Уполномоченный по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга Александр Абросимов в интервью изданию «Эксперт С-З» рассказал, какие антикоррупционные механизмы помогают петербургским предпринимателям, что их беспокоит и почему городу необходима активная позиция бизнесменов.
По его мнению, есть все основания утверждать, что инвестиционный климат в Санкт-Петербурге с точки зрения снижения коррупционного давления будет улучшаться.
– Как вы оцениваете привлекательность инвестиционного климата в Санкт-Петербурге для предпринимателей с точки зрения эффективности работы антикоррупционных механизмов?
– Санкт-Петербург – один из самых привлекательных субъектов Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов. Особенно в нынешних экономико-политических условиях наш город остается уникальной площадкой для инвестирования.
Власти города уделяют большое внимание условиям ведения бизнеса: принят целый ряд законов, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата, ведется целенаправленная работа по снижению административных барьеров в рамках разработанной Инвестиционной стратегии до 2030 года.
Однако инвестиционный климат формируется не только из потенциальных возможностей для бизнеса, но и рисков. Одним из наиболее болезненных является риск столкнуться с проявлениями коррупционной направленности.
К сожалению, проблема коррупционного давления на бизнес по-прежнему актуальна как для города, так и для России в целом, и это продолжает оказывать негативное влияние на развитие экономики. Это обстоятельство подтверждается как практикой работы с конкретными обращениями предпринимателей, так и социологическими опросами, которые регулярно проводятся в предпринимательской среде.
Представители бизнес-сообщества Санкт-Петербурга ежедневно ведут диалог с властями в различных форматах, выдвигая при этом свои инициативы и оперативно информируя об актуальных проблемах, в том числе посредством взаимодействия с институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге. Таким образом, бизнес, находясь в постоянном диалоге с властью, добивается влияния на экономическое развитие Санкт-Петербурга и способствует повышению эффективности реализации в городе антикоррупционных механизмов.
Поэтому сегодня есть все основания утверждать, что инвестиционный климат в Санкт-Петербурге с точки зрения снижения коррупционного давления будет улучшаться.
– Каким образом должна выстраиваться эффективная борьба с коррупцией в Санкт- Петербурге?
– Прежде всего, будет оправданным отметить, что проблема коррупции – одна из самых популярных тем современности, она актуальна для всех стран мира. И как показывает мировая практика, эффективная борьба с коррупцией предполагает использование комплексной системы экономических, политических и пропагандистских мер.
В 2012 году Россия сделала важный шаг в развитии государственных и общественных инструментов, направленных на борьбу с коррупцией и защиту прав предпринимателей, учредив институт уполномоченных по защите прав предпринимателей. В 2014 году такой орган начал работу и в Санкт-Петербурге.
Одной из функций, помимо контроля обеспечения прав предпринимателей, которую реализует бизнес-омбудсмен при активном участии гражданского общества в лице предпринимательского, юридического и экспертного сообществ, является способствование укреплению и развитию таких организаций и союзов. Эта функция чрезвычайно важна в условиях, когда созданные в государстве институты, непосредственно нацеленные на борьбу с коррупцией, недостаточно эффективно справляются с решением задачи по снижению ее уровня.
Как уже отмечалось, основным принципом функционирования института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге является обеспечение тесного взаимодействия с бизнес-сообществами города, Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции». Отражением реализации такого подхода стало создание при Уполномоченном совместной рабочей группы по вопросам взаимодействия в противодействии коррупции, в которой представлены как представители бизнес-сообщества, так и органы государственной власти города. Совместными усилиями мы добиваемся снятия мешающих развитию бизнеса административных барьеров, создана система помощи предпринимателям по конкретным спорам. Пользуясь случаем, хочется поблагодарить коллег, с которыми институт Уполномоченного ведет систематическую работу по анализу нарушений прав предпринимателей и готовит конкретные предложения по противодействию коррупции.
Несмотря на то что в этом направлении сделано уже очень много, надо признать, мы находимся только в начале пути по созданию условий, когда коррупционные проявления станут скорее исключением, нежели правилом.
В сложившихся экономических условиях фактором восстановления экономического роста, на мой взгляд, является снижение административных барьеров для бизнеса и совершенствование контрольно-надзорной деятельности.
В контексте обсуждения темы коррупции мы говорим об этом неслучайно, ведь именно эти факторы и выступают в качестве благоприятствующей почвы для коррупционных проявлений. Произвол и вседозволенность отдельных должностных лиц органов исполнительной власти, на фоне огромного количества регламентирующих актов, влияющих на ведение бизнеса, которые активно издаются ведомствами, – вот что сегодня тормозит развитие предпринимательства в стране, снижает эффективность предпринимаемых мер по диверсификации экономики.
