Александр Говор — один из самых известных и разносторонних бизнесменов Кузбасса. Среди его крупных инвестиционных проектов — строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода (ЯНПЗ), развитие по франшизе сети заправок «Лукойл» в Сибирском федеральном округе, открытие в начале сентября текущего года первого международного отеля в Кемеровской области — четырехзвездочного ParkInn by Radisson, строительство медицинской клиники и многофункционального фитнес-центра. Помимо этого, Говор — новый франчайзинговый партнер международной сети быстрого питания McDonald’s, его компания займется развитием этого бренда в Сибири. В интервью журналу «Эксперт-Сибирь» Александр Говор рассказал об особенностях реализации своих инвестпроектов в СФО.
Нефтеперерабатывающий бизнес
— Александр Николаевич, ранее вы говорили о том, что в августе–сентябре 2015 года начнется строительство второй очереди Яйского НПЗ. Как обстоит дело с реализацией этого проекта?
— Мы уже приступили к поэтапному выполнению второй очереди проекта. Буквально в середине сентября начали закупать оборудование и необходимые материалы для строительства. В конце 2015 года проект будет отдан на экспертизу. Как только преодолеем этот этап, начнется активное строительство.
— Не скорректировала ли экономическая ситуация планы по финансированию проекта?
— Не могу сказать, что произошли какие-то существенные изменения. С банками по-прежнему есть полное понимание, основные партнеры в реализации второй очереди, как и в первой — «Сбербанк» и «Альфабанк». Хотя есть предложение и от других банков. В строительство второй очереди будет вложено около 30 миллиардов рублей.
— Сроки завершения реализации проекта не изменились?
— До конца 2017 года мы должны построить вторую очередь НПЗ и до 2020 года третью очередь. Активная стадия строительства начнется в апреле–мае 2016 года. Планы не сдвинулись, потому что закупка оборудования и геологические исследования, которые сейчас и проходят, мы изначально относили к началу реализации второй очереди проекта. Мы начали вовремя, и отступлений от дорожной карты пока что никаких нет.
— Какова общая стоимость проекта НПЗ?
— Уже потрачено порядка 20 миллиардов рублей, во вторую очередь, как я уже сказал, планируется вложить еще 30 миллиардов, соответственно общая стоимость строительства объекта оценивается в 50–52 миллиарда рублей.
— Какую продукцию сейчас выпускаете на НПЗ, как изменится ассортимент продуктов ГСМ после окончания строительства?
— Выпускаем дизельное топливо, мазут, и низкооктановый бензин, который в том числе используется в химической промышленности. После завершения строительства в 2017 году к выпускаемой продукции добавятся бензины уровня Евро5. Принято решение Евро4 даже не запускать, так как мы сразу хотим вывести завод на высокую рентабельность, а конкуренцию выдержать можно только в том случае, если сразу вкладываться в глубокую переработку. Нелегко придется небольшим НПЗ, учитывая, что в 2017 году акциз на мазут будет 100 процентов, а значит перспектив, если не уйти в глубокую переработку, просто не останется. После завершения второй очереди продолжим выпускать дизельное топливо и бензин Евро5, постепенно снижая объем производства мазута.
— Вы заявляли, что проект предусматривает три очереди. Что будет включать в себя третья очередь?
— Да, третья очередь предусмотрена. Она предполагает увеличение глубины переработки и мощности. Глубину планируем увеличить с 77-ми до 93 процентов, а мощность — с 3,5 миллионов тонн до 6,5–7 миллионов тон, то есть в два раза. По завершении этого проекта полностью откажемся от выпуска на НПЗ мазута, запустим гидроочистку, и все виды бензинов и дизельного топлива будут проходить по ГОСТу. Реализация третьей очереди рассчитана с 2017 года по 2020 год. Такие сроки оговорены с Минэнерго. Объем инвестиций в третью очередь составит около 24 миллиардов рублей, соответственно все очереди проекта в сумме будут стоить ориентировочно 76 миллиардов рублей.
— Сейчас на территории Кемеровской области строится сразу несколько НПЗ, в том числе два проекта принадлежит холдинговой компании «Кем-Ойл». Как оцениваете такую конкуренцию?
