На этой неделе с 19 по 22 мая в Санкт-Петербурге при поддержке Минэнерго пройдет международный энергетический форум РМЭФ-2015. Спектр ключевых тем масштабен – от импортозамещения до укрепления энергетической безопасности, что на фоне эпохальной истории с «Ленэнерго» особенно актуально. Также на конец мая приходится подведение итогов отопительного сезона 2014/2015. По предварительным данным, на тепловых сетях ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» количество повреждений уменьшилось в сравнении с прошлым годом на 17%, на тепловых сетях ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» – на 22%. Динамика позитивная, но нерешенных проблем в сфере ЖКХ еще остается множество.
О стратегическом развитии энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга журналу «Эксперт Северо-Запад» рассказал вице-губернатор Игорь Албин. С конца апреля после, ухода Марата Оганесяна, под его кураторство передан весь строительный сектор вдобавок к сферам энергетики, ЖКХ, транспорта, развития дорожной инфраструктуры, благоустройства, природопользования и т.д. Суммарный бюджет на 2015 год комитетов, сосредоточенных в руках «самого влиятельного чиновника Смольного», достигает 171 млрд рублей – почти 40% от всей расходной части городского бюджета.
– Как, на ваш взгляд, необходимо стратегически подходить к развитию энергетического сетевого комплекса Санкт-Петербурга?
– Энергетическая отрасль стратегически важна для функционирования и жизнеобеспечения Санкт-Петербурга. Безусловно, здесь необходим государственный контроль. И я выступаю за усиление участия правительства в работе по данному направлению, в том числе за усиление контроля. К примеру, в Финляндии предприятия энергетической отрасли стратегического значения находятся под непосредственным государственным управлением, и это не мешает им качественно и эффективно работать.
Самая главная задача – опережающая работа энергетической сферы в целом, в том числе электро- и теплоэнергетики, и жилищно-коммунального хозяйства. Опережение с точки зрения создания условий для экономического развития города и повышения качества жизни людей. Комплексность подхода включает в себя не только соответствие прогнозов, планов и программ при наличии денег, но и нормальную координацию работы. Стратегическая задача в том, чтобы мы планировали, например, капремонт многоквартирных домов (МКД), при этом совмещали капремонт с текущим ремонтом, который идет за счет средств граждан, параллельно включали работы по ремонту и приведению в нормативное состояние внутриквартальных сетей, подтягивали еще и магистральные сети. При этом у нас была бы эталонная база данных по жилому фонду и нежилым помещениям и надлежащий учет коммунального ресурса.
– Это касается и старого, и нового жилого фонда?
– Если говорить о новых территориях, то такое комплексное решение должно быть заложено в самом начале пути на стадии подготовки проекта планировки территории, на стадии градостроительной деятельности или планирования и развития территорий. А в дальнейшем такая координация как раз и обеспечит развитие качества услуг для жителей города.
И важнейшая задача, которая стоит перед нами, – сохранить исторический центр Петербурга, потому что его состояние – наша боль и наша ответственность. Санкт-Петербург – город очень любимый не только самими жителями, но и всеми гражданами России, и миллионами иностранцев. И задача сохранения исторического центра – особая задача. Для меня стало откровением, что при высочайшем уровне газификации в центре до сих пор есть котельные на топочном мазуте и на угле. А состояние жилого и нежилого фонда, инженерных коммуникаций в историческом центре всем хорошо известно. Развитие не в ущерб исторической традиции и памятникам истории архитектуры, качество и безопасность – я бы так определил нашу задачу.
– Сейчас в городе завершается отопительный сезон 2014/2015. Какие первоочередные меры должны быть реализованы в рамках реформирования сферы ЖКХ?
