Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Книга как персональный университет


Генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед» Денис Котов поговорил с корреспондентом журнала «Эксперт Северо-Запад» о современных читателях и их предпочтениях, о трудностях ведения книжного бизнеса и способах преодоления, о мировоззренческих проблемах и путях их решения.

Думающий читатель

– На пресс-конференции, состоявшейся не так давно и посвященной юбилею книжной сети «Буквоед», вы озвучили имена наиболее популярных авторов. В топе сегодня произведения Рэя Брэдбери, Бориса Акунина, Эриха Марии Ремарка и Федора Достоевского. А еще некоторое время назад устойчиво лидировали условные Пауло Коэльо и Харуки Мураками. С чем связана такая резкая смена читательского курса, как вы думаете?

– На мой взгляд, популярность романа «451 градус по Фаренгейту» объясняется тем, что проблематика его становится все актуальнее для молодежи, активно входящей во взрослую жизнь. Соответственно, «451 градус» и повесть «Вино из одуванчиков» находятся на вершинах наиболее востребованных произведений у Брэдбери. Это веяние времени. Мы видели подъем интереса к прозе американского философа, фантаста и до момента его ухода из жизни. Особенно, если событие широко освещается средствами массовой информации. Однако соседство рядом с именем Брэдбери таких авторов, как Ремарк и Достоевский, свидетельствует еще и о желании думающих читателей выйти на проблемную и серьезную литературу, литературу классическую. В целом подобная тенденция говорит о повышении уровня грамотности и вкуса у той группы горожан, которая любит читать и регулярно посещает книжные магазины.

– В 2013 году в интервью нашему журналу вы сказали, что уровень чтения резко упал. На дворе уже почти 2016-й. Что-нибудь изменилось? Что происходит с чтением сегодня?

– По разным исследовательским данным, и на уровне страны, и на уровне продаж (когда речь идет о бумажных экземплярах) мы видим, что количество читателей печатных книг продолжает сокращаться. Медленно, но верно. В этом году – в связи с программой «Год литературы» – был период длиною в три месяца, когда уровень продаж книг вырос по сравнению с прошлым, 2014 годом. Это нам дает надежду, что при активных мероприятиях, таких как Санкт-Петербургский Международный Книжный Салон и Московская международная книжная выставка-ярмарка, возможно создать условия, когда книга станет актуальным и популярным явлением. Но подобных мероприятий недостаточно, чтобы сломить нисходящий тренд по количеству читателей бумажной книги. Единственный путь к изменению ситуации – развитие книжной инфраструктуры, то есть более равномерное распределение книжных магазинов по территории России; осовременивание как ассортимента, так и пространства библиотек. Эти два показателя могут существенно улучшить текущее положение.

«Буквоед» за развитие интеллекта

– А это возможно – увеличить количество книжных магазинов по стране? Я из маленького города, из Кемерова. Еще три года назад там было четыре крупных книжных магазина. Ассортимент пополнялся регулярно. Теперь остался один, который занимается тем, что распродает остатки продукции. Что будет дальше – непонятно.

– Вот видите: вы – живой свидетель деградации книжной инфраструктуры. И фактически мы имеем дело с серьезной проблемой, потому что, я уверен, интеллектуальный, духовный мир человека нуждается в не меньшей подпитке, чем физическая, телесная его оболочка. А сегодня речь идет о массовом интеллектуальном и духовном голоде в регионах Российской Федерации. Собственно, если в 1990 году в России работало восемь с половиной тысяч книжных магазинов, то сегодня – лишь полторы. Появление современного книжного магазина в регионах – это инвестиция в развитие общего уровня культуры, в рост богатства владения русским языком и самостоятельным образом мышления. Открытие новых магазинов необходимо и целесообразно.

– То есть – возможно?

– Это, безусловно, возможно! Вся история нашей компании это подтверждает! Другое дело, что в условиях капитализма, когда метр квадратный, арендованный под магазин, торгующий алкоголем, не позволяет даже близко конкурировать книжному магазину за эту территорию, то тогда подобная сфера должна регулироваться на государственном уровне. Так же, как отчасти регулируется сфера культуры и образования. Ведь если не будет разработана система поддержки для малого предпринимательства в области книгораспространения, среднего бизнеса в этой же сфере, то мы рискуем остаться всего с несколькими читающими городами. Их точно будет два: Петербург и Москва. Очевидно, здесь никто не позволит остаться без книжных магазинов. А в остальных городах будут, видимо, большие телевизоры на улицах, а что еще остается? Только смотреть передачи, погружаться в интернет-зависимость, глубоко и беспробудно пить. Общеизвестно, алкоголь – лучшее средство при кризисе смысла жизни и целей.

– Денис Алексеевич, по вашим ощущениям, на государственном уровне есть какие-то подвижки, связанные с желанием развивать книжный бизнес, его инфраструктуру?

– Да, подвижки есть. И благодаря Году литературы ситуация начала оживляться. Но она начала оживляться в PR-поле, в медийном пространстве, в действиях региональных властей. То есть оживление есть, но оно касается отдельных, локальных зон, но не области инфраструктуры в целом. Принятые и принимаемые меры не дают принципиальных изменений. Такого нет, чтобы люди, живя в городе без книжного магазина, вдруг бы начали резко заказывать книги через Интернет и срочно их в большом количестве читать. Или, например, спальные районы Санкт-Петербурга: здесь тоже ощущается острая нехватка точек продаж. В норме необходимо иметь в каждом более-менее крупном населенном пункте с количеством жителей более 100 тыс. человек магазин с базой в 50 тыс. наименований. Российская печатная промышленность позволяет: по статистике, в год выходит более 100 тыс. наименований. Для того чтобы представить 50 тыс. наименований, нужна площадь около 10 тыс. кв. м.

