Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

В начале большого Шелкового пути


Одна из немногих китайских компаний, начинавших свой бизнес в Санкт-Петербурге на заре 1990-х, «Хуа Жэнь» не только смогла за это время укрепиться на местном рынке, но и стала стратегическим инвестором города. Ее проект конгрессно-выставочного центра «Дружба» призван стать «окном» для китайских инвестиций на Северо-Запад России. О своих планах по развитию бизнеса, интересе китайских предпринимателей и туристов к России, а также о том, как его компании дал «путевку в жизнь» Владимир Путин, «Эксперту Северо-Запад» рассказал основатель и президент группы компаний «Хуа Жэнь» Ван Линань.

– Кризис дает о себе знать, за девять месяцев 2015 года оборот китайско-российской торговли снизился почти на 30% в годовом измерении – до 50 млрд долларов. Как вы считаете, насколько этот тренд долгосрочный, повлечет ли он за собой ухудшение ситуации или можно ожидать какой-то рост? Как китайские инвесторы оценивают текущую ситуацию?

– Действительно, за прошедший год курс рубля по отношению к юаню упал, что, конечно, оказало влияние на внешнюю торговлю. Очень многие товары из Китая стали дороже, и их стало просто невыгодно привозить в Россию. Я не думаю, что ситуация еще ухудшится, но и резкого возврата к прежним показателям ожидать не стоит. Вместе с тем из-за девальвации рубля сырье в России стало дешевле, чем в Китае, а следовательно, на него вырастет спрос. Кроме того, средний уровень оплаты труда в России уже стал ниже, чем в Китае, при этом ваша страна имеет много высококачественных рабочих, и, как следствие этого, значительное число китайских компаний заинтересовано заниматься не чистой торговлей с Россией (как это было раньше), а созданием здесь производств в различных сферах.

– Какие же направления вы считаете самыми интересными и перспективными?

– Поскольку сам я в большей степени занимаюсь инвестиционно-строительной сферой, то могу сказать, что есть интерес к производству стройматериалов, например, теплоизоляции.

А мои знакомые китайские бизнесмены сейчас активно интересуются различными направлениями – от переработки древесины и производства мебели до высоких технологий и финансовых рынков. Буквально каждый день в нашем ресторане «Нихао» я встречаю новые лица китайских бизнесменов, которые приехали налаживать контакты, и, как я ранее отметил, именно в производственных секторах. А многие компании уже находятся в процессе создания предприятий. Ну и, конечно, китайских предпринимателей интересует сельское хозяйство.

 – А какого уровня эти компании по объему своего инвестиционного потенциала?

 –Китайские частные компании очень разные, поскольку готовы вкладывать от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. Но важно, что у них на руках уже есть средства, чтобы заниматься серьезными проектами. Особо отмечу, что за последние годы китайский бизнес изменяет формы своего присутствия в России. Раньше это был практически только импорт, причем львиную долю занимала торговля через дальневосточные регионы. Сейчас же все больше компаний начинают серьезно изучать российский рынок, и я считаю, что через пять лет в России будет очень много частных компаний. А это очень важно, потому что до недавнего времени здесь в основном работали компании государственные, действовавшие в рамках межправительственных соглашений наших стран. Это хорошо, но недостаточно. Нормально, когда возникают отношения между частными компаниями, это и есть рынок. Полагаю, очень хорошо, что частные компании развиваются, при этом растет как их количество, так и качество. И они не зависят от объема бизнеса: появляются и большие, и маленькие. Причем российские частные компании очень активно пытаются найти партнеров в Китае, и это основной факт, который меня радует.

 – В стратегии своей группы «Хуа Жэнь» рассматриваете ли какие-то новые направления?

 – Поскольку мы исторически занимаемся инвестиционно-строительной деятельностью, то это направление и остается для нас наиболее интересным в Санкт-Петербурге. Что же касается Ленинградской области, то это агропромышленная сфера – она нам тоже очень интересна. Кроме того, мы видим перспективы в финансовой сфере и стремимся активно помогать китайским компаниям, которые хотят войти на этот рынок. Только за последний месяц у меня побывало несколько делегаций финансовых компаний из Китая, они начинают изучать местное законодательство, проводят маркетинговые исследования, для того чтобы войти на финансовый рынок региона.

