Кажется, стереотип «Кузбасс — это уголь и металл» уходит в прошлое. На территории Кемеровской области реализуются многомиллионные проекты практически во всех отраслях экономики. Особенно больших успехов регион достиг в обогащении угля, нефтепереработке и туризме. В последние пять лет Кузбасс неизменно входит в число лидеров Сибирского федерального округа по привлечению инвестиций. По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации Кемеровская область заняла первое место по СФО.
О сложившейся в Кузбассе практике работы с инвесторами, наиболее значимых для региона проектах и ожиданиях на следующий год в интервью журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал 37-летний заместитель губернатора Кемеровской области по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов — в момент назначения в 2008 году самый молодой из заместителей российских губернаторов по экономике.
Собрать воедино
— Дмитрий Викторович, Кемеровская область оказалась лидером первого Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, составленного Агентством стратегических инициатив, среди сибирских регионов. Расскажите о практике выстраивания отношений власти и бизнеса.
— Кемеровская область заняла в Национальном рейтинге 21-е место, и мы гордимся этим результатом. Благодаря оценке предпринимателей мы оказались в группе регионов с комфортными условиями для бизнеса. За полтора года мы снизили срок выдачи разрешения на строительство со 180 до 107 дней; приняли закон, который отменяет необходимость получения разрешений на строительство линий электропередач, тепловых сетей, водопровода и других «линейных объектов»; снизили срок подключения к электросетям со 180 до 114 дней. Мы практикуем системную работу с инвестором. Это, в том числе, предоставление предпринимателям государственной поддержки и налоговых льгот. Законодательство Кемеровской области гарантирует инвесторам: снижение налога на прибыль с 18% до 13,5%; освобождение от налога на имущество организаций; снижение до 5% ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения; «налоговые каникулы» — установление налоговой ставки в размере 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах.
В регионе создано Агентство по привлечению и защите инвестиций, которое работает по принципу «одного окна»: оказывает консультации, юридическую помощь, помогает получать разрешения и согласования — сопровождает инвестора на всем пути реализации проекта. На сопровождении агентства сейчас находятся три десятка проектов на общую сумму более 50 миллиардов рублей.
Мы сформировали базу данных по 400 инвестиционным площадкам региона. Эта информация находится в открытом доступе на Инвестиционном портале Кемеровской области. Здесь же инвесторы могут воспользоваться Инвестиционным паспортом Кемеровской области и геоинформационной системой территориального планирования. Такой системы нет больше нигде в стране. Любой инвестор может, не выходя из кабинета, изучить любой город или район Кемеровской области, перспективы развития, виды разрешенного использования земельных участков и выбрать место для своего предприятия. Этот ресурс оказался чрезвычайно востребован бизнесом.
Для развития инвестиционной инфраструктуры в Кемеровской области созданы зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ): четыре промышленно-производственного (в Юрге, Прокопьевске, Новокузнецке, Ленинск-Кузнецком) и одна туристско-рекреационного типа (в Таштагольском районе). Инвестор получает участок, полностью обеспеченный инженерной инфраструктурой. Также инициаторам проектов предоставляется государственная поддержка в форме налоговых льгот, субсидий, изменения сроков по уплате налогов и других преференций, оказывается организационная, информационная и консультационная помощь. На территории ЗЭБ сегодня реализуются крупные инвестиционные проекты общей стоимостью более 7,5 миллиардов рублей.
Напомню, что в 2014 году по объемам инвестиций в основной капитал Кемеровская область занимала 14-е место в России и в течение пяти лет — третье место в Сибирском федеральном округе. Это 239,7 миллиардов рублей (33,6% к ВРП!), что на 6,4 процента больше, чем годом ранее.
— Удалось ли диверсифицировать экономику региона?
— Безусловно. Наряду с традиционными угольной и металлургической отраслями мы развиваем совершенно новые для Кузбасса направления. В 2010 году впервые в России запустили метаноугольный промысел. Пробурено 33 скважины, добыто почти 50 миллионов кубометров газа. Пока, конечно, проект находится на опытно-промышленной стадии, но на газе уже работают четыре модульные электростанции.
