На протяжении последних десяти лет разработкой проекта Усть-Лужского железнодорожного узла, начиная от обоснования инвестиций и заканчивая рабочей документацией, занимается проектно-изыскательский институт «Ленгипротранс». На вопросы издания «Эксперт Северо-Запад» отвечает заместитель генерального директора по производству ОАО «Ленгипротранс» Константин Минин.
– На какой грузооборот рассчитан проект ж/д узла «Усть-Луга»?
– Проект развития планируется завершить к 2020 году. Когда он выйдет на полную мощность, длина приемо-отправочных путей составит 700 км, что на 200 км больше, чем Калининградская железная дорога.
Мы предполагаем, что по железной дороге будет проходить порядка 100 млн тонн грузов, что корреспондируется с мощностью порта. Институтом экономики развития транспорта сейчас подтвержден грузооборот порядка 80 млн тонн, по прошлому году было привезено около 60 млн.
– Будет ли от проекта комплексный эффект для регионов Северо-Запада?
– Прежде всего комплексный эффект заключается в оптимизации перевозок на Северо-Западе. До появления порта железнодорожные потоки шли в сторону портов Прибалтики, теперь же они начали перераспределяться в сторону Усть-Луги. Если раньше на этом зарабатывали портовики соседних стран, то теперь все портовые сборы остаются в нашей стране.
Кроме того, происходит оптимизация схемы доставки грузов, сокращаются сроки и затраты на их переработку. Маршрутизация достигает 90%, это очень высокий результат. Это также существенный плюс, поскольку, чем ниже себестоимость доставки, тем выше эффективность работы железнодорожников.
– Насколько сейчас грузовые портовые станции Северная, Южная и Нефтяная справляются с растущим грузооборотом порта Усть-Луга? Возможен ли вариант, что они перестанут справляться с объемами перевалки грузов, например, если не будут вовремя введены в эксплуатацию станции Генеральная и Восточная?
– Первоначально считалось, что грузооборот станции Лужская будет 35 млн тонн, но в последние годы потребности выросли в два раза. Стратегия развития узла была пересмотрена в ходе реализации проекта и предусматривала растущий грузооборот. При нынешнем объеме перевозок станции справляются с нагрузкой, к тому же они тоже не стоят на месте и продолжают развиваться. Северная прежде всего обслуживает угольный терминал, с Южной связан терминал, который обеспечивает подачу вагонов на паром, а также терминал по перевалке сжиженных углеводородных газов. Станция Нефтяная наиболее загружена, поскольку на нее идет большой поток наливных грузов.
Железнодорожная инфраструктура обеспечит доставку и перегрузку любых видов грузов в пределах до 100 млн тонн с учетом развития Генеральной и Восточной. Но эти станции не являются камнем преткновения при достижении такого грузооборота. Так, станция Восточная находится в подготовке к строительству. Часть подготовительных работ проведена, земля отведена. Как только закончится процесс согласования с Севзапуправавтодором, проект выйдет на ведомственную экспертизу. Летом процедура будет завершена. Гораздо более серьезная проблема в том, что на сегодняшний день застройщики не до конца определились с портовыми сооружениями и здесь происходят изменения.
– Но представители Усть-Луги давали прогноз, что к 2020 году грузооборот порта превысит 170 млн тонн.
– Этот показатель выглядит завышенным. Расчетный грузооборот по железной дороге к 2020 году мы рассматривали порядка 98 млн тонн. Может быть, это цифра включает трубопроводный и автомобильный транспорт, но по железным дорогам 100 млн – это предел. Сегодня двухпутная электрифицированная линия способна гарантированно обеспечить доставку 100 млн тонн грузов. Когда цифра в 68 тонн приводится как предельная, наверно, имеется в виду ситуация до электрификации путей, но в конце этого года на Лужский узел придет постоянная электрификация.
– Каким будет влияние завода «Газпрома» по сжижению газа мощностью 15 млн тонн в год на загрузку железнодорожных подходов к порту?
– С точки зрения нагрузки на сеть это влияние не будет существенным. Сырье на завод будет поступать в основном по трубе, поэтому на грузообороте это не скажется. Отправка местным потребителям происходит автотранспортом, а отправка строительных материалов – всего парой поездов.
Гораздо более серьезный вопрос – размещение завода по переработке СПГ в северной части транспортного узла. Генеральная схема узла разрабатывалась без учета СПГ, и сейчас мы решаем сложную задачу, как встроить его в существующую схему без ущерба железнодорожникам. На сегодняшний день завод должен занять зону 350 га в районе станций Генеральная и Восточная. Обоснование инвестиций уже сделано, сейчас идет стадия предпроектных работ, однако с железнодорожниками они пока не согласованы.
Существуют два варианта развития событий. Первый – плохой для «Газпрома», но хороший для железнодорожников. При нем создается намывная территория, а железнодорожная инфраструктура сохраняется в полном объеме. Другой вариант более сложный – уход в сторону северной террасы, но тогда по нормативным разрывам может быть затронуто жилье, которое необходимо будет выносить. Сейчас обсуждаются возможные компромиссные варианты. Впрочем, и конкурс на проектирование завода пока еще не объявлен.
Для справки: сегодня Усть-Лужский железнодорожный узел представляет собой группу грузовых станций: Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Неятная, Лужская-Газовая, Лужская-Генеральная и Лужская-Восточная. Последние две еще не построены. Также на подходах к порту строится станция Лужская-Сортировочная (парк прибытия, сортировочный парк и парк отправления).