— Какова динамика кредитования крупных и средних компаний в регионе в 2014 году? Разделяете ли вы бытующее сегодня мнение, что новый клиент — повышенный риск для банка?
— Рынок корпоративного кредитования снижается, здесь не поспоришь. Но вопреки общей тенденции показатели банка ВТБ в ЮФО по-прежнему показывают убедительный рост. За 9 месяцев этого года наш кредитный портфель вырос на 20 процентов, на первое октября он составлял порядка 90 миллиардов рублей, причём почти половина из них — доля ростовского филиала. Объём выданных средств за 9 месяцев увеличился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Показатели в равной степени растут за счёт действующих и новых клиентов. Что касается рисков, безусловно, на этапе знакомства новый клиент требует большего внимания при оценке финансового состояния, особенностей бизнеса, анализе потребностей. И всё же новый клиент — это не повод опасаться риска, а повод завязать с ним партнёрские отношения.
— ВТБ объявил о выделении среднего бизнеса, который по меркам региона зачастую является крупным, в отдельную глобальную бизнес-линию. С чем связано повышенное внимание банка к этому сегменту?
— ВТБ — корпоративный банк, в зоне ответственности которого находится сотрудничество со средним и крупным бизнесом. По нашей внутренней сегментации средние компании — это компании с годовой выручкой от 300 миллионов до 10 миллиардов рублей. По меркам региона это действительно достаточно масштабный бизнес. Мы видим здесь хорошую перспективу: средние компании довольно легко адаптируются к быстро меняющимся условиям, оперативно реагируют на изменения и, как показывает практика, быстрее других развиваются во время кризиса.
— В этом сегменте конкуренция усиливается, так как на него обращают внимание и другие крупные банки, в том числе международные. При этом финансовые институты стали более жёстко подходить к оценке рисков при рассмотрении заявок на кредиты. Как банк может сохранить оптимальные для себя показатели рисков, но и продолжать наращивать клиентский портфель?
— Для ВТБ цифры в абсолютном выражении — не самоцель. Мы в первую очередь смотрим на значимость проекта для региона, его перспективность и успешность, оцениваем модель развития, потенциальные риски. Благодаря этому мы имеем качественный кредитный портфель. Наши подходы, в том числе и требования к заёмщикам, в этом смысле не изменились. Уровень просроченной задолженности по-прежнему минимален.
— Сегодня многие банкиры говорят о востребованности такого продукта, как банковская гарантия. С чем связано повышение интереса к нему?
— Спрос на банковские гарантии вполне понятен и обоснован. Этот продукт позволяет снизить риски. К тому же многие компании «уходят» в госзаказы, как в одно из самых стабильных направлений в ближайшие годы. А банковская гарантия, по сути, является единственным инструментом обеспечения исполнения обязательств, открывающим поставщику двери на рынок госзаказа.
— В целом многие банкиры признают, что на фоне сокращения корпоративного кредитования большую значимость приобретают некредитные продукты. Какие банковские услуги будут развиваться в следующем году?
— Мы чётко видим интерес компаний к некредитным продуктам, отвечающим за снижение рисков и увеличение доходности. К примеру, классический банковский депозит — наименее рисковый инструмент инвестирования, но при этом не самый доходный. В результате внимание бизнеса смещается в сторону бивалютного депозита и депозита «овернайт».
Популярны и инструменты хеджирования рисков, которые «развязывают руки» бизнесу, позволяя смело планировать, невзирая на колебания валютных курсов. Приведу пример. Недавно мы структурировали форвардную сделку. Компании нужно осуществить серьёзный платеж в долларах в июле следующего года. Беспокойство топ-менеджмента понятно — ежедневные биржевые скачки не прекращаются. В результате расчётов компания получила возможность купить валюту в будущем по заранее установленному курсу.
— В Ростовской области почти 50 процентов экономики составляют торговые предприятия. В чём особенность их спроса на банковские продукты?
— У торговых компаний своя специфика. Они рискуют не получить оплату за отгруженный товар или, наоборот, получить некачественную продукцию. В кризисное время эти риски существенно выше. Есть простой способ защиты — аккредитив. При аккредитивной форме расчётов продавец и покупатель снимают с себя все риски, и ответственность за легитимность сделки ложится на третью сторону — банк. При отгрузке именно банк проверяет всю сопроводительную документацию и качество поставляемой продукции, производя оплату только в случае полного соответствия предоставленных документов перечню, указанному в контракте. Таким образом, стороны, как говорится, могут «спать спокойно»: продавец уверен, что он гарантированно получит денежные средства после отгрузки, а покупатель знает, что получит нужную ему продукцию.