С 2006 года берет начало нефтепромышленная отрасль в Кузбассе, ставшая одной из крупнейших в регионе. Сегодня в Кемеровской области работают три крупных нефтеперерабатывающих завода: Яйский НПЗ, Анжерский НПЗ и НПЗ «Северный Кузбасс». Их плановая мощность — 9,5 миллиона тонн продуктов нефтепереработки в год. Существующие в Кузбассе мощности по производству дизельного топлива «закрывают» 62 процента потребностей региона.
Санкции не приговор
— Насколько актуальна для Кемеровской области проблема импортозамещения? В каких отраслях потенциал импортозамещения наиболее высок? Какие наиболее значимые проекты можете назвать?
— Импортозамещению мы уделяем большое внимание в инвестиционной стратегии региона. В первую очередь эта проблема актуальна для горного машиностроения. Так, в Анжеро-Судженске компания «Анжеромаш» реализует проект по организации производства редукторов и предохранительных муфт для ленточных конвейеров. «Юргинский машиностроительный завод» работает над проектом создания тоннелепроходческих комплексов и организации производства мобильной буровой установки для нефтегазовой промышленности. Действуют предприятия по выпуску горно-шахтного оборудования
«Сиб-Дамель» и «Сиб-Т» в Ленинске-Кузнецком, «Объединенные машиностроительные технологии» в Киселевске. Налажен выпуск новой продукции и на других машиностроительных предприятиях области, например, производство дорожной техники на «КОРМЗе» в Кемерове, котельного оборудования в «Кузбасской энергосетевой компании», опор уличного освещения на «Сибирском заводе горячего цинкования» в Новокузнецке, светодиодных светильников на «Электропроме» в Прокопьевске. В рамках развития российско-белорусских отношений организована сборка БелАЗов, трамваев, лифтов в Кемерове и Прокопьевске. И этот список можно продолжать.
Немало инвестиционных проектов по импортозамещению в химическом производстве. Новокузнецкая «Органика» ведет проект по организации производств готовых лекарственных средств и промышленного выпуска новых лекарственных препаратов. «Анжеро-Судженский химико-фармацевтический завод» организует производство порошков и суппозиториев. Кемеровская компания «Токем» работает над созданием и восстановлением отечественного производства ионообменных смол для корабельных ядерных энергетических установок. Ионообменные смолы широко используются в теплоэнергетике, атомной промышленности, металлургии, пищевой промышленности, при очистке возвратных и сточных вод. Продукция уникальна, позволяет превращать соленую морскую воду в пресную. Для моряков-подводников эта продукция вообще жизненно необходима. Спрос огромный не только в России, но и за рубежом.
В Юрге корпорация ТехноНИКОЛЬ построила мощности по производству кровельных рулонных материалов, минераловатных плит и экструзионного пенополистирола. Планируется строительство распределительного центра — единого логистического центра компании в Сибири. Продукция компании поставляется на рынок Сибири и Дальнего Востока, а также экспортируется за рубеж: Монголию, Казахстан и даже Китай.
Стратегически важным для Кузбасса является развитие импортозамещения в агропромышленном комплексе. Реализуется два крупных проекта в Промышленном районе: «Темп» строит вторую очередь высокотехнологичного молочно-товарного комплекса на 1 800 голов коров, что позволит в полтора раза увеличить производство молока (с 4,8 до 7 тысяч тонн), а «Ваганово» работает над созданием племенного репродуктора по разведению овец романовской породы на две тысячи голов.
Иностранцы проявляют интерес
— Сказалась ли внешнеполитическая напряженность на приток иностранных инвестиций?
— Интерес иностранных компаний к Кузбассу сохраняется. В первую очередь, это инвестиции в рынок горно-шахтного оборудования. И наша задача — создать условия для локализации иностранных производств на нашей территории.
Сегодня в Кемеровской области действует сервисный центр КОМАТСУ в Полысаево. Совсем недавно в Прокопьевске открылся сервисный центр компании Joy Global, ведется строительство сервисного центра компании Liebherr в Белово. В Киселевске компания «Айкхофф Сибирь» реализует проект по созданию производственного корпуса по восстановлению узлов и комбайнов — ремонт горно-шахтного оборудования.
