О том, как искоренять недобросовестную конкуренцию в сфере государственного заказа, а также о повышении эффективности финансового контроля и аудита при расходовании бюджетных средств «Эксперту Северо-Запад» рассказал вице-губернатор, курирующий в правительстве Санкт-Петербурга вопросы осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города, Сергей Мовчан.
– Как вы считаете, сохраняются ли предпосылки для появления коррупционных схем при проведении госзаказа? В чем они могут проявляться и как выявляются? Как можно бороться с возможными проявлениями коррупционных схем?
– К великому сожалению, сохраняются. И вот почему: не секрет, что из бюджета выделяются внушительные финансовые ресурсы для осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Мы все также знаем, что движущей силой бизнеса является конкурентная борьба, и в некоторых случаях она выходит за рамки правомерности. Одним из проявлений недобросовестного соперничества в бизнесе является стремление победить конкурента не посредством минимизации издержек или введения инновационных технологий, а путем взяток и использования коррупционных схем. Результатом чего становятся не только бюджетные растраты, но и снижение эффективности рынка.
В новых экономических условиях появляются и новые коррупционные схемы, такие как лоббирование интересов, инвестирование коммерческих структур за счет средств госбюджета и другие достаточно трудно доказуемые преступные действия.
Сегодня много говорится о борьбе с коррупцией. Противодействие этому явлению становится одним из приоритетных направлений правовой реформы в России. При этом противостояние коррупции при проведении госзаказа – ключевой момент. Хочу отметить, что в апреле 2013 года был принят Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ). С помощью него удалось значительно уменьшить риски применения многих коррупционных схем. Конечно, все предусмотреть невозможно, ведь современное общество динамично развивается. Поэтому в регионах принимаются планы противодействия коррупции, законы и другие нормативно-правовые акты, вносятся законодательные инициативы с учетом возникающих угроз.
Например, в результате таких инициатив сформирована целостная структура государственных и муниципальных закупок, которая позволяет проводить планирование и обоснование установления начальной (максимальной) цены, контролировать порядок исполнения контрактов, проводить анализ эффективности результатов. Появился электронный аукцион, который во многом упростил жизнь участников и заказчиков, привел к серьезному снижению начальной (максимальной) цены контракта, что, безусловно, является положительным моментом с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств.
Кроме того, если раньше конфликт интересов в сфере государственного заказа был довольно распространенным явлением, то в рамках нового закона «О контрактной системе» удалось если не исключить, то свести к минимуму возникновение такой проблемы.
В частности, в ныне действующем законе дано четкое определение понятию «конфликт интересов», а также определены причины его возникновения. В группе риска оказались аффилированные с заказчиком лица и подконтрольные им компании. По 44-ФЗ они не могут принимать участие в аукционах и других тендерных процедурах.
В конечном итоге в 44-ФЗ был внесен подпункт, который определил такое понятие, как «отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов». Введение данной поправки позволило законодателям устранить еще одну лазейку для тех заказчиков, которые руководствовались своими личными интересами при организации и проведении тендеров.
А бороться с возможными проявлениями коррупционных схем можно законными способами с конкретными коррупционерами или путем предупреждения коррупции, формирования и проведения активной антикоррупционной политики государством.
– Как вы считаете, какие методы борьбы с коррупционными факторами при проведении госзакупок наиболее эффективны, какие инструменты в Санкт-Петербурге должны применяться более активно и какие новые подходы следует внедрить?
– Наиболее эффективными методами борьбы с коррупционными факторами при осуществлении госзакупок в первую очередь являются обеспечение гласности и прозрачности, а также общественное участие в процессах предотвращения коррупции.
Это достигается путем включения в персональные составы Комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа представителей общественных объединений Санкт-Петербурга. Общественники в составе комиссии имеют возможность изнутри увидеть организацию и порядок исполнения требований Закона о контрактной системе и сделать предложения по оптимизации этой работы.
Исполнительные органы власти, в первую очередь Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, тесно сотрудничают с надзорными контрольными органами, в том числе с Контрольно-счетной палатой. Созданы автоматизированные базы данных о товарах и закупках, которые нужны городу. Это позволяет контрольным органам проводить аудит закупок в реальном времени, своевременно выявлять нарушения в сфере закупок. Также городские власти через государственные учреждения ведут анализ эффективности закупок и обеспечивают заказчиков информацией о ценах на товары, работы, услуги для нужд Санкт-Петербурга. Главная цель всего этого – повышение прозрачности и стимулирование экономической эффективности закупок государственных структур.
Другой путь предотвращения коррупции и прочих злоупотреблений в сфере закупок – это централизация. Заказчики Санкт-Петербурга применяют типовую документацию о закупках.
– Какое место среди механизмов борьбы с коррупцией в Санкт-Петербурге занимает профилактика?