По моему мнению, одним из способов преодоления таких явлений станет работа по пересмотру и оптимизации административных регламентов под углом создания оптимальных условий ведения предпринимательства. При этом должен быть обеспечен непредвзятый и постоянный контроль их соблюдения со стороны надзорных органов. Реализация такой меры приведет к улучшению качества и доступности госуслуг для бизнеса, позволит учитывать его законные интересы при организации деятельности органов власти, что в конечном итоге будет способствовать активному включению пока еще не задействованного в полной мере ресурса малого и среднего предпринимательства в экономику страны. А это на сегодня одна из первоочередных задач бизнеса и власти.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что борьба с коррупционными проявлениями «на местах» невозможна без активной позиции бизнес-сообщества Санкт-Петербурга. Часть ответственности за процветание коррупции всегда лежит на бизнесе. Чиновники определяют правила игры, но бизнес решает, принимать эти правила или идти законным путем. Поэтому уверен, что бороться с коррупцией в городе возможно, только объединив усилия бизнеса и власти.
Кроме того, на мой взгляд, не менее действенным рычагом в борьбе с коррупцией является правовое просвещение бизнес-сообщества, пропаганда положительного имиджа бизнесмена. Предприниматели должны знать о передовом опыте, способах защиты своих законных прав и интересов в борьбе с коррупционными схемами. Необходимо формирование в обществе неприятия к коррупции, понимания того, что за любые коррупционные правонарушения неизбежно и неотвратимо последует наказание. В этой связи институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей ведется активная просветительская работа.
– Какие права предпринимателей в нашем городе больше всего нуждаются в защите, что говорит статистика обращений к вам?
– В принятии мер по восстановлению нуждаются все нарушенные права предпринимателей, без исключения. Но если говорить словами цифр, из 378 обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного за девять месяцев 2014 года, наибольшее количество жалоб связано с нарушением прав предпринимателей в сфере земельных и имущественных отношений.
Это и вопросы непродления договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов; вопросы применения требований архитектурно-художественного регламента Санкт-Петербурга при продлении договоров аренды; к этой тематике относится и ситуация, связанная с применением нового перечня основных магистралей Санкт-Петербурга, на которых не допускается размещение нестационарных торговых объектов, и ряд других проблем.
Жалобы предпринимателей, возникающих при проведении контрольно-надзорных мероприятий, занимают второе место.
Обращения представителей бизнес-сообщества свидетельствуют о том, что имеют место факты вмешательства правоохранительных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей, незаконного возбуждения уголовных дел, изъятия финансово-хозяйственной документации. Отмечу, что данная проблема актуальна для большинства регионов Российской Федерации.
На третьем месте по числу обращений – жалобы в сфере энергетики и естественных монополий.
Существенная часть обращений предпринимателей касалась проблемы обеспечения подключения объектов недвижимости к источникам энергоснабжения и установления правоотношений предпринимателей с ОАО «Ленэнерго», а также фактов несоблюдения норм законодательства со стороны ОАО «Петербургская сбытовая компания», которой, в частности, не соблюдается 30-дневный срок заключения с предпринимателями города договоров энергоснабжения. Сохраняется проблема исполнения ОАО «Ленэнерго» обязательств перед клиентами, оплатившими подключение к сети, но при этом длительное время не получавшими оплаченные услуги.
На четвертом месте – обращения предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в инвестиционно-строительном сегменте рынка.
Предметом таких обращений зачастую являются вопросы неоправданно большого количества административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов на территории Санкт-Петербурга, требующих значительного времени и расходов для их прохождения.
Мониторинг содержания обращений, поступивших в 2015 году, указывает на сохранение такого рейтинга.
– Традиционно считается, что крупный бизнес имеет больше доступа к ресурсам, финансовым, энергоресурсам. Как антикоррупционные механизмы в Санкт-Петербурге защищают малый и средний бизнес?
– Коррупция представляет опасность как в целом для национальной безопасности и экономики государства, так и для конкретных компаний. Последствия воздействия коррупционных проявлений на бизнес сопоставимы с последствиями увеличения налоговой нагрузки. И в том, и в другом случае это приводит к сдерживанию выхода на рынок новых товаров, услуг или технологий, их удорожанию и, самое плохое, снижению желания граждан заниматься предпринимательством. Особенно это актуально для сферы малого бизнеса.
В этих условиях работа органов государственной власти должна быть направлена на предупреждение коррупции и выработку действенных антикоррупционных механизмов для защиты не только крупного, но и малого и среднего бизнеса.