Привлекает иностранный бизнес и рынок промышленных потребительских товаров Кузбасса. Кемеровский молочный завод — один из 18 предприятий группы компаний «Данон» в России — в этом году стал площадкой для создания цеха детского молочного питания производительностью до 40 тонн в сутки. Рынок сбыта — Сибирь и Дальний Восток.
В Кемеровском районе турецкая компания «Роял Групп» ведет строительство завода по производству сыров. Плановая мощность завода — до 1 000 кг в сутки или более 300 тонн в год.
И, что важно, для производства детского питания (творожки, йогурты, молочные коктейли, питьевое молоко) и сыров используется молоко от местных сельхозпроизводителей.
Перспективная углехимия
— Известно, что в Кемеровской области активно развивается углехимическая промышленность. Расскажите об этом направлении, а также о проектах, которые реализуются в углехимии.
— Развитием в Кемеровской области углехимии и обеспечением безопасности угольной отрасли с 2007 года занимается Кузбасский технопарк и его резиденты. Активное развитие в Кузбассе получил кластерный подход к организации промышленных и перерабатывающих производств. Кузбасский инновационный территориальный кластер «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» вошел в федеральный перечень 25 пилотных инновационных кластеров, утвержденный распоряжением Правительства РФ. Кластер направлен на создание принципиально нового вида экономической деятельности на стыке органической химии, химического материаловедения, коксохимии, в котором каменный и бурый угли являются исходной стадией в цепочке по формированию добавленной стоимости. В результате глубокой переработки угля и техногенных отходов планируется получать более 100 различных продуктов углехимии, среди которых: кокс, полукокс и коксовый газ; химические продукты (бензолы, фенолы, крезолы); углеродные материалы (сорбенты, волокна, пеки, нанотрубки); бензин, строительные и углеродные материалы.
Совсем недавно мы провели аналитическое исследование рынка углехимии. Нам нужно было понять, какие «продаваемые» химические продукты в принципе можно производить из угля промышленным способом; насколько это вообще рентабельно в контексте мировых рынков; каковы рыночные перспективы этих продуктов в мире и России — можно ли ожидать роста потребления в долгосрочной перспективе, или это «устаревающий» продукт; какова доля импорта в российском потреблении; насколько рентабельно перевозить эти продукты на большие расстояния; как может сложиться конкуренция с аналогичными продуктами нефтегазохимии… Анализ показал, что современные технологии позволяют перерабатывать уголь в химические продукты с хорошими показателями рентабельности, то есть российская углехимия может конкурировать с нефтегазохимией. Это первое. Второе: себестоимость производства химических продуктов из угля сопоставима с затратами на переработку нефти и природного газа, однако капитальные затраты на строительство углехимических комбинатов по-прежнему вдвое выше стоимости пиролизных мощностей в нефтегазохимии. В этом отношении рынок скептически смотрит на потенциал развития углехимии в странах с большими и «дешевыми» запасами нефти и газа. И все же справедливости ради стоит сказать, что ни в одной из стран, которых мы сегодня считаем «флагманами» глубокой переработки угля, углехимии просто не существовало бы без инициативы государства. Это примеры Китая, США и Германии.
Сегодня мы формируем Кузбасский кластер по переработке угля и техногенных отходов, который вошел в пилотную федеральную программу. В этом кластере участвуют крупнейшие угольные холдинги (СДС, СУЭК), крупнейшие предприятия химического комплекса («Кокс», «Азот»), резиденты Кузбасского технопарка, профильные вузы и компании по переработке техногенных отходов. К примеру, «СУЭК» совместно с компанией Omega Minerals Group на основе технологии по получению сорбентов из угольной золы создали первое в России предприятие полного цикла по переработке отходов тепловых электростанций.
И сегодня на базе кузбасского филиала «Сибирской генерирующей компании» в городе Белово организовано производство высококачественных мелкодисперсных полых микросфер. Потребители продукции — производители теплоизоляционных, композитных, строительных материалов. 30% продукции идет на экспорт, 70% — на внутренний российский рынок. Проектная мощность предприятия — 10 тысяч тонн продукции в год с возможным увеличением до 18 тысяч тонн в год.
