При этом успешный опыт преодоления предыдущих экономических затруднений должен быть обязательно использован и сегодня. Об этом в эксклюзивном интервью изданию «Эксперт Северо-Запад» рассказал полномочный представитель президента РФ в СЗФО Владимир Булавин. Также он отметил, что в сложившихся условиях нужно переходить к мерам, ориентированным на результат уже в краткосрочной перспективе; если необходимо, использовать ручное управление, позволяющее быстро реагировать на самые острые текущие проблемы. По мнению полномочного представителя, крайне важно оперативно оценивать развитие обстановки по всем вопросам: экономическим, социальным, внутриполитическим, – своевременно замечать возникающие риски.
– Как аппарат полпредства планирует участвовать в формировании и дальнейшей работе региональных антикризисных комиссий, которые созданы по поручению Правительства России?
– Еще 13 февраля на заседании Совета при полномочном представителе президента РФ мы обсудили вопрос работы органов государственной власти регионов Северо-Запада по стабилизации экономической ситуации в условиях надвигающегося экономического кризиса, на котором все руководители субъектов доложили о формировании антикризисных штабов и комиссий. Было принято решение о создании окружной антикризисной комиссии, на которую будут возложены функции проведения ежемесячного мониторинга социально-экономической ситуации в регионах, выработка предложений по совершенствованию антикризисных мер и координации деятельности региональных штабов и комиссий. Главная наша задача – максимально точно оценить складывающуюся ситуацию и обеспечить оперативное взаимодействие регионов с федеральными министерствами и ведомствами в случае существенного ухудшения положения дел.
Кроме того, Экспертному совету АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад», в котором сегодня участвуют уже более 65 компаний и организаций, представляющих практически все сектора экономики округа, поручено сформировать отраслевые рабочие группы с целью проведения оперативного мониторинга в реальных секторах производства.
– С какими экономическими показателями СЗФО вошел в 2015 год?
– Действительно, итоги 2014 года свидетельствовали об усилении тенденции к ослаблению экономического роста и нарастании кризисных явлений: общий индекс промышленного производства в СЗФО составил 97,6% к аналогичному периоду прошлого года (РФ – 101,5%), в том числе по обрабатывающему производству 96,0% (РФ – 101,9%).
Индекс добычи полезных ископаемых по итогам 2014 года составил 101,6%, по России – 101,4. В добыче полезных ископаемых вследствие положительного эффекта от ослабления курса рубля отмечается рост сальдированного финансового результата.
Умеренный рост объема платных услуг, отмечавшийся в округе и в России в предыдущие четыре года, сменился снижением по итогам года на 0,8%, в России объем соответствовал уровню 2013 года.
Основным же фактором, поддерживающим позитивный тренд развития российской экономики, остается потребление населения, однако вклад домашних хозяйств и государственного управления в динамику ВВП, как уже отмечалось ранее, существенно ослабевает по сравнению с 2012–2013 годами.
Оборот розничной торговли по итогам 2014 года составил 101,2% к аналогичному периоду прошлого года (РФ – 102,5%), а индекс потребительских цен – 112,5% по итогам года, что свидетельствует о замедлении темпов роста потребительского спроса и снижении уровня реальных доходов населения.
Начиная с июля 2014 года, усилилась неравномерность выполнения работ в строительстве (по итогам 2014 года снижение объема работ по данному виду деятельности в целом по округу составило 3% к аналогичному периоду 2013-го). Замедлились и темпы роста объемов ввода жилья со 165% по итогам января – июля 2014 года, до 128% по итогам 2014-го к аналогичному периоду 2013 года. Следует отметить, что сложившийся в 2014 году существенный разрыв между темпами ввода жилья и объемами строительных работ вызван сокращением объемов необходимых заделов, что может привести к усилению спада в строительном комплексе в начале 2015 года.