Должен сказать, что пока компании еще очень мало знают о России и Санкт-Петербурге. Им гораздо больше известно о Европе и Америке, и они там ведут бизнес. Но я верю, что ситуация скоро изменится,– большое количество компаний уже начали знакомиться с Россией. Как я уже говорил, у нас сейчас у юаня относительно высокий курс, труд дорожает, импортное сырье привозить все дороже. Ваша же страна становится инвестиционно-привлекательной, потому что в ней складываются благоприятные экономические условия для переноса производства из Китая. И я уверен, что так и будет.

 – Сейчас активно обсуждается роль транснационального проекта «Шелковый путь» в выстраивании эффективных взаимоотношений в рамках Евразийского союза, как вы оцениваете роль этого проекта? Может ли Санкт-Петербург стать своеобразным хабом, через который часть Шелкового пути протянулась бы к североевропейским странам – Финляндии, Швеции и другим?

 – Шелковый путь – это не просто коридор для торговли. Наше правительство рассматривает его именно как артерию, вдоль которой и будет развиваться производственный потенциал страны, поскольку наше производство уже превышает внутренний рынок. При этом, конечно, по Шелковому пути будут осуществляться связи с европейскими странами. И в этом смысле проект конгрессно-выставочного центра «Дружба», который компания «ХуаБао» построит в Красносельском районе, как раз и призван стать частью глобальной деловой инфраструктуры, связывающей Китай, Россию и Европу. Напомню, что международная инвестиционная компания(МИК) «ХуаБао» зарегистрирована в Санкт-Петербурге в 2013 году. Учредителями выступают наша российская компания «Инвестиционная компания «Хуа Жэнь инвест» и китайская Shandong Dongbao Group.

В начале большого Шелкового пути
Флагманский проект МИК «Хуа Бао»– конгрессно-выставочный центр «Дружба», который появится на улице Маршала Казакова, в июне был включен в список 47 ключевых проектов международного инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем, а в сентябре 2015 года получил статус стратегического проекта Санкт-Петербурга Фото: Компания «Хуа Жэнь»

–Расскажите немного подробнее об этом проекте, на какой стадии он находится сейчас и когда планируется его завершение?

– Инвестиции в данный проект оцениваются в 35 млрд рублей, и недавно ему присвоен статус стратегического проекта Санкт-Петербурга, соответствующее постановление правительства подписано в сентябре этого года. В соответствии с новым статусом, проект получит ряд льгот и земельный участок под строительство без проведения торгов на улице Маршала Казакова, участок 1. Строительство центра планируется осуществить восьмью пусковыми очередями с окончанием в 2024 году. Мы рассчитываем, что КВЦ «Дружба» может стать официальной площадкой для проведения мероприятий в рамках деятельности структур Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Проектом предусмотрено создание парковой зоны с объектами ландшафтного дизайна, а доминантой комплекса станут две башни высотой 25 этажей, где разместятся бизнес-центры и гостиница. В выставочных павильонах общей площадью около 500 тыс. кв. м – экспозиция продукции из разных китайских провинций. Кроме того, на площадке появится гостиница и спорткомплекс с бассейном. В данный момент Комитетом по инвестициям СПб происходит оформление необходимой инвестиционно-правовой документации.

 – А есть ли сейчас возможности у российского бизнеса в Китае, что мы можем предложить?

–Конечно. В последнее время очень многие хотят закупать продукты питания, в частности, молочную продукцию хотят везти именно из России в Китай. И я не знаю почему, но огромным спросом пользуется российский мед, я даже сам этому немного удивляюсь. При этом очень высок процент компаний, которые хотят заниматься созданием на основе российских технологических разработок предприятий в Китае.