— Не могу назвать эти НПЗ нашими конкурентами. У них совокупный объем переработки по итогам 2014 года составил 700 тысяч тонн, по итогам 2015 года планируется, насколько я знаю, около одного миллиона тонн. На Яйском НПЗ после завершения строительства второй очереди запланировано выпускать 3,5 миллиона тонн в год. Мы просто будем на одном рынке.
— Тогда как собираетесь соседствовать и делить рынок с такими гигантами, как Омский и Ачинский НПЗ?
— Основная задача после окончания реализации второй очереди — закрыть потребности в ГСМ рынка Кемеровской области, куда планируется поставлять 60 процентов производимых бензинов. Оставшиеся 40 процентов планируем поставлять в Новосибирскую и Томскую области, Красноярский край. Конечно, это ориентировочные расчеты, ведь есть еще и экспортный рынок. Сейчас мы поставляем 50–56 процентов выпускаемой продукции в Киргизию, Монголию, Узбекистан и отказываться от этих рынков не планируем.
Что касается конкуренции с Омским и Ачинским НПЗ, то я считаю, что мы сможем составить достойную конкуренцию. Главным образом за счет того, что транспортная составляющая в стоимости наших продуктов будет гораздо меньше. Если у них доля транспортных затрат в стоимости бензина — примерно три рубля на литр, то у нас будет около одного рубля. Это очень существенная разница на рынке нефтепродуктов.
— Насколько существенную поддержку в строительстве ЯНПЗ оказывают власти Кемеровской области?
— Во многом проект продвигается без остановки и сбоев благодаря помощи губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. И это не пустые слова, это действительно так. Лишь личная поддержка губернатора привлекла тех солидных инвесторов, с которыми мы сейчас сотрудничаем. Вообще в Кемеровской области работа с инвесторами отлажена очень хорошо. Помимо административной помощи, льгот по налогам, область также предоставляет поручительство перед банками, в нашем случае оно составляло два миллиарда рублей.
Автозаправочный бизнес
— Как обстоят дела с проектом развития автозаправочной сети «Лукойл» в Сибири? Что удалось реализовать, и каких результатов ожидаете от 2015 года?
— Сеть автозаправочных станций «Лукойл» я развиваю по франшизе уже пять лет. Этот бизнес веду без партнеров, это полностью моя структура. Согласно франчайзинговому договору, за пять лет в Сибири должно было появиться порядка 50 автозаправок «Лукойл», но задачу удалось перевыполнить, и их уже порядка 75. Я рассчитываю, что еще через два–три года их количество дойдет до ста.
— Планируете ли выходить в Новосибирскую область, или уже нет?
— Мы развивали сеть «по кругу», начиная от Кемеровской области. Сейчас кольцо вновь замкнулось на Новосибирской области. Поэтому уже в ближайший год намерены зайти и в этот регион.
— Сколько заправок может появиться в Новосибирской области, и какой объем инвестиций планируете вложить в этот проект?
— Рассчитываю, что не менее 25 штук, с объемом инвестиций более одного миллиарда рублей.
— Ранее компания «Кем-Ойл» планировала увеличить свое присутствие на розничном рынке ГСМ. Председатель совета директоров компании Александр Юган говорил о том, что хотел бы расширить сеть АЗС компании до 120, в том числе за счет приобретения и строительства около 50 заправок в Новосибирской и Томской областях, Алтайском и Красноярском краях. Насколько сильную конкуренцию сможет составить реализация этих планов, особенно на рынке Новосибирской области?
— Территория перечисленных вами регионов огромна и насыщена сетью автомобильных дорог, поэтому для стабильного развития бизнеса места хватит всем.
Строительный бизнес
— На каком этапе находится реализация проекта строительства многопрофильного медицинского центра в Новокузнецке?
— Строительство идет полным ходом, примерно через год планируем сдать объект в эксплуатацию. Это будет медицинский центр самого высокого уровня, подобные в Сибири есть, пожалуй, только в Новосибирске. Площадь центра составит 16–18 тысяч квадратных метров. Проект реализуется совместно с голландской фирмой Philips. Оборудование закупаем у этой же фирмы, а также в Германии и Австрии.