Антикоррупционная политика, реализуемая в Санкт-Петербурге, направлена на защиту от этого явления бизнеса независимо от его размера, она выстраивается на основе Федерального закона «О противодействии коррупции», Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297, и Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы.
С 1 января 2009 года действует Закон Санкт-Петербурга от 29.10.2008 № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге». Данный закон конкретизирует задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Санкт-Петербурге.
Основным программным документом, в соответствии с которым в городе ведется антикоррупционная работа, является План противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы, утвержденный Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 № 829 «О Плане противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы».
План содержит комплекс мероприятий, реализуемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в рамках своей компетенции. С 2014 года в самостоятельный раздел городского плана выделены мероприятия по реализации антикоррупционной политики в сфере экономики, использования государственного имущества, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
В Санкт-Петербурге создан и активно функционирует Межведомственный совет по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти.
В целях организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов проекты на установленный срок (14 дней) размещаются всеми исполнительными органами на официальных сайтах в сети Интернет. Обеспечено функционирование информационного ресурса на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга для размещения исполнительными органами в сети интернет-проектов нормативных правовых актов в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Практика показала эффективность созданной специальной линии «Нет коррупции!».
Несмотря на принимаемые меры, существенная роль в сфере снижения коррупции должна отводиться и самим предприятиям. На международном уровне сформулированы корпоративные правила поведения хозяйствующих субъектов при взаимоотношениях с органами власти, других компаний, направленные на исключения коррупции из коммерческой практики.
В мае текущего года в рамках совместного проекта Совета Европы и Европейского союза «Защита предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик» – ПРЕКОП РФ, Европейского союза и Совета Европы при взаимодействии с аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге был проведен семинар «Коррупционные риски и механизмы по защите прав предпринимателей». Основной задачей совместного проекта является имплементация антикоррупционных механизмов в целях предотвращения коррупционных практик в отношении предпринимателей в Российской Федерации.
С материалами семинара можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного www.ombudsmanbiz.spb.ru.
– Расскажите о ситуации вокруг участившихся проверках хозяйствующих субъектов органами исполнительной власти, всегда ли они обоснованы?
– По информации, поступающей от предпринимательских сообществ, в Санкт-Петербурге участились случаи проведения должностными лицами органов исполнительной власти Санкт-Петербурга проверок предпринимателей – в качестве такой новеллы выступает активность отдельных должностных лиц районных администраций и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
В отношении предпринимателей могут быть возбуждены дела об административных правонарушениях, такие как: организация несанкционированной свалки отходов, нарушение наружного оформления фасада здания, строения, ограждения и их элементов, содержание объекта благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии, сброс или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест, размещение объявлений, информационных материалов вне специально отведенных для этого мест, продажа товаров в неустановленных местах и другие. Нередко действия по устранению подобных нарушений перерастают в полномасштабную проверку в отношении предпринимателей, включающую расширенный комплекс проверочных действий.
При всей важности работы по исключению таких нарушений следует исходить из того, что недопустимо с ними бороться, нарушая закон. Подчеркну, что указанные органы исполнительной власти города не являются органами регионального государственного контроля (надзора), в связи с чем полномочиями на осуществление проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не обладают и не могут проводить проверки и мероприятия по контролю.
Таким образом, должностные лица районных администраций и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности при осуществлении своих полномочий по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях должны руководствоваться кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не выходя за пределы требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Подобная жалоба от предпринимателя поступила в ходе совместного с прокурором города приема, который был организован на нашей площадке 29 мая. По итогам ее рассмотрения Сергей Литвиненко дал поручение провести проверку соблюдения законности.
– Как вы оцениваете эффективность антикоррупционных механизмов в сфере доступа предпринимателей к участию в государственных закупках, какие жалобы поступают к вам в этой сфере?
– В качестве примера можно привести норму, установленную в статье 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которой предусмотрена обязанность государственного заказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. Мы считаем, что данный антикоррупционный механизм является неэффективным. Так как, несмотря на установление административной ответственности за нарушение указанной квоты, практика применения мер ответственности по отношению к заказчикам практически отсутствует.
– Какие предложения по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования органов государственной власти Санкт-Петербурга в целях устранения причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, были внесены рабочей группой по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти города в 2014-2015 годах?
– В первую очередь считаю необходимым пояснить, что данная рабочая группа была создана в конце 2014 года в рамках реализации пункта 5 Постановления правительства Санкт-Петербурга № 577 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы». В Санкт-Петербурге при губернаторе города Георгии Сергеевиче Полтавченко уже давно работает Межведомственный совет по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Но основной особенностью рабочей группы при Уполномоченном является активное участие в ней представителей бизнес-сообщества. В состав рабочей группы, кроме представителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, включены руководители общественных организаций – Торгово-промышленной палаты, «Деловой России», «Опоры России», Союза промышленников Санкт-Петербурга, Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе, Санкт-Петербургского Союза предпринимателей и других. Кроме того, в рабочую группу входят общественные представители Уполномоченного.