– Профилактика коррупции, на мой взгляд, является наиболее эффективным механизмом борьбы с ней. Коррупцию невозможно победить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Одна из профилактических мер – это внедрение в систему образования стандартов, направленных на формирование у наших детей антикоррупционного мышления.
Комитетом по науке и высшей школе и Комитетом по образованию организована разработка и реализация антикоррупционных программ образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, расположенными на территории Санкт-Петербурга. На данный момент такие программы разработаны и реализованы в 30 организациях высшего образования.
Уменьшить и ограничить коррупцию можно, решая проблемы, ее порождающие. В том числе вырабатывая у нашего общества в целом отрицательное отношение к этому явлению, то есть российский гражданин должен быть воспитан в нетерпимости к взяткодательству.
– Каков, на ваш взгляд, уровень факторов, которые можно расценить как коррупцию в деловой сфере Санкт-Петербурга? Вырос ли этот уровень или снизился за последнее время?
– В целом деловой климат в Санкт-Петербурге улучшается, прямого жесткого давления на бизнес со стороны власти сейчас нет. В основном бизнесмены сталкиваются с непониманием чиновников на местах и с административными барьерами в решении конкретных практических задач.
Борьба с коррупцией может осуществляться только совместными усилиями, а реализация антикоррупционной политики государства не даст необходимых результатов без подключения бизнеса и институтов гражданского общества.
– Готов ли бизнес в нынешних сложных экономических условиях работать, не прибегая к коррупционным практикам, и как его к этому можно дополнительно стимулировать? Как это влияет на деловой климат в городе, особенно сегодня, когда так важно наращивать импортозамещение?
– Полагаю, что готов, но вопрос этот лучше задать бизнесу. Я со своей стороны хочу отметить, что экономические условия для российского бизнеса складываются довольно благоприятные. И в первую очередь это связано с государственной политикой импортозамещения. Ведь одна из основных задач сегодня – поддержка отечественного производителя. Так, с сентября 2014 года обеспечен свободный доступ к электронному Реестру отечественных товаров, закупаемых органами власти, государственными предприятиями и учреждениями. Он разработан Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга, его главная задача – совместить в одном информационном источнике предложения производителей Санкт-Петербурга и России с данными о спросе заказчиков нашего города.
– Много ли обращений поступает в администрацию Санкт-Петербурга относительно подозрений в проявлении коррупционных схем при проведении госзаказа (например, через специальную линию «Нет коррупции!» или другие ресурсы), чего они чаще всего касаются? Были ли проверки в связи с такими обращениями в 2014-2015 годах и какие решения были внесены по итогам?
– Уже шесть лет для граждан в Санкт-Петербурге организована возможность сообщать (в том числе с использованием компьютерных технологий) о проявлениях коррупции в исполнительные органы государственной власти.
С 2009 года функционирует специальная линия «Нет коррупции!». Она включает электронный почтовый ящик на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет и специально выделенную телефонную линию.
По состоянию на 31.12.2014 на специальную линию «Нет коррупции!» поступило 639 обращений, из них признаки коррупционных проявлений содержались в 153 сообщениях.
По состоянию на 31.03.2015 за первый квартал 2015 года поступило 138 обращений, из них признаки коррупционных проявлений содержались в 44 сообщениях.
Не все обращения подпадали под определение «коррупция». Отмечу, что в подавляющем числе случаев, когда информация подтвердилась полностью или частично, компетентными государственными органами были приняты меры по устранению выявленных нарушений, наказанию виновных в дисциплинарном порядке, заявителям оказано содействие либо даны необходимые разъяснения.
– Как вы оцениваете результаты контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2014-2015 годах?
– Сегодня значительные ресурсы из бюджета страны, региональных и местных бюджетов направляются на финансирование мероприятий в социальной сфере, строительство детских садов, школ, на благоустройство и развитие инфраструктуры. Поэтому особую значимость приобретает усиление эффективности финансового контроля и аудита в сфере закупок.
На очередном заседании Межведомственного совета был рассмотрен вопрос о результатах проведения в 2014 году ревизий и проверок расходования бюджетных средств главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга.
По итогам было принято решение провести анализ планируемых в 2015 году госзакупок на предмет выявления не относящихся к неотложным нуждам, а также предусмотреть ряд штрафных санкций и дополнительных требований к исполнителю.
Хочется отметить, что проведение аудита в сфере закупок очень важно для функционирования контрактной системы, помогает своевременно выявить недостатки, сбои и принять меры по их устранению и урегулированию.
Благодаря работе контрольных органов удалось добиться заметного снижения количества нарушений в сфере закупок.
– Как вы в целом можете оценить итоги реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге за 2014-2015 годы?
– Положительно, но нам еще многое совместно придется сделать в этом направлении.
Санкт-Петербург
Таблица:
Признаки коррупционных проявлений, содержащиеся в обращениях через специальную линию «Нет коррупции!», затрагивали 16 сфер общественной деятельности. Из них наиболее часто в обращениях поднимались вопросы: