2 сентября Правительство США ввело санкции против нескольких российских компаний по подозрению в нарушении американского закона о нераспространении вооружений в отношении Ирана, Сирии и Северной Кореи. Санкции введены на два года. В черный список попали компании «Рособоронэкспорт», новосибирская компания «Катод», самолетостроительная корпорация «МиГ», тульское «Конструкторское бюро приборостроения», корпорация «НПО машиностроения» и все их дочерние предприятия. Кроме российских компаний в списке значатся фирмы из Китая, Ирана, Турции, Северной Кореи, Сирии, Судана и ОАЭ.
Согласно американскому правительственному изданию Federal Register, министерствам и ведомствам США будет запрещено заключать закупочные контракты с компаниями, попавшими в черный список, а также оказывать им любую материальную поддержку. Исключение может быть сделано только с личного согласия госсекретаря США. Этим компаниям также запрещается продавать продукцию военного назначения из правительственного перечня, причем ранее заключенные сделки аннулируются.
Новосибирская компания «Катод» производит ЭОП и приборы ночного видения, специализируясь на ЭОП третьего (последнего) поколения.
ЭОП — электронно-оптический преобразователь — главная функциональная составляющая современных приборов ночного видения (ПНВ), которая и дает возможность видеть в темноте. Сегодня рынок третьего поколения ЭОП делят три компании. Две американские — ITT и L3, и «Катод».
Доля «Катода» на рынке ЭОП 2+ и третьего поколений в 2015 году составляет около 17% (см. график). По итогам 2014 года ОАО «Катод» нарастил выручку до 1,6 млрд рублей, чистая прибыль составила 666,8 млн рублей (+68% к 2013 году).
В интервью «Эксперту-Сибирь» генеральный директор АО «Катод» Владимир Локтионов рассказал, как санкции отразятся на компании и как может измениться рынок ЭОП в ближайшее время.
— Владимир Ильич, уведомили ли вас заранее о введенных против «Катода» санкциях?
— Нет, никакого официального уведомления не было. Я узнал об этом 2 сентября, практически одновременно с первыми публикациями в СМИ. Для меня эта новость стала большой неожиданностью.
— Как отразятся санкции на деятельности компании, в том числе на объеме выпуска продукции и выручке?
— Американские санкции значительным образом не повлияют на экономические показатели компании, так как поставки «Катода» на американский рынок составляют не более одного процента. В основном мы работаем со странами ЕАЭС и БРИКС. Кроме того, возросли поставки на внутренний рынок. Поэтому планы по увеличению объема производства и выручки на 30 процентов, которые я озвучивал ранее, остаются прежними.
— Насколько увеличились поставки на внутренний рынок и за счет чего?
— Сейчас 60 процентов выпускаемой продукции остается внутри страны, большая часть производится для нужд Министерства обороны и связанных с ним структур. Соответственно, 40 процентов экспортируется.
— Чем вы объясняете включение «Катода» в санкционный список?
— Естественно, это связано с обостряющейся политической обстановкой, на мой взгляд, включение нашей компании в «черный» список отражает элемент конкурентной борьбы. Все-таки до появления «Катода» США были монополистами на рынке ЭОП третьего поколения. Я думаю, что введение таких мер относительно нашей компании отражает то, что мы достигли высокого уровня в качестве производимой продукции.
«Заменим за два года»
— Как отразились санкции на закупке комплектующих, возникли ли какие-то проблемы с этим?
— В производстве ЭОП используются импортные комплектующие, но американских и европейских среди них нет. В основном недостающие элементы мы закупаем в Китае. Доля импортных комплектующих в производстве сейчас составляет около 15%, однако в ближайшие два года мы намерены полностью отказаться от зарубежных поставок.
— Производство недостающих комплектующих освоит российский производитель?
— Да, к примеру, производство волоконно-оптических пластин, которые сейчас закупаются в Китае, уже осваивает владикавказская компания «ВТЦ Баспик», думаю, через два–три года они начнут производить эти элементы в промышленных масштабах, и мы полностью сможем отказаться от зарубежных комплектующих.
— В связи с изменившейся политической и экономической действительностью, не возникло ли проблем с экспортом?
— Проблемы есть. Одна из них — мы лишились одного из главных покупателей приборов ночного видения, это канадская фирма Newcon, один из наших дилеров, с которым мы сотрудничаем уже 20 лет. Туда шли достаточно большие поставки, целое направление ПНВ. Эта компания всегда была законопослушной, тем не менее, их заподозрили в незаконных поставках приборов ночного видения другим странам и не выдали лицензию на закупку наших приборов. Хотя это странно, потому что все поставки той или иной компании можно проверить благодаря тому, что мы входим в систему вассенаарских соглашений, согласно которым, если у меня закупает товар двойного назначения иностранная компания, то она должна отчитаться о том, куда она дальше будет продавать эту продукцию, предоставить комплексные отчеты об этом. Поэтому все можно отследить, и мы точно знаем, что Newcon не нарушала закон.
«Этот рынок особенный»
— Расскажите подробнее о рынке ЭОП, кто основные игроки, насколько сильна конкуренция?
— Рынки по второму поколению ЭОП и третьему поколению нужно разделять. Если говорить о первом, то здесь конкуренция насыщенная, так как компаний, выпускающих ЭОП второго поколения, очень много, в том числе и российских, такие производители есть и в Новосибирске. А на рынке ЭОП третьего поколения пока что присутствуют только три компании — американские ITT и L3, и «Катод». По качеству электронно-оптических преобразователей мы находимся на одном уровне с США, но по объему производства они лидируют. К примеру, фирма ITT поставляет ЭОП всем странам НАТО — представляете, какой этот объем? Выйти на этот рынок — крайне затруднительно.
Еще одна крупная компания, которая присутствует на этом рынке, — это Photonis (Франция). По сути, она производит ЭОП поколения 2+, но очень долгие годы выстраивала маркетинговую политику по схеме: второе поколение не хуже третьего и при этом дешевле. Однако практика не подтвердила этого утверждения, и вскоре Photonis все же планирует выпустить ЭОП третьего поколения.
— Насколько сложно «Катоду» было зарекомендовать себя на рынке, ведь российским производителям зачастую выказывается пренебрежительное отношение?
— Когда мы только выходили на мировой рынок ЭОП, конечно, на нас смотрели очень подозрительно. Говорили о том, что в России, кроме нефти, ничего нет и быть не может. Сейчас доверие к нам возрастает, но в целом неверие в научный и производственный потенциал России со стороны других стран продолжается, качеству российской продукции не доверяют. «Катод» работает через дилеров, которые представляют нашу продукцию в других странах, в принципе, это общемировая практика, но в нашем случае в некоторой степени и вынужденная мера. Напрямую работать очень сложно. Несмотря на это, мы потихоньку зарабатываем авторитет, я думаю, что через несколько лет мы «добьем» этот рынок. Основной принцип — никогда не продавать «сырой», недоработанный товар и всегда идти навстречу потребителю, если с нашей стороны была допущена какая-то неточность в работе.
— Какова емкость рынка ЭОП?
— Сейчас сложно дать этому оценку, рынок продолжает стремительно расти. У нас в стране была проблема — подчеркиваю, что она была, сейчас ее уже нет — раньше уровень развития оптических заводов отставал от уровня развития компаний, производящих ЭОП, производители ПНВ не могли обеспечить необходимое качество приборов, которое требовали ЭОП. Сейчас ситуация изменилась, наши оптические приборы не уступают по качеству мировым аналогам, и при этом гораздо дешевле, соответственно потребности в качественных ЭОП на внутреннем рынке стали расти. Поэтому емкость рынка в ближайшие годы может увеличиться вдвое. Это связано еще и с тем, что одним из перспективных направлений применения ЭОП становится медицина. К примеру, их используют в приборах для обнаружения опухолей. США активно развивает это направление, в России пока что оно в зачаточном состоянии еще и в силу того, что и производства медицинской аппаратуры у нас практически нет. Сферы применения ЭОП только множатся.
«Планы остались прежними»
— Ранее вы говорили о том, что до конца года должны закончить строительство нового производственного корпуса, планы не изменились?
— Здесь планы не поменялись. До конца 2015 года все работы по строительству нового корпуса должны быть завершены. Этот проект был предпринят, прежде всего, потому что старое помещение перестало отвечать требованиям по параметрам чистоты. Все иностранцы, приезжающие к нам, удивляются, как нам удается в таких условиях выпускать наукоемкую продукцию. После запуска нового корпуса в 2016 году мы планируем увеличить объем выпуска продукции еще на 30 процентов. Объем инвестиций в проект составил 500 миллионов рублей, при этом мы финансируем строительство за счет собственных средств, а также господдержки, общий объем которой с 2015 по 2021 год составит 33,2 миллиона рублей.
— Какие разработки «Катод» представит в ближайшее время?
— Одна из последних разработок, которая уже введена в производство — ультрафиолетовый пеленгатор, используемый в новейших системах защиты от направленных ракет. Он уже устанавливается на летательные средства и бронемашины, в том числе на вертолет Ка-52 «Аллигатор» и на новейший танк Т-14 «Армата». До конца года, как я уже и говорил, мы представим новый суперприбор ночного видения, пока подробностей разглашать не могу, но основная задача всех приборов ночного видения — увидеть черную кошку в темной комнате без каких-либо дополнительных источников света. Возможно, именно этот проект позволит предприятию занять новое место в конкурентной борьбе и обеспечить российскую армию новым уникальным оборудованием.
— Вы очень часто говорите о том, что «Катод» не кредитуется, как это удается?
— Средства на развитие мы вкладываем за счет получаемой прибыли. При этом мы не покупаем виллы и не ездим в дорогие заграничные путешествия. У меня как у руководителя этого предприятия главная задача — развивать его и создавать что-то такое, что действительно уникально и востребовано на рынке. Когда с деньгами обращаешься рачительно, то не нужно брать никакие кредиты, часто кредитующиеся компании просто тратят деньги неграмотно. Главный рецепт успешного развития наукоемкого предприятия весьма прост: 40 процентов дохода тратить на внутренние НИОКР, не использовать кредитные средства и беречь и ценить своих сотрудников. И еще очень важно ставить высокие цели, зачастую те, которые кажутся недостижимыми, для того чтобы достигнуть максимально высокого результата.
График Рынок ЭОП 2+ и 3 поколений в 2015 году