Четверть россиян ездит на автомобиле и заправляется на АЗС. Сфера розничной реализации топлива регулируется законодательно, совершенствуется оборудование станций, однако у автомобилистов остается много вопросов и мифов о качестве топлива и работе АЗС. Заместитель генерального директора по продажам сети АЗС «Газпромнефть» Олег Кузьменков ответил на самые распространенные вопросы водителей.
– Главный вопрос автомобилистов – Как узнать, что на этой заправке топливо качественное?
– Спросить у персонала паспорт качества. Этот документ, выданный аккредитованной лабораторией, сопровождает каждую партию топлива, поступившую на АЗС. В нем указаны: производитель, октановое число бензина или цетановое число «дизеля», экологический класс топлива и другие ключевые параметры. Без паспорта качества на АЗС топливо поступить не может по законодательству.
– Что означает октановое число бензина? Если в руководстве по эксплуатации автомобиля указано, что можно заправляться 92-м, 95-м или 98-м, что лучше выбрать?
– Октановое число показывает способность бензина противостоять детонации двигателя при сгорании. Чем оно выше, тем больше мощности у двигателя при меньшем расходе топлива благодаря высокой степени сжатия. Водитель должен сам определить оптимальную для него марку бензина. Главное – чтобы октановое число не было ниже, чем указано в руководстве по эксплуатации автомобиля.
– Говорят, что АЗС выгодно продавать бензин с более низким октановым числом под видом более высокого. К примеру, вместо 95-го якобы наливают «разогнанный» 92-й…
– Нерадивые участники рынка могут использовать такие схемы и продавать 92-й бензин, добавив в него присадки, как 95-й, но увеличение октанового числа топлива с помощью присадок не в заводских условиях незаконно. У нас такое исключено, действует многоуровневая система контроля качества – от нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз до заправочных пистолетов. Качество нефтепродуктов полностью соответствует государственным стандартам и техническому регламенту Таможенного союза. Многочисленные проверки Росстандарта подтверждают реализацию на наших АЗС только качественных нефтепродуктов заводского производства с соответствующими нормативными показателями.
– Действительно ли на АЗС можно попросить паспорт качества или пробу топлива, замерить объем мерником? Что для этого нужно сделать?
– Достаточно обратиться к сотрудникам АЗС. Паспорт качества каждой новой партии топлива, как правило, хранится на стенде информации, и заверенную копию документа оператор может сделать для клиента в любой момент. Однако у каждой компании могут быть свои внутренние правила. На АЗС «Газпромнефть» персонал должен предоставлять копии документов по первому требованию клиента. Также персонал может показать, с какой точностью работает ТРК, используя специальный мерник, также сертифицированный и опломбированный поверителем. Нормативные значения допустимых отклонений – плюс-минус 50 миллилитров на 10литров, внутренние требования нашей компании более жесткие – плюс-минус 30 миллилитров. При сомнениях в качестве топлива персонал АЗС вызывает сотрудника лаборатории, который производит отбор трех проб (одна предоставляется клиенту, вторая хранится на АЗС, третья используется для контрольного анализа). Если у клиента есть сомнения, то он вправе передать свой образец в любую независимую лабораторию и потом обратиться с результатами к нам.
– Как автомобилист может узнать экологический класс топлива, которое реализуется на АЗС?
– Информация о классах реализуемого топлива в обязательном порядке содержится в паспортах качества, а также в кассовых чеках и материалах, находящихся в зоне ТРК на информационных стендах.
В лаборатории не гадают
– Можно ли, отъехав от заправки, по поведению автомобиля определить, хороший ли бензин залит? Многие автомобилисты считают, что чувствуют это по звуку мотора или реакции педали газа. Почему автомобиль «чихает» после заправки?
– Если автомобиль технически исправен, то сразу определить, качественный бензин или нет, практически невозможно. Это чисто субъективное ощущение от работы двигателя или мощности. Кроме того, в топливной системе еще остается топливо от предыдущей заправки. Если двигатель работает прерывисто, это может быть вызвано попаданием конденсата или влаги в топливную систему. В зимний период, если температура воздуха в течение суток колеблется в диапазоне более 10 градусов, крайне желательно заправляться до полного бака, чтобы не образовывался конденсат, который при минусовой температуре может заледенеть. В результате топливо будет подаваться в камеру сгорания неравномерно. Подергивание чаще возникает, если автомобиль используется нерегулярно, и устраняется промывкой топливной системы. Также его можно ликвидировать и с помощью специальных присадок для топлива, которые продаются на АЗС.
– Почему после заправки загорается лампочка «check» (проверка) для обращения в автосервис? Может ли это быть от некачественного топлива?
– Лампочка может загораться как от плохого топлива, так и от неисправности автомобиля или его отдельных деталей и узлов, обнаруженной системой именно после заправки.