– В России принят Федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании». Порядка пятисот документов предстоит разработать и утвердить до 2018 года всем субъектам, в том числе и Санкт-Петербургу. И большая часть работы приходится на региональный и муниципальный уровень. В городе есть великолепная Стратегия экономического и социального развития до 2030 года. В ее рамках мы приняли 17 государственных программ. Это является той базой, от которой мы отталкиваемся при выстраивании приоритетов. Но не хватает одного очень важного звена – прогнозов социально-экономического развития. Я на это всегда обращаю внимание. Ключевые показатели, которые можно прогнозировать в такой перспективе, как 2030 год, это, во-первых, демографическая ситуация. Во-вторых – энергопотребление, включая и альтернативные источники энергии. В-третьих – потребление основных ресурсов, и в частности воды, эти данные мы тоже можем учитывать. И рост ВВП. Но важно опираться не только на нашу традицию индикативного прогнозирования, но и учитывать опыт наших партнеров, коллег и соседей, а иногда и конкурентов, крупных хозяйствующих субъектов, транснациональных корпораций и, конечно же, страновые прогнозы и прогнозы международных институтов развития.
– Что конкретно мешает нормальной реализации этих планов?
– Сложностей много, взять хотя бы уровень износа основных фондов. В сфере ЖКХ он превышает 60, а иногда и 80%. Даже анализ текущего отопительного сезона 2014-2015 года показывает, что существует огромное количество дефектных участков. С таким износом трудно построить современную экономику отрасли. И программы, которые мы принимаем, ведомственные и инвестиционные программы РСО, нацелены на то, чтобы мы привели в нормативное состояние наши основные фонды.
Одна из причин – ускоренная амортизация фондов. В целом она была правильной на переходном этапе экономики, но к состоянию основных фондов и, что самое печальное, к их перспективам отнеслись небрежно. Ускоренная амортизация лишила нас возможности инвестировать в основные фонды. Тем более что начисленная амортизация в рамках существующих стандартов бухучета – это собственные средства предприятия, и никакого контроля над их расходованием в масштабах государства нет вообще. Отсюда ветхие старые выбывающие основные фонды. Это и сети, и генерация, и распределение. Соответственно, сейчас стоят задачи: диагностика состояния фондов, постановка их на баланс, надлежащее оформление прав как на само имущество, так и на земельные участки, подготовка полноценных программ, направленных хотя бы на простое воспроизводство основных фондов.
Важно вести и надлежащий учет коммунального ресурса. Очень показательный пример – генерация тепла. Только 20% от существующих мощностей сегодня задействовано в производстве 100%-го коммунального ресурса, в части тепловой энергии и горячей воды. То есть всего одна пятая часть дает 100% ресурса. Но за счет того что у нас нет надлежащего учета на всех этапах – от генерации до потребления, у нас нет корректных данных. Соответственно, и наши балансово-тарифные решения тоже некорректны. Поэтому так необходим надлежащий учет коммунального ресурса через оприборивание. Было законодательное ограничение на то, что ресурсоснабжающие организации (РСО) не имели права устанавливать приборы учета для коммунального ресурса. Конечно, это ошибка. Если брать любую инвестпрограмму РСО, там три основных элемента: основные фонды, развитие и учет. Только опираясь на все эти три составляющие, можно навести порядок. В том числе в платежно-расчетных отношениях.
– К сожалению, этот процесс пока идет сложно, он очень затянут… Но вы считаете, что в целом этот путь правильный?
– В долгосрочной перспективе – да. Причем мы неслучайно говорим о необходимости создания независимого оператора коммерческого учета.
– Расскажите об этой инициативе подробнее, как вам видится эта модель в действии?
– Существуют биллинговые технологии, которые позволяют снимать показания с любого счетчика воды, тепла, электроэнергии, газа. Самое главное, чтобы они не находились ни в руках жителей, ни управляющих компаний, ни поставщика коммунального ресурса или ресурса вообще. Учет должен быть независимым.