– В вашу группу «Хуа Жэнь» входит и гостиничный комплекс, и сеть ресторанов, которые популярны среди китайских туристов. Как вы оцениваете перспективы роста китайского туризма в нашем регионе?

– По поводу туризма я хочу сказать, что все только начинается. В последние годы взаимные туристические потоки исчисляются миллионами человек. При этом очень многие едут мимо России – в Европу. И здесь я вижу огромный потенциал – просто пока еще очень много китайцев не очень хорошо знают европейскую часть России и Санкт-Петербург в частности. Но с каждым годом их число растет. И еще хочу вам сказать: Россия для китайцев – это особенная страна, потому что во времена СССР и мои родители, и родители моих коллег учили русский язык, русские песни, смотрели кино и читали литературу. Все это они знают с детства. Сейчас многие из них находятся на пенсии и охотно путешествуют по России, я считаю, что их число еще будет расти.

Кроме того, большой плюс в том, что наше правительство сейчас очень поддерживает развитие туристических связей именно с Россией. Например, в этом году оно компенсировало туристическим компаниям основной процент расходов на оплату авиаперелетов в Россию.

– То, что интерес к России есть у старшего поколения, естественно, но как сформировать его у молодежи?

– Я вас понимаю, но считаю, что интерес формируется сам по себе. Когда отношения между двумя странами развиваются, то и молодые люди хотят больше узнать друг о друге, больше учиться, потому что это их будущее. Посмотрите – студентов из Китая в Санкт-Петербурге с каждым годом все больше и больше. Если раньше многие наши родители хотели отправить своих детей учиться в Америку или Европу, то сейчас отправляют сюда. Кстати, и в России стало очень модно отправлять детей учить китайский язык. Например, мне самому очень часто задают вопрос: где петербургские дети могут выучить китайский язык? У людей есть личный интерес к изучению наших культур, но и государственные программы поддержки этого тренда со стороны и России, и Китая будут нелишними.

– Кстати, расскажите, когда вы приехали в Россию, а главное – почему?

– Все просто: мои дедушка и бабушка, будучи студентами, учились в Ленинграде на будущих государственных служащих. В то время, после войны, наша партия и правительство посылали очень много групп специалистов, которые проходили обучение в СССР.

И когда уже мои родители стали думать, куда отправить меня учиться, то дедушка и бабушка сказали, что очень рекомендуют Санкт-Петербург. В итоге в 1992 году я приехал сюда и поступил в Ленинградский сельскохозяйственный институт в Пушкине, который затем переименовали в Аграрный университет.

– А как оказались в бизнесе?

– С друзьями-студентами, с которыми мы приехали сюда, мы и создали свою компанию. Это произошло в 1993 году, кстати, свидетельство о регистрации подписал Владимир Путин, возглавлявший тогда Комитет по внешним связям СПб. В первое время, как и большинство фирм, мы занимались торговлей, но не на рынке, а поставляли товары из Китая в Пассаж и Гостиный Двор. А в 1998 году случился первый серьезный кризис. Но тогда курс рубля упал не на 50%, как сейчас в 2015-м, а рухнул в пять раз. Наша цель была очень проста – максимально сохранить деньги. В результате мы купили первое здание, затем второе, и с этого момента от торговли мы перешли к сфере недвижимости и строительства.

– Китай остается коммунистическим государством и управляется коммунистической партией, при этом за последние 30 лет значительная часть населения вовлечена в бизнес, цели и принципы которого в общем-то характерны для капитализма. Как у современного китайского предпринимателя и обывателя в голове уживаются эти идеологии?

– После Китайской культурной революции у нас был руководитель – Дэн Сяопин. И у него есть известное высказывание: «Неважно, какого цвета кошка, черная или белая, – лишь бы она ловила мышей». Сейчас мы не обсуждаем капитализм и коммунизм, а говорим о том, что страна развивается и народ становится богаче. Мы нашли свой китайский путь, и, считаю, что у нас хорошо получилось.

Санкт-Петербург