– Периодически в Интернете появляются ролики, где демонстрируется измерение октанового числа или определение качества топлива экспресс-методами. Насколько можно доверять этим измерениям?
– Определение октанового числа бензина – лабораторный процесс, каждый шаг которого строго регламентирован государственными стандартами. Об объективности и точности измерений можно говорить лишь в том случае, если исследование топлива осуществляется компетентными специалистами на профессиональном оборудовании. Согласно ГОСТу существует два метода определения октанового числа – моторный и исследовательский. Оба метода применяются в аккредитованных лабораториях компании «Газпром нефть». Измерение производится специалистами на габаритных установках, которые установлены в лаборатории. Стоимость такого оборудования превышает 20 млн рублей. Эти установки регулярно проходят аттестацию и поверку комплектующих. Качество топлива является результатом кропотливого ежедневного труда и предметом нашей гордости. А экспресс-тесты с помощью кустарного оборудования неизвестного происхождения, которое неизвестно специалистам и не включено в государственный реестр средств измерений, – это гадание, к исследованию качества топлива оно отношения не имеет.
Виновато ли горючее?
– Некоторые автомобилисты считают, что проблемы с разными деталями автомобиля – портятся свечи, топливный насос – возникли именно после заправки на той или иной АЗС. Возможно ли это?
– Причины поломок автомобилей разнообразны: неисправность электроники, заводской брак или изношенность отдельных деталей и узлов. Приобретение некачественного топлива, конечно, тоже может повлиять на состояние топливной системы. Мы всегда обращаем внимание на подобные заявления в адрес нашей сети. Но обычно при доскональном разборе ситуации оказывается, что автовладелец заправлялся топливом и у нас, и на АЗС другой сети или где-то в частном порядке: топливо, которое находится в бензобаке, не соответствует базовым параметрам наших продуктов. Но претензии поступают именно в наш адрес: многим кажется, что получить от нас компенсацию будет проще, чем от других сетей.
– Почему в некоторых автосервисах рекомендуют заправляться только на заправках одной сети и не заправляться на АЗС другой сети, говоря, что поломки вызваны некачественным топливом?
– Иногда в рамках различных акций сети АЗС и автосервисы объединяют свои усилия, поэтому автосервис может не рекомендовать или рекомендовать АЗС исходя не из качества топлива, а из сотрудничества с определенной сетью.
Без права недолива
– Может ли персонал АЗС отрегулировать колонку так, чтобы она не доливала топливо?
– Доступ к регулировкам ТРК у персонала Станций отсутствует. Это высокотехнологичное оборудование со сложным программным обеспечением, рассчитанным на исключительно профессиональное управление. Все колонки в обязательном порядке пломбируются государственными поверителями и ежемесячно проверяются сервисной организацией на точность выдачи топлива. Если обнаружатся отклонения, то регулировка ТРК проводится в присутствии государственного поверителя. Кроме того, на каждой станции ежемесячно отбирают пробы каждого вида нефтепродуктов и анализируют качество в специализированных лабораториях. Если и возникают какие-то количественные или качественные расхождения со стандартами, то по каждому выявленному инциденту проводится внутренняя проверка, проблемы устраняются. Погрешности, как правило, обусловлены Особенностями эксплуатации оборудования или какими-то форс-мажорными ситуациями.
– Может ли насос на колонке АЗС отсчитывать топливо «вхолостую», чтобы вместе с бензином в бак попадали пузырьки воздуха?
– Это невозможно чисто технически. Насосный блок в современных топливораздаточных колонках оборудован системой газоотделения, что исключает возможность попадания воздуха в топливо.
– Сколько бензина вмещается в бак автомобиля? Некоторые автомобилисты сообщают, что залили, к примеру, 55 литров топлива, хотя заявленный в инструкции объем бака – 50 литров. Почему такое может быть?
– Бак автомобиля не является поверенным средством измерения. Объем, указанный в руководстве по эксплуатации автомобиля, носит информационный характер. Фактический объем может быть больше. Также значительный объем топлива может вместить патрубок между заливной горловиной и бензобаком.
Санкт-Петербург
Справка
В 2010 году в Санкт-Петербурге была открыта первая автозаправочная станция под брендом «Газпромнефть». В настоящее время в СЗФО сеть насчитывает 95 станций, в том числе 56 АЗС в Санкт-Петербурге, 21 – в Ленинградской, 11 – в Новгородской, шесть – в Псковской областях и одну – в Республике Карелия. Автоматические АЗС сети «Газпромнефть» работают в Санкт-Петербурге на улице Академика Константинова и в Великом Новгороде на Орловской улице. Поставки топлива на АЗС осуществляются с Московского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов «Газпром нефти».