Первое: общий тренд на установку приборов учета, на всех этапах. Второе: возможность дистанционной передачи данных, опираясь на современные системы коммуникации. Третье: независимый учет, который формирует платежные документы и представляет их к оплате собственникам жилых помещений, потребителям коммунальных ресурсов. Это ключевая задача. Сегодня федеральный законодатель пошел по пути создания государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства – ГИС ЖКХ. В рамках этой системы эти вопросы решаются. В том числе в части независимого учета коммунального ресурса.
– То есть все тот же «учет и контроль», как формулировал еще Владимир Ильич Ленин. Это важно и для привлечения инвесторов в отрасль?
– Абсолютно верно. Пойдут ли инвестиции в сектор региональной или национальной экономики, где непонятно состояние основных фондов, где не оформлены права на эти фонды и в том числе на землю под ними, где нет надлежащего учета коммунального ресурса, и трудно подсчитать окупаемость того или иного проекта, и практически все балансово-тарифные решения принимаются на один год? Сейчас – нет. Но это все те составляющие, которые и помогают привлекать инвестиции в отрасль ЖКХ. Поэтому мы шаг за шагом и выстраиваем все эти элементы системы.
– Какие еще шаги по учету сейчас прорабатываются?
– Один из самых важных – учет жилого фонда и нежилых помещений. С 1 января 2013 года прекратил свое существование в старом формате институт бюро технической инвентаризации. То есть достоверных данных о техническом состоянии помещений мы лишились. И одна из наших задач – создание эталонной базы данных по учету жилых и нежилых помещений. Причем эта база данных должна постоянно обновляться. И такую задачу мы перед собой поставили.
В этом году, опираясь на наработки «Водоканала» и на существующую в Петербурге Геоинформационную систему, мы начали обследование южной зоны города для того, чтобы получить достоверные данные по жилым и нежилым помещениям и коммунальным системам. Надеюсь, что в течение двух лет при небольшом финансировании – в этом году мы заложили на эти цели 100 млн рублей – мы обследуем весь город. Следом за южными пойдут северные и пригородные районы и центральная часть города. Два года уйдет на создание эталонной базы данных по жилым и нежилым помещениям. И вот тогда можно будет говорить о том, что у нас появились инструменты и тренд на наведение порядка в сфере ЖКХ Санкт-Петербурга.
– То есть до наведения какого-то порядка надо ждать еще минимум два года?
– Мы и сейчас не стоим на месте. Возьмем в качестве примера Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД). Появился новый инструмент – региональный оператор. Появились платежи граждан, но большую часть финансовой нагрузки на себя принимает государство, бюджет Санкт-Петербурга, и это нормально: 7 млн субсидий мы предоставляем на цели капремонта.
Мы провели классификацию жилого фонда и в итоге вышли на то, что у нас сегодня восемь типов МКД, которые учитывают возраст и конструктивные особенности зданий. Также мы унифицировали разношерстные подходы к системе нормирования проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта. Раньше один и тот же объект можно было спроектировать и построить за 1 млн рублей, 100 млн рублей и за миллиард. И все эти цены по причине ненадлежащего нормативно-технического регулирования были законными. Мы начали выправлять ситуацию на примере капремонта МКД. Определили 13 видов работ по капитальному ремонту, задали предельное значение их стоимости и стали регулировать ценообразование по материалам, работам, трудозатратам, налогам и т.д. Так появилась матрица 8х13:8 типов МКД, 13 видов работ. Сейчас в развитие этого подхода мы не только капитальные ремонты приводим в соответствие с точки зрения нормативно-технического регулирования, но и текущие ремонты общедомового имущества, которые проводят управляющие компании на средства граждан по этой же методологии. Я надеюсь, что к концу июня у нас такая методика ремонта МКД будет применяться повсеместно.