— Нет опасений, что не сможете найти специалистов необходимой квалификации?
— С компанией Philips заключен договор, что первые полтора–два года работу специалистов, которые пока что в Новокузнецке в дефиците, будут по контракту выполнять иностранные специалисты мирового уровня. Рядом с медицинским комплексом строим жилье, где будут размещены приглашенные специалисты.
— Какой объем инвестиций будет вложен в проект?
— Около трех миллиардов. Здание уже есть, сейчас планируем вложить около 600 тысяч рублей во внутреннюю отделку и около 1,4 миллиарда — в закупку медицинского оборудования. Я отдаю себе отчет, насколько это серьезный проект, необходимость создания которого обусловлена востребованностью в регионе высокоспециализированной многопрофильной амбулаторно-поликлинической помощи. И мы не намерены делать полуфабрикат, это будет центр, оснащенный самым современным оборудованием и IT-технологиями со специалистами высшей квалификации, доступный всем жителям Кузбасса независимо от социального статуса и уровня дохода, в том числе в рамках системы ОМС. По крайней мере, мы будем стараться идти по этому пути, потому что для нас это важный социальный проект.
— Какие медицинские направления будут представлены в центре?
— Практически все направления. Специалисты Philips провели маркетинговые исследования нашего региона и выявили самые распространенные заболевания, именно на их диагностике и лечении и будет сделан акцент.
— Недавно вы говорили, что напротив отеля ParkInn, который вы недавно сдали в эксплуатацию, планируете возвести некий многофункциональный центр. Расскажите о проекте подробнее.
— Действительно, это будет многофункциональный центр, однако никакого отношения к торгово-развлекательному центру этот проект не имеет. В перспективе в состав МФК войдут спортивный центр, фитнес-центр, 50-метровый бассейн, аквапарк. Центр будет рассчитан на проведение международных соревнований. Планируем подписать договор или с сетью World Gym либо World Class. Кроме этого, одна из стен комплекса будет стеклянной, и за ней планируем разместить музей ретро-автомобилей. Собиранием автомобилей занимаюсь почти 22 года, у меня и моих партнеров скопилась большая коллекция моделей отечественного автопрома и уникальные образцы машин иностранного производства, некоторые из них имеются в России в единичном экземпляре. Хочу, чтобы коллекция радовала не только меня, но и жителей Новокузнецка, и его гостей.
— О каких сроках реализации проекта и объеме инвестиций идет речь?
— На данный момент идет этап проектирования и согласования объекта, а также земельного участка под него с администрацией города. К строительству комплекса планируем приступить к Новому году, а через год сдать первые объекты. Объем инвестиций оцениваем в 2,5 миллиарда рублей.
— Планируете ли совместно с Rezidor Group запускать отели сети ParkInn в других городах Сибири?
— Предложения из других сибирских городов уже есть, мы их рассматриваем. Думаю, в течение года мы примем решение. Развитие сети отелей ParkInn нам интересно, в том числе потому, что в Новокузнецке отель показал результаты лучше, чем мы ожидали, и это неслучайно, потому что назрела потребность в качестве мирового уровня, совдепия всем надоела.
Ресторанный бизнес
— Недавно вы начали заниматься развитием сети McDonald’s в Сибири по франшизе. Договор заключен на двадцать лет. Расскажите — что планируется сделать за этот срок?
— Если говорить о ближайших планах, то до конца года мы планируем открыть еще три ресторана — по одному ресторану в Кемерово, Новокузнецке и Томске. В двух последних городах предусмотрен формат McAvto. Договор франчайзинга действительно заключен на 20 лет, но с дальнейшей пролонгацией, поэтому мы зашли в Сибирский регион надолго, можно сказать, навсегда, и у нас серьезные намерения по развитию здесь бизнеса. Сейчас мы управляем шестью ресторанами в Новосибирске и одним в Новокузнецке. Согласно договору за ближайшие пять лет мы должны были открыть 20 ресторанов, но я вижу возможность перевыполнить этот план и открыть 15 ресторанов уже до конца 2016 года, которые появятся в Алтайском крае, Республике Алтай, Томской, Новосибирской и Кемеровской областях.
