Транзит в опасности
Можно сказать, что после подписания соглашения вопрос о безопасности зимнего транзита закрыт?
Конечно же нет. Риски сохраняются, и они прежде всего в двух моментах.
Во-первых, у Украины как не было так и нет денег на закупку российского газа. Этих 500 миллионов долларов, выделенных Нафтогазу Евросоюзом под госгарантии, хватит только на закупку 2 миллиардов кубометров, а на какие деньги закупать дальнейшие объемы? Европа, судя по подписанному протоколу, больше не дает, а нужно как минимум еще полтора миллиарда кубов (сейчас в хранилищах около 15,5 миллиардов кубометров, а для спокойного прохождения зимы нужно, по общим оценкам Еврокомиссии, РФ и украинского министра энергетики Владимира Демчишина, около 19 миллиардов кубов).
Но ведь это примерно 370 миллионов долларов - сравнительно небольшие деньги. ЕС не может и их дать или обеспечить кредит? Ведь в Брюсселе должны понимать, что срыв транзита выйдет дороже.
А тут уже вступает в силу «во-вторых». Даже если деньги откуда-то появятся, этого газа в хранилищах уже не будет. Вопрос о заполнении хранилищ нужно было решать летом, а сейчас стороны попросту летят по срокам. Профинансированные ЕС 2 миллиарда кубов будут закупать уже в октябре, и далеко не факт, что даже он полностью попадет в хранилища. Все будет зависеть от того, когда и на сколько упадет температура. Несмотря на теплую зиму в прошлом году, уже во второй декаде октября начался отбор газа из хранилищ (из-за снижения температуры объема российской трубы уже не хватало для снабжения ЕС и Украины), и до конца месяца из них выкачали 1 миллиард кубов. А что будет дальше, в ноябре? Украинские метеорологи предсказывают умеренно-холодную зиму, Алексей Миллер же обещает холодную.
Так что если будет холодная зима, то весьма возможен форс-мажор как по поставкам внутри Украины, так и по транзиту.
То есть реверса зимой на Украину тоже не будет?
Если в ЕС будет холодно, то реверс может сокращаться, вплоть до полной остановки. При умеренно-холодной можно рассчитывать на определенные объемы. Естественно, он будет дороже чем российский (сейчас он стоит 265-269 долларов, и после 1 октября уж точно не подешевеет), однако Киев не станет от него отказываться по политическим причинам и будет фактически переплачивать примерно 30 долларов по сравнению с ценой, которую предлагает Газпром.
Итоговая цена газа - 232 доллара - ближе к чьей позиции, российской или украинской?
Это объективная цена. Она актуальна для сопредельных с Украиной стран. Киев же хотел цену на хабе (немецком) за вычетом стоимости транзита. Примерно 205 долларов. Возможно, эту цену и удалось бы продавливать, если бы цена реверса была бы сопоставимой, без разницы в 60 долларов. Однако реверс составляет 265 долларов, и с такими ценами Газпрому нет никакого смысла уступать украинским требованиям, и стороны договорились на 232 доллара.
Однако я бы не стал говорить, что цена будет именно 232 доллара. Все как-то упустили заявление Александра Новака о том, что конкретный размер скидки будет зависеть от итоговой калорийности газа - его низшей теплоты сгорания. Базовая калорийность прописана в контракте. Чем выше калорийность, тем больше тепла можно получить при сжигании газа. Обычно корректировка по калорийности в контракте не превышает нескольких долларов, однако, по некоторым данным, из-за высокой калорийности фактическая цена российского газа для Украины во втором квартале была не 247, а 259 долларов за тысячу кубов. Так что возможно итоговая цена газа будет в районе 240 долларов за тысячу кубов. Чтобы знать точно, нужно ждать оглашения контракта, хотя я не исключаю, что приложения к нему общественности не покажут.
Украину будут обходить
Долго будет продолжаться эпопея с заключением контракта на каждый квартал?
Как минимум до осени 2016 года, когда будет оглашен вердикт Стокгольмского арбитража о итоговой цене на газ. Сейчас никто не хочет идти на уступки и изменять текст базового соглашения, поскольку это ударит по его позиции в арбитраже.
Можно ли сказать что соглашение по Северному потоку 2 означает изменение позиции ЕС относительно судьбы украинской ГТС?
Теоретически, конечно, обходные трубопроводы решают и проблему надежности украинского транзита, и проблему хранилищ. Их пропускная мощность позволяет полностью обеспечивать те объемы газа, которые ЕС нужно зимой, поэтому не нужно ничего никуда закачивать летом и ниоткуда изымать в зимний период.
Но говорить об изменении позиции Европы пока рано. Да и коллективной Европы тут нет. Есть европейский бизнес, который хочет поучаствовать в прибыльных проектах. Однако Еврокомиссия пока свое слово не сказала. Возможно она и не станет критиковать проект, но в восторге от него точно не будет. Еврокомиссия поддерживает Украину, а этот проект лишает Киев более миллиарда долларов транзитных доходов.
А насколько он нивелирует транзитное значение Украины?
Он существенно снижает эту роль. А если будет построена первая ветка Турецкого потока (а я абсолютно уверен, что она будет построена), то ситуация для Киева будет вообще плачевная. В прошлом году через Украину транспортировали 59 миллиардов кубов. После запуска всех потому останется лишь транзит в Молдавию - порядка 3 миллиарда кубометров, из которых 1,5 миллиарда кубов идет в Приднестровье (возможно, не будет даже 3 миллиардов, поскольку молдаване планируют получать газ из Румынии). Также Москве, возможно, придется отправлять какой-то газ на Словакию - с Братиславой подписан контракт на транзит около 50 миллиардов кубов по принципу «качай или плати», и действует он аж до 2028 года. А возможно и не придется - в 2013 году Газпрому уже дешевле было поставлять газ в Чехию через Северный поток , чем отправлять газ туда через Словакию и Украину.
А что тогда делать с обширной ГТС? Она же используется не только для транзита, но и для поставок газа населению? За счет чего ее будут содержать?
Станут повышать тарифы на транспортировку, в итоге вырастут тарифы на газ для населения и промышленности. Ранее за счет транзитных поступлений Киев в значительно степени сохранял одни из самых низких тарифов на газ для бытовых потребителей на постсоветском пространстве. Также нужно будет пересматривать схему работы ГТС (сейчас она работает с востока на запад). Возможно, придется даже выводить из эксплуатации отдельные участки трубопроводной системы - по оценкам экс-премьера Украины Николай Азарова, сделанным в 2013 году, при объемах транзита около 30 млрд. кубометров «Укртрансгазу» придется вывести из эксплуатации ряд магистральных трубопроводов. . Ничего хорошего Украину в этом плане не ждет.