Еще одна проблема – воспитание ответственных квартиросъемщиков. У нас получилось, что «все вокруг общественное, все вокруг не мое». Но при этом уровень приватизации жилых домов в России один из самых высоких в мире – около 80% жилого фонда у нас частное жилье. Но отношение, как к своему, у нас пока не возникло. Это проблема в том числе законодательного характера: есть понятие общедомового имущества, есть жилые помещения в частной собственности, применяется долевое участие в жилом фонде и т.д. Потребовалось время, чтобы урегулировать эти правоотношения. Однако по отрасли ЖКХ мы по-прежнему сталкиваемся с барьером. Я два года назад попытался создать федеральный реестр нормативных актов, которые регламентируют деятельность в сфере ЖКХ. И нашел на тот момент 154 ФЗ и 3124 подзаконных акта. Представляете объем нормативной базы, которую необходимо знать и согласованно применять в сфере ЖКХ! Его и прочесть невозможно.
И вот шаг за шагом мы работаем над совершенствованием нормативно-правовой базы, создаем нормативно-техническую базу, для того чтобы качество состояния жилых домов и их эксплуатация, содержание, ремонт были иными.
– Как должно строиться регулирование работы управляющих компаний: их лицензирование, усовершенствование качества услуг, контроль за тарифообразованием?
– В 2008 году начала работать система капремонта МКД, для этих целей создали Фонд содействия реформированию ЖКХ. Тогда условия вхождения в программы фонда были более щадящими. Почти 80% финансирования программ по капремонту давал фонд, а источником финансирования был имущественный взнос РФ. То есть средства бюджета. Шло создание управляющих компаний МКД, что и породило эту проблему, когда на смену ДЭЗам и ЖЭКам пришли организации с непонятным статусом, неопределенными полномочиями, с несовершенной нормативно-правовой и нормативно-технической базой. Фонд набирал обороты, мы по поручению президента России отселяли аварийный жилой фонд, капитально ремонтировали многоквартирные дома, ветхий жилой фонд и параллельно решали проблемы управляющих компаний (УК). Напомню, что в самом начале реформ был предан забвению и даже анафеме институт лицензирования в стране. Мы тогда посчитали, что наиболее эффективной формой работы является саморегулирование.
И когда три года назад проблемы с работой управляющих компаний обострились, законодатель стоял перед выбором: как же регулировать деятельность управляющих компаний? Было три возможных варианта: саморегулирование по аналогии с изысканием, проектированием и строительством; квазисаморегулирование при усилении роли государства в процессах управления деятельностью компаний; лицензирование. Было принято решение, что мы возвращаемся к старой проверенной схеме, известной с советских времен, – к лицензированию.
Сейчас 2015 год мы квалифицируем как переходный, поэтому жестких санкций к компаниям, которые заявляются на лицензирование, мы не применяем. Это связано еще и с тем, что даже в переходных условиях необходимо содержать общедомовое имущество, работать с собственниками жилых помещений. Процедура сейчас очень простая, прописана в Жилищном кодексе: надо подать заявку, сдать квалификационный экзамен. Самое жесткое требование, пожалуй, связано с тем, чтобы у руководителя управляющей организации не было судимостей и он хорош знал нормативную и техническую базу деятельности.
– А качество предоставляемых услуг населению как-то учитывается?
– Да, очень важно учитывать качество тех услуг, которые оказывают УК, количество обращений и жалоб граждан по отношению к лицензиату. И мы такую задачу ставили перед Госжилинспекцией, чтобы особое внимание при общении с соискателями на получение лицензии обращали внимание, жалуются ли жители, на что, кто в УК работает над исправлением ситуации. Но пока это больше морально-нравственный аспект при лицензировании.
Какая глобальная цель преследуется государством при лицензировании управляющих организаций? Конечно же, убрать недобросовестных, повысить качество предоставляемых услуг, создать эффективный институт управления многоквартирными домами. Но существует тенденция, когда действующие недобросовестные УК с плохой репутацией, опасаясь, что не пройдут процедуру лицензирования, подают заявки на получение лицензий для новой компании-пустышки, чтобы остаться на рынке. Очень бы хотелось, чтобы орган, наделенный полномочиями проводить работу по лицензированию, отсекал такие «пустышки», отслеживая Ф.И.О. собственников и директоров, чтобы удалось освободить нишу для новых эффективных управленцев со свежим взглядом.