– Реализовать такие объемы под силу только гигантам, вроде сети «Буквоед», разве нет?

– Вы знаете, есть отдельные предприниматели, которые в разных частях страны открывали и открывают магазины площадью 500 м, а иногда и под тысячу метров квадратных. То есть экономически такая возможность есть. И, по сути, сдерживает развитие рыночного сегмента отсутствие стимулов со стороны государства и наличие высоких предпринимательских рисков. Это сложный, высокоинтеллектуальный вид деятельности, требующий высококвалифицированной книжной команды управленцев и специалистов.

– Что вы имеете в виду, говоря о стимулах со стороны государства? Это гранты?

– Возможно, я думаю, могут быть инвестиционные гранты для регионов: так возникнут семейные предприятия в этой сфере. Сейчас разрабатывается законопроект об использовании государственных объектов, объектов культуры и передачу их – по льготной цене – под размещение внутри книжных магазинов. Частично это снизит риски, потому что риск номер один – стоимость аренды. Даже «Буквоед» – компания устойчивая, постоянно развивающаяся, вынуждена работать с не книжной продукцией. Канцелярия, сопутствующие товары, товары для творчества, которые в большом количестве представлены в «Парке Культуры и Чтения», с одной стороны, смотрятся органично в книжном магазине, а с другой – позволяют существенно компенсировать затраты, уходящие на аренду помещений. Таким образом, мы постоянно развиваем сеть. Не так давно открылся «Буквоед» в Старой Деревне, площадью 1,6тыс. кв. м – самый крупный за последние пять лет книжный магазин.

– Помимо открытия новых объектов вы делаете максимум, чтобы привлечь новых читателей…

– Да, наша стратегия строится так: мы конкурируем с телевизором, Интернетом и алкоголем за время наших читателей. Для того чтобы люди выключили ТВ, вышли из Сети, не пошли пить с друзьями, а предпочли бы посещению бара событийное мероприятие, мы организуем встречи – без преувеличения – с лучшими умами современности: Михаилом Веллером, Людмилой Улицкой, Татьяной Толстой и многими другими. Мы пытаемся создать на базе книжного магазина такую инфраструктуру, которая бы отвечала за развитие интеллекта и культуры горожан. Для этого есть все предпосылки: нашими партнерами выступают издательства, образовательные учреждения, фирмы, занимающиеся преподаванием иностранных языков, туристические фирмы. И, поверьте, список партнеров постоянно пополняется.

Управлять персональной экономикой

– Денис Алексеевич, я знаю, что вы человек читающий. И читающий много. Это всегда несколько книг, и их подборка эклектична. Какие книги или авторы оказали на вас наибольшее влияние?

– Люблю произведения Джидду Кришнамурти. Это автор, мыслитель, чьи тексты заставляют шевелиться извилины и выстраивать новые нейронные связи. Большое влияние оказала книга Махатма Ганди «Моя вера». В целом я читаю нехудожественную литературу, потому что меня интересует освоение управленческого мастерства и в бизнесе, и в повседневной жизни. Не так давно заинтересовался психолингвистикой. Понимая устройство, энергию и силу слова, увеличиваешь эффективность общения с внешним миром: партнерами, подчиненными, друзьями. Даже сверх того: тебе становится понятнее, как приближать далекие цели, чтобы они становились реальностью в более обозримой перспективе.

– Что конкретно входит в понятие «отдаленной цели»?

– Для «Буквоеда» подобная цель – создание условий для того, чтобы более 70% россиян регулярно читали книги, и создание комфортных условий для того, чтобы частотность чтения стала разумной. Скажем, десять или двенадцать книг в год.

– Двенадцать книг в год – это же катастрофически малая цифра!

– Вы говорите с высоты своего читательского опыта, я же оперирую статистическими данными. А по исследованиям, у нас 50% населения не читают книг вообще. Понимаете, когда человек два часа смотрит телевизор, 45 минут сидит в Интернете и только 15 минут уделяет книге – это критически мало. Поэтому для многих 20 книг в год – достижение. Мы же считаем это санитарным минимумом для человека.

– Вы преодолели рубеж в 15 лет. Отметили юбилей. Что теперь? Каковы ближайшие планы?

– У нас планы – реализовывать задуманное. На примере сети «Буквоед» мы хотим показать, как должна выглядеть высокоразвитая – интеллектуально и культурно – инфраструктура для горожан. Книга сегодня – самый простой и эффективный способ повысить уровень собственного образования. Книга – самый маленький и недорогой университет, который можно придумать. Берешь ее в руки, открываешь и смотришь на мир несколько иначе – глазами компетентного человека. Таким образом мы хотим обеспечить максимально удобный доступ для жителей Северо-Западного региона через физическую инфраструктуру, то есть точки продаж; через интернет-пространство, куда входят непосредственно магазины, специализированная социальная сеть на базе «Буквоеда», где люди могут рекомендовать книги, оставлять отзывы на прочитанные издания и даже писать рецензии, создавая уникальное читательское пространство смыслов.

Биография

Денис Котов – основатель, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед», общественный деятель. Свою деятельность начал в 1993-м, а уже в 2000 году Котов создает компанию «Буквоед», открыв первый книжный магазин будущей сети. В 2005-м создан новый формат книжных магазинов, работающих 24 часа: клубы с кофейней, сценой, детской площадкой и доступом к единой системе поиска и бронирования книг. К 2007 году «Буквоед» – крупнейшая не только в Санкт-Петербурге, но и на Северо-Западе России розничная сеть: сегодня это 86 магазинов.