Первоочередные города, где появятся рестораны McDonald’s, — с населением 500 тысяч и более, там должно быть минимум три ресторана. В Новосибирске до конца 2016 года должно появиться еще три ресторана. Дальнейшее развитие будет происходить по мере востребованности ресторанов в том или ином городе. Если будем видеть, что трех ресторанов не хватает, то будем строить до пяти в каждом городе с населением более 500 тысяч человек. Также планируем построить в Бийске, на Чуйском тракте, совместно с заправкой «Лукойл». В дальнейшем планируем ставить рестораны и на других заправках «Лукойл», понимание по этому вопросу от компании McDonald’s мы уже получили.
— Сколько планируете вложить в развитие сети McDonald’s до конца 2016 года?
— За 2,5–3 года планируем вложить около трех миллиардов рублей. Уже есть предложения от банков.
— Планируете ли вы выходить в те города, которые пока что не обозначены в договоре франшизы, например, в Красноярск?
— Да, планируем. У нас договоренность с McDonald’s такова, что если мы не срываем планы в течение двух лет, то нам поступит предложение выйти в Красноярск. Я думаю, что и этот проект мы осилим. У меня создана большая и сильная команда менеджеров, с которыми я сотрудничаю не один год, мы готовы и к такому проекту.
— То есть, можно говорить о том, что через два–три года в Красноярском крае может появиться первый ресторан McDonald’s?
— Да, мое личное мнение, что это вполне реалистично. Если мне доверят этот проект, и при этом я почувствую, что у меня достаточно ресурсов для его реализации, то это вполне возможно. Я уверен, что моя команда справится с теми задачами, которые нам поставила компания McDonald’s, и уже через два года мы внесем предложение увеличить нам территориальную франшизу и на Красноярский край.
— Когда McDonald’s только заходил в Новосибирск, ожидания от его появления были очень большие, но сейчас интерес к этой сети, на мой взгляд, поутих, возможно, сказывается высокая конкуренция. У вас какие ожидания от сети?
— Да, рынок общепита, особенно в Новосибирске, насыщенный, но я считаю, что у McDonald’s есть свой потребитель, к тому же, как показывает исследование рынка, аудитория в регионах пока что растет. Я считаю, что рестораны McDonald’s предлагают действительно качественный продукт, я сам этого недопонимал, пока мы с моей командой не прошли стажировку в самой компании. Поэтому, считаю, что McDonald’s займет достойную долю рынка общественного питания в Сибири.
Что касается рентабельности этого бизнеса, то пока мы не построим пятнадцать ресторанов, мы будем работать в убыток, именно поэтому я намерен до лета открыть еще четыре–пять ресторанов. Не потому, что я просто этого хочу или заболел глобализмом, а потому что иначе экономически невыгодно.
— Очень многие бизнесмены, добившиеся успеха в своем регионе, в конце концов уезжают в более крупные города или вообще в Москву. Не планируете ли и вы покинуть регион?
— Нет, у меня таких планов нет. Я глубоко убежден в том, что нужно строить бизнес там, где живешь, этим я и моя команда планируем заниматься. Да, в Сибири риск ведения серьезного бизнеса очень большой, это связано с территориальными, климатическими и другими условиями, но я знаю точно, что если я и мои дети научатся этому здесь, то они смогут заниматься бизнесом хоть где.
Строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода началось в 2007 году. Реализует проект компания «НефтеХимСервис» под руководством Александра Говора и Юрия Кушнерова. Производственная площадка располагается в Яйском районе Кемеровской области, на равном стокилометровом удалении от Кемерово и Томска. В настоящий момент завершен первый этап строительства ЯНПЗ. По итогам 2014–2015 годов, на НПЗ переработано около 3 млн тонн нефти, планы 2016 года — 3,3 млн тонн. По данным компании, из 1 млн тонн дизтоплива полученного в прошлом году на Яйском НПЗ, 40% поступило на рынок Кемеровской области, остальное — на экспорт в страны СНГ, Монголию и КНР. В 2015 году началось строительство второй очереди, а потом — третьей. С их запуском объем производства НПЗ вырастет до 6,5 млн тонн нефти в год при глубине переработки 93%.