Лицензионный контроль с момента получения лицензий всеми УК города будет также осуществлять Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга. Стоит упомянуть о том, что в Кодексе об административных правонарушениях РФ, в частности в статье 14.1.3, предусмотрен штраф за нарушение лицензионных требований для должностных лиц УК в размере 50-100 тыс. рублей. И есть такая мера, как дисквалификация при выявленных многочисленных нарушениях. А для юридических лиц штраф может составлять 250-300 тыс. Цифры не очень пугающие, но я думаю, что это только начало – санкции будут ужесточаться.
Очень важную задачу ставит перед нами федеральное правительство по усилению общественного контроля за деятельностью УК. Здесь мы опираемся на опыт разных регионов России, и Краснодара, и Татарстана, и Москвы, который тщательно изучают и перенимают в Жилищной инспекции. Уже подготовлен план мероприятий по усилению общественного контроля за УК в Петербурге. Там есть все элементы: контрольная и надзорная функции, образовательная функция и работа СМИ, и даже образовательный ликбез для граждан – собственников жилых помещений. В целом считаю, что этот институт заработает, и переходный период в 2015 году пройдет успешно.
Комментарий по поводу повышения тарифов и изменения выручки ОАО «Ленэнерго»
С 1 мая 2015 года распоряжением Комитета по тарифам СПб от 30.04.2015 № 29-р (в соответствии с приказом ФСТ России от 22.04.2015 № 802-д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «Ленэнерго» о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий») были увеличены ставки на содержание двухставочного тарифа на передачу электрической энергии на 21%, что приведет к увеличению конечных тарифов на электрическую энергию на 5%.
Учитывая внесенные в распоряжение Комитета от 30.12.2014 № 625-р с 01.05.2015 изменения, была скорректирована собственная валовая выручка ОАО «Ленэнерго» на 2015 год за счет учета фактического объема вводов по инвестиционной программе за 2014 год.
Таблица: Комментарий по поводу повышения тарифов и изменения выручки ОАО «Ленэнерго» таблица1
При этом произошло снижение дохода и возврата на 2015 год, что привело к снижению необходимой валовой выручки ОАО «Ленэнерго» на 551 млн рублей
Таблица: Комментарий по поводу повышения тарифов и изменения выручки ОАО «Ленэнерго» таблица2
В целях сохранения необходимой валовой выручки при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 год в экономически обоснованном объеме 29,189398 млрд рублей, с учетом дополнительного увеличения ставок на содержание двухставочного тарифа с 01.05.2015 на 21%, был снижен размер заявленной мощности до уровня 4545 МВт. При этом снижение заявленной мощности относительно ранее учтенной (4629 МВт) составило 84 МВт.
«Правительство Санкт-Петербурга приняло меры по исполнению апрельских приказов ФСТ России, и для нас важно, что балансово-тарифные решения приведут к увеличению конечных тарифов на электрическую энергию не более чем на 5%. Выражаем дальнейшую готовность к ведению конструктивного диалога с электросетевыми компаниями для принятия оптимальных решений по тарифному регулированию. Нам необходимо обеспечить стабильность электроснабжения потребителей, реализовать ранее принятые планы по подключению новых жилых и промышленных объектов к системе энергоснабжения, реконструировать и вводить новые энергообъекты в рамках инвестиционных программ. Предпринятый пересмотр расчетной мощности при тарифообразовании направлен на улучшение финансового состояния ОАО «Ленэнерго», и мы надеемся, что встречным шагом компании будет повышение собственной эффективности и выполнение принятых инвестиционных обязательств», – прокомментировал эти решения Игорь Албин.