции, освоил их на том уровне, чтобы признаваться специалистом на рынке труда.
«Возникает вовлеченность работодателей»
— Самая главная проблема, что образование дает больше теории, а работодателю требуется понимание практических процессов.
Евгений Аничкин: — Вот поэтому мы движемся к тому, чтобы работодатели стали активными участниками образовательного процесса. Нормативно-правовая база для этого в основном уже создана. Есть документ, который прописывает трудовые функции, требования к образованию, предъявляемые к специалисту определенного уровня — это профессиональный стандарт, который должен заменить устаревший справочник профессий и задать национальную рамку квалификаций. Утверждено уже более ста стандартов. Есть, например, проект стандарта бухгалтера. В бухгалтерской профессии уже давно нужно не только экономическое образование иметь, но и получить аттестат профессионального бухгалтера — своего рода сертификат качества. В нем прописано, какое бухгалтер должен иметь образование и какие у него ключевые функции.
— Получается двойная система проверки качества. С одной стороны, государственная — экзамены и диплом. С другой стороны, общественно-профессиональная.
Наталья Брюханова: — Да, это общепринятая мировая практика, и мы к ней постепенно движемся.
— А если выпускники конкретного вуза в массе своей не будут проходить сертификацию, что тогда будет с учебным заведением?
— В перспективе вуз, не признанный работодателями, некачественно готовящий специалистов, соответственно не имеет права на существование. Любая образовательная организация должна готовить тех, кто востребован, профессионален и имеет способности для плодотворной профессиональной жизни.
— Сейчас какие сложности в формировании региональной системы оценки образования?
— Препятствие в том, что нормативные акты пишутся в разных отраслях права. И прочитываются они не системно, нет четкой линии понимания ни у органов образования, ни у профессиональных сообществ, как нужно строить эту систему. Мы стремимся привести этот процесс к общему пониманию. Сегодня нет четкого осознания, как это должно выглядеть. Есть Национальное агентство развития квалификации, но на региональном уровне должна быть создана дочерняя организация, которая будет на местном уровне этот процесс контролировать и обеспечивать.
— Вы предлагаете один из вариантов?
— Да. Система может быть трансформирована, но исходя из того, какое выстроилось нормативно-правовое обеспечение и кто выступает в качестве ключевых игроков. Пока она видится в такой форме, но возможны варианты. Однако я считаю, что РСПП, «Опора России», ТПП должны стать первыми, кто сделает шаги по формированию новой системы образования.
— А отделения этих организаций в Алтайском крае готовы к таким действиям?
— Разговоры ведутся с ТПП и Алтайским союзом промышленников и предпринимателей — они почти готовы. Им это интересно, но пока все выстраиваем организационно, чтобы было четкое понимание, в каком виде это будет. Законодательство абсолютно новое — некоторые постановления были приняты в сентябре этого года. Времени прошло совсем немного. Поэтому мы говорим, что эта система еще только зарождается.