1)Почему недавно обнародованный состав нового Экспертного Совета «Золотой Маски» так всколыхнул театральное сообщество?
- «Золотая маска» - достаточно авторитетная премия, заработавшая этот авторитет объективным отражением процессов в театре. Но у чиновников свои представления об объективности, и они хотят сегодня влиять не только на финансирование театров, но и на распределение наград внутри профессионального сообщества. Впервые за многие годы дирекция «Золотой маски» была отстранена от формирования экспертного совета, а дело поручили рабочей группе СТД, которая была создана летом этом года под давлением Министерства культуры. Предложения рабочей группы по изменению устава «Золотой маски» еще не утверждены – это должно произойти только в декабре, но кому-то понадобилось, чтобы следующая «Золотая маска» проходила по новым правилам, и поэтому юридическими формальностями пренебрегли. Из 13 членов экспертного совета восемь были единолично выбраны председателем комиссии по критике (критик Марина Тимашева – РР) – почему-то именно ей были даны такие широкие полномочия, а с членами комиссии по критике она свои предложения не согласовала. К сожалению, слишком многим расклад сил в этом совете показался тенденциозным - в прошлые годы все-таки старались следить за тем, чтобы среди экспертов были представлены разные точки зрения. Кроме того, если раньше в экспертный совет от Минкульта входил один чиновник, то сейчас туда вошли три человека, и этот выбор еще больше возмутил абсолютное большинство коллег. Некоторых из них вообще нельзя назвать критиками. Например, Капитолину Кокшеневу (ее фигура в составе совета вызвала наибольшее число вопросов в театральной среде – РР) мы нечасто видим в театрах, соответственно, она не слишком объективно представляет себе театральный процесс. Это вызвало сначала скандал среди режиссеров, двое из них отказались от участия (Константин Богомолов и Кирилл Серебренников – РР). Затем два критика вышли из состава Экспертного совета.
2) А после критики объединились и написали коллективное письмо Калягину, автором которого Вы и являетесь.
- Мне показалось, что если сейчас срочно не вмешаться в эту ситуацию, то мы получим кучу скандалов в течение года и «Золотая Маска», которая создавалась годами, начнет рушиться, как карточный домик. Но я не ожидал, что мое письмо станет коллективным. Сегодня под ним 115 подписей коллег (критики продолжали подписывать письмо и после его опубликования – РР) . Причем всколыхнулась вся Россия - Екатеринбург, Хабаровск, Улан-Удэ... На моей памяти таких демаршей еще не было.
3) Почему все так сплотились именно из-за «Золотой Маски»?
Потому что «Маска»- это важный институт в российском театре. Это возможность не просто раздать премии, а определить приоритеты, понять, кто есть кто в театре. Поэтому, на мой взгляд, должен был в эту ситуацию вмешаться Калягин и остановить скандал, распустив совет. Министерство культуры, наверное, осталось довольно тем, что произошло, а огромное театральное сообщество – нет. А Калягин как председатель СТД должен все-таки выражать мнение не Минкульта, а театрального сообщества.
5) Поговорим об Ассоциации театральных критиков. Почему она появляется именно сейчас?
- Идея Ассоциации возникла раньше: полтора года назад после вручения «Золотой Маски» критик Алена Солнцева говорила об этом с коллегами. Все кивали головой, но никто ничего не делал. Сейчас это произошло стихийно: люди и так объединились вокруг письма, и надо было просто сделать полшажка, чтобы возникла Ассоциация.
6) Зачем эта Ассоциация нужна?
- Сегодня тот же Минкульт или даже суды опираются на мнения экспертов, которые по сути экспертами не являются. Непрофессиональная экспертиза общественным мнением часто воспринимается как профессиональная. Наша цель - отстаивать ценность экспертного мнения. Люди, разбирающиеся в театре, видевшие много спектаклей и поэтому имеющие возможность сравнивать, должны сказать: вот это и это важно, а это неважно. И если будут еще скандалы с попытками уволить худрука, который не понравился губернатору или возбудить уголовное дело по поводу оскорбления чьих-то чувств, то тут Ассоциация сможет вмешаться и сказать, что профессиональное сообщество театральных критиков России придерживается другой точки зрения.
7) На Ваш взгляд, происходящее сегодня с «Золотой Маской» - звено в цепи определенных событий?
- Конечно, такие вещи происходят и в кинематографе, и в литературе, и все это связано с охранительным трендом в обществе, которое активно поощряется властью. Важно все время напоминать: Министерство не имеет права диктовать режиссерам, какие фильмы и спектакли они должны снимать, ссылаясь на мифических налогоплательщиков. Все налогоплательщики разные и среди них есть те, кто придерживается противоположных Минкульту взглядов. Права этих налогоплательщиков сегодня нарушены.
Тайм-лайн
22 мая 2015 года
Замминистра культуры Владимир Аристархов обвинил Национальную театральную премию «Золотая Маска» в безнравственности и пропаганде спектаклей, содержащих элементы русофобии
15 июля 2015 года
СТД опубликовал список членов «Рабочей группы» по улучшению «Золотой маски», сформированный при участии Минкульта.
12 октября 2015 года Секретариат СТД РФ утвердил составы Экспертных советов премии «Золотая Маска» сезона 2015 - 2016 года.
14 октября 2015 года о своем отказе в участии в премии на своей странице в фейсбуке сообщил Кирилл Серебренников. О том, что ему не по пути с новыми членами экспертного совета, написал и Константин Богомолов.
19 октября было опубликовано открытое письмо Александру Калягину с подписями 93 театральных критиков с просьбой распустить экспертный совет
16 октября Александр Калягин ответил отказом на это предложение и призвал к компромиссу
22 октября театральные критики заявили о создании Ассоциации.