Кроме того, по итогам января – ноября 2014 года инвестиции в основной капитал составили 97,2% относительно показателя 2013-го. При сложившейся динамике основных макроэкономических показателей по итогам 2014 года сокращение инвестиций в основной капитал прогнозируется в интервале 4-5%, что крайне негативно скажется на условиях функционирования строительно-инвестиционного комплекса в 2015 году. В СЗФО можно прогнозировать объем инвестиций на уровне 2013 года.
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций в целом по экономике по итогам 2014 года сократился в округе на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го ( РФ – на 14,9%). Ухудшение финансовых результатов обусловлено сохранением низкой деловой активности, ухудшением условий внешней торговли, а также снижением потребительского и инвестиционного спроса.
По мнению большинства экспертов, ослабление национальной валюты позволяет номинально увеличить доходы бюджета, однако поддержать промышленность и инвестиции на уровне, необходимом для преодоления неконкурентоспособности отечественного производства, в условиях кризиса будет необычайно трудно.
– Президент Владимир Путин говорил о необходимости снять зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе и с помощью отечественных сырьевых и инфраструктурных компаний. Есть ли такие примеры в нашем регионе?
– В последние годы мы отмечали ускорение темпов роста сектора обрабатывающего производства, что свидетельствует о постепенном восстановлении отечественной промышленности на новой технологической основе. Вместе с тем, ухудшение внешнеэкономических условий – резкого снижения мировых цен на углеводороды, а также внешнеполитические обострения и принятие антироссийских экономических санкций – стали серьезным вызовом для отечественной экономики. В результате в 2014 году объемы производства в обрабатывающей промышленности снизились и составили 96,0% к 2013 году.
Возобновление ранее утраченных хозяйственных связей в сфере промышленного производства и торговли может занимать годы и потребует существенных финансовых ресурсов. Недостаточно лишь принять решение об ориентации отечественного производителя на внутренний рынок. Необходимы меры экономического стимулирования, возможно, адресные программы государственной поддержки отдельных секторов экономики и предприятий.
Кроме того, потребуется значительная модернизация, внедрение новых технологий и освоение новых видов конкурентной продукции.
Необходимо отметить, что курс на импортозамещение – это не только способ выживания отдельных импортозависимых предприятий. Прежде всего, это мощный стимул для модернизации, поэтому нужна государственная поддержка развития производства именно конкурентоспособной продукции взамен импортной.
В связи с резким повышением стоимости иностранной валюты и, соответственно, удорожанием приобретаемых технологий и продукции, компании вынуждены искать новых поставщиков продукции и услуг, соответствующих критериям соотношения цены и качества. Этот период является хорошей возможностью для отечественных производителей получить новые заказы и укрепить свои конкурентные позиции на отечественном рынке.
Активно ведется работа по импортозамещению на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. В соответствии с утвержденным планом мероприятий по импортозамещению комплектующих изделий, узлов и агрегатов, используемых при разработке, производстве и эксплуатации отечественного вооружения, военной и специальной техники, в 2014 году технически независимыми должно стать производство трех образцов техники, производимой на территории Северо-Западного федерального округа, а в 2015 – уже 14.
Что касается крупных заказов сырьевых и инфраструктурных компаний, то имеется широкая практика закупки продукции и оборудования как у отечественных, так и у иностранных компаний. В качестве примера можно привести поставку дизельных двигателей для подвижного железнодорожного состава ОАО «РЖД». Доля иностранных двигателей в 2014 году составляет 21% от общего количества закупаемых установок, при этом большую часть составляют иностранные дизельные двигатели для специального подвижного состава. В 2013 году данный показатель составил 16,8%. Возможность уменьшения доли иностранного оборудования должна быть отдельно рассмотрена ОАО «РЖД» с учетом уникальности отдельных двигателей, поставляемых из-за рубежа.
Однако особо отмечу: импортозамещение не должно быть самоцелью, но должно способствовать повышению эффективности отечественной экономики, замещая те технологии, которые могут быть эффективно созданы в Российской Федерации.
Ключевая роль в организации этой работы отведена правительству страны, которое должно обеспечить тесное взаимодействие сырьевых и инфраструктурных компаний с научными и промышленными предприятиями. В целях обеспечения такого взаимодействия планируется создать соответствующий Координационный центр при Правительстве РФ.
