Создавая книгу «Круг Шемякина», рассказывающую о
поколении творческой интеллигенции Ленинграда и Москвы 1960-х годов, художник совместно с петербургским искусствоведом Любовью Гуревич подготовил более чем шестисотстраничное издание о себе, своих друзьях и художественной среде той эпохи. Над монографией авторы работали больше семи лет, ставя перед собой задачу – дать представление читателю о каждом выявленном временем имени, громком или безвестном, но так, чтобы получился объемный образ. В итоге «Круг Шемякина» стал своеобразной галереей эскизных портретов, только запечатленных в слове. Вместе с тем, в одном из художественных пространств города, в K-Gallery, представили выставку фотографий, которая напрямую связана
с темой книги. Экспозиция показывает зрителю созданный Шемякиным
мир, зафиксированный в фотографиях ленинградского периода. Снимки демонстрируют многочисленные творческие эксперименты художника
в области перформанса и хеппенинга, которые он уже тогда развивал со своими друзьями – поэтами и музыкантами. Чудом сохранившиеся негативы
подверглись тщательной реставрации. В результате для выставки было напечатано более 100 работ, раскрывающих мир Михаила Шемякина 60-х годов в
таких темах, как художник и модель, мастерская художника, портреты семьи и друзей. Многие фотографии впоследствии послужили основой для
живописных и графических произведений Шемякина.
Творить и быть неугодным
– Михаил, несколько слов о книге «Круг Шемякина».
– Самое важное, чему я рад, – это тому, что многие из «участников» этой
книги еще живы. Дай бог им всем творческих успехов. Думаю, что мы еще
чего-то будем творить, кому-то надо-едать, кому-то быть неугодными! Кстати, считаю, что сегодня настало такое время, что можно стать немного ина-
комыслящими. И нам не привыкать. Как пел мой друг Владимир Высоцкий:
«Из худших выходили передряг». Сегодня, когда так активно переписывается история, история россиян в частности (вот недавно прочел в книге, что
славянской культуре 8 тыс. лет (!)… я, правда, частично русский, больше
кавказец, хотя это сегодня немодно, но я этим горжусь), думаю, что то, что
мы делали с Любой Гуревич чуть ли не десять лет, – писали книгу, сегодня
правильно сформирует нашу память. Фактически подобные издания говорят
лишь об одном – в них описана правда. Там все так, как мы и жили. Мы не
были ангелами, мы не были гениями. С моей точки зрения, тот, кто принимает всерьез такие характеристики, как гениальный, на свой счет, ошибается. Если бы я в эти слова поверил, я бы, наверное, в тот путь, которым я
иду сейчас, вообще бы не двинулся. А так, если поверил, что ты гениальный,
то все, закончил творить… В искусстве нельзя останавливаться. Если ты
остановился, значит, автоматически ты идешь назад.
– «Круг Шемякина» – издание, написанное не только вами и не только по вашей инициативе?
– Я выступил соавтором Любы Гуревич. А не наоборот, как можно было
подумать. И был приглашен к созданию книги со своими уже имеющимися заметками, которые я писал о близких мне людях. Здесь есть информация о тех персонажах, которых мало кто знал. Скажем, о моих натурщицах.
Например, в книге есть рассказ, названный «Белая ведьма», как раз про
натурщицу из Академии художеств. А сама книга задумывалась Кушниром (коллекционер и пропагандист петербургского искусства второй половины
прошлого века Исаак Кушнир с 2001 года издает книги в серии «Авангард
на Неве»; наряду с монографическими альбомами в серии появляются издания, обобщающие опыт «неофици-альной культуры», например, альбом «Арефьевский круг» и «Круг Шемякина». – «Эксперт С-З»). Кушнир столько сделал для петербургского искусства,
что невозможно представить. То, что делает он, к сожалению, не делают
многие, которым вроде бы по должностям положено этим заниматься.
Мир полубезумия
– Какие в книге представлены
иллюстрации?
– Большая часть из моей коллекции. Среди них много прежде не публиковалось. (Кроме того, стоит особо отметить, что в издании представлена
большая подборка акварелей и графики последователя филоновской школы
Евгения Ротенберга и творческое наследие Юлия Росточкина – цикл фотоинсценировок, сделанных в 1970-е годы. – «Эксперт С-З».)
– Расскажите, что это была за обстановка, которая описывается вами в книге? Как вы тогда чувст-
вовали время?
– Ленинград тогда жил своей подпольной жизнью. Всем понятно, что коммуняки
жили отдельно, своими праздниками и маршами. А мы умели в своем нищенском миру создать собственную полубезумную обстановку. Это был параллельный мир. Но! Он был очень богатый и насыщенный.
Досье
Михаил Шемякин, художник, график, скульптор, исследователь искусства, родился в 1943 году в Москве. Отец, военный офицер, служил комендантом в различных городах Германии и СССР. Семья часто переезжала из города в город. В 1956 году Шемякины возвращаются в Россию. Михаил поступает в Среднюю художественную школу при Академии художеств в Ленинграде. Начинает пробовать себя как художник. Много экспериментирует. В 1971 году ему присуждается медаль в Венеции за иллюстрации к книге
«Классическая испанская эпиграмма». Изгнан из СССР. Уезжает в Париж. В 1976 году
организует выставку советского нонконформистского искусства «Современная русская
живопись» в Париже. В 1977 году издает альманах послесталинского нонконформистского искусства и литературы «Аполлон-77». В 1981 году художник переезжает из Парижа в Нью-Йорк. Через несколько лет мастер посещает выставку собственных работ в Москве (впервые после изгнания из СССР). В 1991 году он открывает памятник Петру Первому в Петропавловской крепости. До сих пор вокруг памятника много споров. Активно занимается преподавательской деятельностью, дает мастер-классы. Сотрудничает со Славой Полуниным и Анваром Либабовым. В 2001 году представляет балет «Щелкунчик» (либретто, постановка, декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова) в Мариинском театре. В 2002 году мастер получает приз «Золотая маска» за лучшую работу художника в музыкальном театре. Через три года в Мариинском театре
показывают двухактный балет на музыку Сергея Слонимского «Волшебный орех» (ли-
бретто, сценография, костюмы Михаила Шемякина). Сейчас продолжает активно рабо-
тать над новыми проектами.