На прошедших заседаниях рабочей группы участники обсудили уже принимаемые меры, направленные на противодействие коррупции, а также возможные решения, реализация которых предполагается как со стороны общественных организаций делового сообщества, так и государственных органов власти.
Одним из важных решений, принятых на заседании рабочей группы, по моему мнению, является решение о проведении совместных приемов предпринимателей прокурором города и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге. Отмечу, что один совместный прием уже прошел на площадке аппарата Уполномоченного, в ходе которого были рассмотрены четыре жалобы предпринимателей. Кроме того, по инициативе Сергея Ивановича Литвиненко в помещении аппарата Уполномоченного организована временная приемная, где будут на регулярной основе осуществлять прием предпринимателей сотрудники аппарата прокуратуры города, районные прокуроры.
Еще одно предложение, которое обсуждалось на заседании рабочей группы, поступило со стороны общественных организаций и касается оно организации конструктивного взаимодействия с судами, разумеется, в рамках, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе включение представителей Уполномоченного в состав квалификационной коллеги судей Санкт-Петербурга.
Часто предприниматели жалуются на затруднения, возникающие у них при организации записи на прием к руководителям администраций районов города. Поэтому общественными представителями Уполномоченного было инициировано проведение предпринимателями Санкт-Петербурга так называемой контрольной закупки. В частности, предпринимателями были направлены письма главам районов с просьбой об организации личного приема. Первые итоги проделанной работы также обсудили на прошедшем в мае 2015 года заседании. Одним из решений данной проблемы члены рабочей группы видят в приведении к единообразию механизмов организации личного приема граждан главами администраций районов Санкт-Петербурга. Соответствующее обращение будет направлено в Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления.
– Расскажите о результатах реализации Антикоррупционной хартии делового сообщества Санкт-Петербурга.
– Работу с предпринимателями по реализации Антикоррупционной хартии делового сообщества в Санкт-Петербурге ведет «большая четверка» – региональные отделения общероссийских общественных организаций Торгово-промышленной палаты, Российского Союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России» и «Опоры России». При этом, несмотря на поддержку идей, предусмотренных в Антикоррупционной хартии делового сообщества, к ней в настоящее время присоединились не очень большое число предпринимателей. Препятствием, по словам представителей бизнес-объединений, стал требуемый для этого комплект документов на 50 листах, требующий предоставления данных не только общего, но и личного характера.
В то же время, пользуясь случаем, хочу обратить внимание на необходимость руководителей предприятий исполнять требования Федерального закона «О противодействии коррупции», а в частности, статьи 13.3, которая обязывает принимать меры по предупреждению коррупции. Перечислю некоторые из них:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
– Как вы оцениваете работу АНО «Санкт-Петербургский Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», какие основные функции организации и каковы результаты ее деятельности в 2014-2015 годах?
– Санкт-Петербургский Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП БПК), созданный на базе Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», начал работу в сентябре 2012 года. Целью его деятельности является совместная с аппаратом Уполномоченного работа, направленная на защиту предпринимателей от рейдерских захватов и коррупционного давления, а также стимулирование безопасных условий предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата на территории Санкт-Петербурга.
Эксперты ЦОП БПК проводят общественно-экспертную оценку уровня коррупции в Санкт-Петербурге, предают гласности факты коррупционного давления на предпринимателей и способствуют внедрению мировых стандартов прозрачности во взаимоотношениях бизнеса, госорганов и судебной власти.
Санкт-Петербургский ЦОП БПК состоит из Экспертного совета, куда входят известные адвокаты и юристы Санкт-Петербурга, а также из Общественного совета, представленного руководителями общественных объединений бизнеса, предпринимателями, юристами и экономистами.
В 2014-2015 годах состоялись порядка десяти заседаний Общественного совета, на которых публично рассматривались индивидуальные жалобы предпринимателей и проблемы, имеющие системный характер. На одном из последних заседаний совета были рассмотрены ситуации, касающиеся продления договоров аренды земельных участков. В ходе заседания, на котором присутствовали предприниматели и представители районных администраций, была достигнута договоренность о рассмотрении возможности корректировки списка улиц и проспектов спальных районов, вошедших в Перечень основных транспортных магистралей города, где не допускается размещение нестационарных торговых объектов, утвержденный Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2002 № 1045.