– Насколько СЗФО зависит от иностранной рабочей силы? Каких отраслей это касается в первую очередь и где можно справиться без привлечения иностранных трудовых ресурсов?
– По состоянию на конец 2014 года, доля трудовых мигрантов в среднесписочной численности работников на Северо-Западе России составляет около 7%. Основной приток иностранной рабочей силы наблюдается из Узбекистана (38% мигрантов), Таджикистана (17,4), Украины (11,8), Турции (7,9), Республики Молдовы (6,5).
Основными секторами экономики, в которых труд мигрантов наиболее востребован, являются строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и торговля. Возможность замены трудовых мигрантов в данных отраслях на представителей местного населения необходимо рассматривать исходя из реально складывающейся конъюнктуры рынка труда в регионах округа.
По методологии Международной организации труда, уровень безработицы по Северо-Западному федеральному округу за август – октябрь 2014 года составил 3,8%, а регистрируемой – 0,81. Коэффициент напряженности рынка труда практически во всех регионах, за исключением Республики Карелии и Архангельской области меньше единицы, что свидетельствует о наличии дефицита на рынке труда, который естественно восполняется за счет мигрантов.
Однако ситуация начинает меняться. Общее число вакансий в службах занятости округа за январь месяц сократилось на 43 тыс., число зарегистрированных безработных возросло на 5 тыс. человек. Причина не только в ухудшении экономической ситуации. Изменилось миграционное законодательство, в том числе в части порядка выдачи иностранным гражданам разрешений на работу, фактически освободившее работодателя от обязанности подавать заявку в службу занятости при желании привлечь иностранных рабочих.
С 1 января 2015 года отменены квоты для привлечения иностранной рабочей силы, прибывающей в Россию в безвизовом порядке. В структуре трудовых мигрантов в Северо-Западном федеральном округе их доля составляет 70% от общего числа. Введена система приобретения мигрантами патента на право осуществлять трудовую деятельность, стоимость которого будет варьироваться в зависимости от региона. Главным инструментом, позволяющим регулировать количество иностранной рабочей силы, будет запрет на выдачу патентов, что не позволит принимать решения о привлечении трудовых мигрантов в отдельные отрасли.
В то же время существенным фактором, влияющим на приток иностранной рабочей силы, является текущий курс национальной валюты. В условиях резкого снижения курса российского рубля доходы иностранных рабочих в национальной валюте страны происхождения резко сократились. В случае если экономическая ситуация в России не будет меняться, можно ожидать оттока мигрантов, что может усилить дефицит рабочей силы в таких отраслях, как строительство, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство.
Ближайшие два-три месяца покажут, насколько изменения в законодательстве и фактор колебания национальной валюты окажут влияния на рынок труда. Данный вопрос находится на постоянном контроле аппарата полномочного представителя.
– Насколько существенным является рост цен на продовольствие в СЗФО и с помощью каких механизмов представляется возможным избежать их необоснованного роста?
– В условиях ослабления рубля и ухудшения конъюнктуры ряда продовольственных рынков произошло нарастание инфляционных ожиданий субъектов экономики, что стало дополнительной причиной инфляционного давления. Необходимо отметить, что ускорение роста цен в 2014 году наблюдалось не только по отдельным категориям товаров и услуг, а носило общий характер.
По данным Минэкономразвития, осуществляющего мониторинг изменения цен по социально-значимым товарам (25 наименований) в субъектах РФ, новой негативной тенденцией декабря 2014 года стал резко ускорившийся рост цен на продукты питания, и в том числе социально-значимые. В первую десятку рейтинга, фиксирующего максимальный рост цен на социально-значимые продукты питания, вошли четыре региона Северо-Запада. В предыдущие периоды наблюдений такие продукты дорожали медленнее, чем продукты питания в целом, а регионы СЗФО не занимали в рейтинге «лидирующих» позиций.
Исходя из имеющихся тенденций, можно прогнозировать дальнейший ускоренный рост цен на продукты питания. Способствовать ему будет фактор сезонности, влияние которого сохранится до весны 2015 года. Также сохранится высокая динамика цен на импортируемые товары, в том числе свежие овощи.
По результатам мониторинга средних розничных цен на основные продовольственные товары в субъектах, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, в первом квартале сохраняется высокий темп роста цен на свежие овощи.
По данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря 2014 года составила 3297,9 рубля и по сравнению с предыдущим месяцем выросла на 5,1% (с начала года – на 15,3%), в Санкт-Петербурге – 3877,2 рубля и выросла на 6,3% (с начала года – на 21,0%).
Это цифры статистики, но все помнят ажиотажный спрос на импортную бытовую технику в конце года, на автомобили, увеличение объемов продажи жилья и т.д. Население реализовывало накопления, справедливо опасаясь обесценивания своих сбережений.
Исходя из этого, можно констатировать, что платежеспособный покупательский спрос населения имеет определенный резерв, но рост розничных цен на продукты питания стал уже заметен не только для людей с низким уровнем доходов. Темпы увеличения реальной стоимости потребительской корзины и фиксированного набора продуктов питания явно превышают темпы роста доходов и заработной платы, что может иметь негативные социальные последствия.
В этих условиях регионами принимаются довольно решительные меры в целях недопущения необоснованного роста цен на продовольствие. В частности, в них сформированы оперативные штабы по мониторингу и реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. На заседаниях этих штабов рассматриваются и принимаются меры в рамках отдельных сегментов продовольственного рынка, например, по рынку мясо- или рыбопереработки. Вопросы рассматриваются комплексно, учитываются позиции всех заинтересованных сторон: поставщиков, продавцов, переработчиков, контролирующих и надзорных органов. Принимаются меры по увеличению числа ярмарочных мероприятий, расширению сети мелкорозничной торговли, снижению административного давления на торговый бизнес.
Контроль правомерности и обоснованности установления розничных цен на продовольственные товары первой необходимости и лекарственные средства осуществляют антимонопольные органы и органы прокуратуры, администрации регионов и общественные организации защиты прав потребителей.
– С чем связана необходимость внесения изменений в Стратегию социально-экономического развития СЗФО до 2020 года и в чем они должны состоять? Каким может быть статус этого документа? Какая стратегическая цель способна объединить регионы, обладающие различными стартовыми условиями, качеством жизни и социально-экономическим потенциалом?
– Прежде всего, объединение регионов, являющихся в соответствии с Конституцией самостоятельными субъектами Российской Федерации, не является и никогда не было стратегической целью. Сглаживание различий социально-экономических условий (а у нас на Северо-Западе в силу особенностей геополитического положения, исторического развития и экономического районирования эти различия действительно существенные) – эта лишь одна из целей стратегического планирования на уровне федерального округа.
Согласно принятому в июле 2014 года федеральному закону «О стратегическом планировании в РФ», требуется обновление документов стратегического планирования всех уровней: окружного, регионального и муниципального. Закон требует приведения в единую систему и иерархию всех документов планирования: прогнозов социально-экономического развития, стратегий социально-экономического развития, государственных (муниципальных) программ и в конечном счете конкретных проектов развития территорий, включающих схемы размещения производительных сил.
Применительно к Северо-Западному федеральному округу можно сказать, что здесь применимы принципы стратегического планирования для макрорегиона, имеющего выраженную отраслевую экономическую специализацию, обладающего соответствующей доминирующей инфраструктурой (транспорт, например) и геополитическое положение, «обязывающее» сохранять исторически сложившуюся социально-экономическую ориентацию.
Корректировка действующих сегодня документов стратегического планирования необходима прежде всего потому, что по состоянию на начало 2015 года, по многим показателям мы значительно отстаем от запланированного уровня из-за изменения общей ситуации в экономике. В частности, по годовым темпам роста ВРП, по объемам промышленного производства, по объемам инвестиций в основной капитал и т.д.
Анализируя показатели достижений, намеченных в Стратегии экономических и социальных индикаторов, очевидно, что под влиянием внутренних и внешних факторов произошли непрогнозируемые изменения векторов социально-экономического развития регионов, в связи с чем целевые показатели и региональные программы требуют корректировки с учетом изменяющихся реалий.
Кроме того, в мае 2012 года приняты указы президента РФ, поставившие перед нами новые конкретные задачи и цели. Исполнение указов в регионах осуществляется полным ходом и на плановой основе. Разработаны дорожные карты по достижению всех целевых показателей, установленных указами, определены объемы финансирования, распределены полномочия и ответственность федерального центра, региональной власти и муниципальных образований. В социальной сфере этот процесс полностью управляем, чего нельзя сказать о тех положениях указов, которые необходимо реализовать в сфере экономики и частного бизнеса.
Очевидно, что целевые ориентиры, установленные указами президента, это стратегические ориентиры, и их достижение должно стать главным предметом стратегического планирования регионов и федерального округа.
Возвращаясь к вопросу об общей объединительной стратегической цели, можно сказать, что это – улучшение качества жизни граждан на основе модернизации всех сфер экономики и социального сектора.
– В уже упомянутой Стратегии социально-экономического развития СЗФО до 2020 года содержится перечень инвестиционных проектов, осуществляемых в регионах округа. Сейчас ведется работа по актуализации самой стратегии и этого перечня в частности, проектам в каких отраслях следует отдать предпочтение?
– Действительно, федеральный перечень объединяет 45 инвестиционных проектов, предложенных регионами, в том числе в сфере промышленного производства (5), добывающей промышленности (3), агропромышленного комплекса (6), в инновационной сфере (1), в топливно-энергетической (4), транспортной инфраструктуре (11), в туристско-рекреационной сфере (2), в сфере связи и массовых коммуникаций (2), в инфраструктуре здравоохранения (1) и в жилищном строительстве (3).
В 2014 году полностью завершены шесть инвестиционных проектов, 22 находятся в высокой и средней степени готовности, и 15 проектов практически не реализуются. Основными проблемами является необходимость привлечения дополнительного финансирования, сложности с оформлением правоустанавливающих документов и инженерной подготовкой земельных участков под строительство, длительность сроков сбора разрешительной документации. Нередко приходится сталкиваться с экологическими проблемами, недовольством населения, недобросовестной конкуренцией со стороны других инвесторов.
Кроме того, до 2020 года в регионах округа планируется реализация 658 региональных инвестиционных проектов, не входящих в федеральный перечень с общим объемом финансирования более 3,1 трлн рублей (правда 127 из них уже завершены).
При этом в регионе реализуются масштабные инфраструктурные проекты, имеющие стратегическое значение. Например, строительство железной дороги «Белое море – Коми – Урал» или «Белкомур». Эта идея имеет более чем 100-летнюю историю. Частично проект был реализован в предыдущие годы. Однако сегодня, в рамках стратегии развития Арктики, его значение существенно возрастает. Проект детально проработан, имеются принципиальные решения соответствующих министерств и ведомств. В настоящее время решается вопрос от привлечении инвесторов и уточняются объемы государственного финансирования. Полагаю, что реализация государственной программы развития арктических территорий ускорит решение этих вопросов.
Если говорить о приоритетах, то думаю, что приоритетными можно считать те инвестиционные проекты, которые реализуются на основе исключительно частных инвестиций без участия государства, в соответствии с действующим законодательством, имеют высокую бюджетную эффективность и обеспечивают устойчивую занятость населения. И если проект соответствует этим параметрам, полагаю, неважно, в какой отрасли экономики он развивается.
Другое дело, когда имеется конкретная социальная цель. Например, поддержка развития городов с монопрофильной экономикой, развитие объектов базовой инфраструктуры или возрождение исторического национального производства. Тогда уместны и государственные инвестиции, и преференции, и приоритетная административная поддержка.
Санкт-Петербург