Согласно данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот морских портов России за январь – сентябрь 2015 года увеличился на 3,0% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 495,8 млн. тонн. При этом, пусть небольшом, росте очевиден продолжающийся дисбаланс между объемами экспорта и импорта. Так, экспортных грузов перегружено 396,8 млн. тонн (прирост в 5,2% к 2014 году), а импортных грузов лишь 25,1 млн тонн (падение на 23,5%), т.е. даже ниже объема транзитных – 35,9 млн тонн (-1,3%) и каботажных – 38,0 млн тонн (+8,5%) грузов.
На этом фоне в портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 171,4 млн тонн (+1,4%). Однако увеличением объема смогли похвастаться лишь порт Усть-Луга – до 64,9 млн. тонн (+15,6%) и Приморск – до 43,8 млн. тонн (+5,2%). Грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга упал на 16% до 38,9 млн тонн, Высоцка на 2,8% до 13,2 млн и Калининграда на 6,9% до 9,6 млн. О том, как Усть-Луге удалось на фоне кризиса нарастить свои обороты, об общей ситуации в сфере импортно-экспортных портовых перевозок, о своих предложениях по улучшению инвестклимата в Ленинградской области рассказал «Эксперту С-З» председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит.
– Как изменилась динамика грузооборота, и какие возможности открываются у транспортно-логистического узла Ленинградской области и Санкт-Петербурга?
– Портовые комплексы и портовая инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области сегодня являются даже не окном, а большой дверью на международные торговые площадки, как для российских, так и для транзитных товаров. И на территории евразийского пространства в рамках существующих международных транспортных коридоров уже развивается несколько проектов, в том числе автомобильная дорога из Китая в Казахстан и далее на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Эта дорога и модернизированная железнодорожная инфраструктура позволят развивать новые проекты, по транспортировке грузов из Китая, прежде всего на европейский рынок. И здесь, конечно, роль портов Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Высоцка будет очень высока.
Если же говорить в целом о сегодняшней ситуации на рынке перевозок экспортно-импортных грузов через порты Северо-Запада, то отмечу, что с учетом санкционного давления изменилась не столько логистика, сколько номенклатура грузов. Традиционный импорт, который шел в Россию через порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сильно упал из-за санкций. Больше всего это отразилось на контейнерных перевозках. Летом 2015 года объем перевозок сократился на 40%, а к концу года, думаю, до 50%.
Снизились объемы перевозок других паромных грузов, в частности автомобилей. Приведу в пример показатели двух терминалов по обработке новых импортных автомобилей в Усть-Луге. В лучшие годы объемы перевалки там достигали 200 тыс. авто, а этот год закончим с результатом 2325 тыс. Произошло почти десятикратное уменьшение! Хотя автомобили не санкционный товар. Но люди стали экономить, и если раньше многие меняли машину раз в два-три года, то теперь намного реже. В итоге спрос на импортные автомобили сильно упал, что тоже изменило картину рынка.
– Вырос ли при этом экспорт?
– Да, объем грузов на экспортном направлении вырос, и прежде всего это касается сырьевых грузов. Это связано с двумя факторами. Во-первых, девальвация рубля дала возможность российским экспортерам выйти с дополнительными объемами на международные рынки. А, во-вторых, с учетом внешнеполитических реалий происходит планомерный целенаправленный перевод российских грузов из портов соседних государств в российские. На мой взгляд, этот тренд будет продолжаться, и большинство массовых грузов будет переводиться в основные российские порты. На сегодня значительный объем экс-прибалтийских и финских грузов уже взял на себя порт Усть-Луга. Например, в прошлом, «предкризисном», году общий рост основного грузооборота Усть-Луги вырос на 24%. В этом году прирост составляет 16-17%.
– Помимо руководства бизнесом вы возглавляете региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей. Какими еще, на ваш взгляд, точками роста сегодня располагает Ленинградская область?
– Рассматривая возможности развития новых проектов, я бы говорил о единой агломерации Ленинградской области и Санкт-Петербурга, потому что инфраструктурно это очень связанные субъекты. И во многих промышленных и социальных проектах тоже наблюдается развитие интеграционных связей, что дает возможности для выхода на качественно новый уровень – это и медико-фармацевтический кластер, и оборонно-промышленный комплекс. Новые перспективы открываются перед направлением, связанным с нефтехимическим производством – с учетом дополнительных объемов газа, которые «Газпром» направляет в Европу сейчас и планирует в ближайшем будущем через реализацию проекта «Северный поток-2». Компания «Еврохим» уже строит завод по производству карбамида в Кингисеппском районе. «Газпром» планирует строительство крупного завода по сжижению природного газа в Усть-Луге. В Высоцке компания «Криогаз» собирается построить завод и терминал СПГ.
Широко обсуждаемая сейчас тема – это импортозамещение, прежде всего в области производства и переработки сельхозпродукции. Свободные территории в районе порта Усть-Луга позволяют рассматривать возможность реализации проектов в области сельхозпроизводства. На днях состоялась моя встреча с главой «Росагролизинга» Валерием Назаровым, где мы обсудили возможности создания агропромышленного кластера рядом с портом Усть-Луга.
В частности, в основе этого кластера лежит идея создания животноводческого комплекса и предприятия по переработке мяса, что поможет обеспечить регионы Северо-Запада собственной продукцией. Кроме того, «Росагролизинг» уже использует порт Усть-Луга для доставки в Россию высокопродуктивных племенных животных для дальнейшей передачи в хозяйства страны. И в развитие этой темы Валерий Назаров выступил с предложением организовать на наших площадях селекционно-генетический центр для отечественного животноводства. Сейчас изучаем этот вопрос.
Думаю, эти направления, как наиболее динамичные, и будут определять внутреннюю экономическую картинку в ближайшие два-три года.
– А ощущается ли реальная господдержка? Не секрет, что многие жалуются, что деньги, которые выделены по антикризисной программе, не всегда доходят до реального сектора, до конкретных производств. Как вам видится путь решения этих проблем?
– Есть кризис, или нет кризиса, проблемы есть всегда. Как говорил Дональд Трамп, «если у вас нет проблем – значит, у вас нет бизнеса». Всегда возникают сложности в доступности ресурсов. Но начинать, думаю, надо с проекта – прежде всего, должен быть очень хороший проект, который есть смысл финансировать. Не хотел бы вдаваться в детализацию конкретных проектов. На мой взгляд, следует отдавать предпочтение системным проектам, которые могли бы послужить дополнительным фактором привлечения инвестиций.
Хотел бы обратить внимание и на необходимость господдержки уже существующих предприятий Ленинградской области. Пока я вижу некий перекос: есть льготы для новых предприятий, а что делать со старыми? Они давно существуют, но им тоже нужно перевооружение, они должны выходить на новый уровень производства, повышать свою эффективность. Я считаю, что им-то и нужно помогать в первую очередь, поскольку там уже создано производство, и люди уже работают. Необходимы программы, связанные с поддержкой действующих промышленных предприятий, по их перевооружению, переходу на новые технологии, ориентированные на создание нового конкурентоспособного продукта.
Ленинградская область была в пионерах по созданию привлекательных условий для инвесторов. Поэтому нам надо держать планку и стараться адекватно реагировать на все экономические вызовы, чтобы инвестор захотел к нам прийти и смог эффективно здесь работать.
Ленинградская область
График Грузооборот российских морских портов Балтийского бассейна за 9 месяцев 2014-2015 годов, млн тонн