Над проектом по обработке и утилизации отходов угледобывающих предприятий и отходов коксохимического производства сейчас работает компания «Химкрекинг». Готовым продуктом переработки отходов является каменноугольная смола и каменноугольные брикеты. Ожидается, что предприятие будет перерабатывать и отходы компании «ЕВРАЗ ЗСМК».
13,5 млрд в Шерегеш
— Горнолыжный комплекс в Шерегеше признан самым успешным в стране. Как удалось этого добиться?
— Туризм для Кузбасса — относительно новая отрасль, становление которой началось в конце девяностых. Для многих сибиряков Кузбасс — уже не уголь и металл, а горнолыжный отдых.
Сегодня бизнес инвестирует сотни миллионов в обустройство спортивно-туристского комплекса «Шерегеш» в Горной Шории. Там уже действуют 59 гостиниц, которые могут принять до трех тысяч гостей, 18 горнолыжных подъемников, 19 горнолыжных трасс с перепадом высот с 120 до 800 метров протяженностью 42 км, шесть десятков кафе и ресторанов. За 17 лет в развитие Шерегеша вложено 13,5 миллиардов рублей.
Для удобства туристов, прибывающих из-за рубежа, европейской части России и Дальнего Востока, международный аэропорт «Спиченково» и гостиничный комплекс Новокузнецка включены в туристический кластер «Шерегеш».
В новых условиях повышенного спроса на внутренний туризм принято решение о развитии спортивно-туристического комплекса «Шерегеш». Канадской компанией Ecosign — одним из ведущих проектировщиков горнолыжных курортов по всему миру — разработан мастер-план курорта. Его реализация позволит увеличить количество одновременно отдыхающих туристов с 9 до 19 тысяч человек. По сути, речь идет об открытии второго Шерегеша.
— Где еще на территории Кемеровской области развивается туристическая инфраструктура?
— Таких мест на территории региона немало. Развиваются горнолыжные курорты «Танай» (Промышленновский район), «Горная Саланга» (Тисульский район), комплексы на горе Югус (Междуреченск), на Золотой горе (Гурьевский район), в поселке Зеленогорский (Крапивинский район) и на Люскусе в Кемеровском районе. В ближайшее время на севере Кузбасса появится полноценный туристический кластер, который объединит «Горную Салангу», самое большое озеро Кемеровской области Берчикуль (Тисульский район), город-музей Мариинск и Шестаковский археологический комплекс с окаменелыми останками динозавров (Чебулинский район).
В России всего несколько мест, где хорошо сохранились скелеты динозавров, одно из них у нас, в Кузбассе. В Чебулинском районе нашли останки 12 динозавров, в том числе уникального эндемика — пситтакозавра сибирского.
Получил развитие в регионе и промышленный туризм. В настоящее время специалисты разрабатывают туристические маршруты на промышленные предприятия Кемеровской области: угольные шахты, золотоносные рудники Тисульского района, серебряные рудники и первый металлургический завод в Гурьевске.
Мы рассчитываем, что к 2020 году число туристов, посещающих курорты и достопримечательные места Кузбасса, возрастет до 2,5 миллионов человек.
— Как оцениваете инвестиционную активность по итогам 2015 года?
— С одной стороны, ситуация в экономике сложная и не способствует бурному притоку инвестиций в регион. Тем не менее, мы рассчитываем по итогам 2015 году получить более 220 миллиардов рублей инвестиций. С другой стороны, считаю, необходимо направить все усилия на реализацию начатых инвестиционных проектов во всех отраслях — в нефтепереработке, сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, на создание максимально благоприятных условий для новых инвесторов. Например, в этом году комиссией Минэкономразвития России принято решение о создании территории опережающего социально-экономического развития в Юрге, здесь инвестор сможет получить не только региональные, но и федеральные льготы. И мы уже сегодня видим большую заинтересованность бизнеса в реализации новых инвестпроектов на этой территории. Уверен, что в 2016 году внимание инвесторов к Кузбассу будет только расти.