Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

«Спрос на цемент восстановится не раньше 2017–2018 годов»


По подсчетам аналитиков холдинговой компании «Сибирский цемент», в 2015 году потребление цемента в СФО составило всего 6,1 млн тонн, в то время как в 2014-м оно достигло 7,3 млн. Рынок впервые за шесть лет показал отрицательную динамику, «ушел в минус» сразу на 16,5%. Причем, если в Западной Сибири спрос за год стал меньше на 10–15%, то в регионах Восточной Сибири, например, в Бурятии или Иркутской области, емкость рынка сократилась более чем на четверть. О ситуации, сложившейся на цементном рынке Сибири к началу 2016 года, планах и ожиданиях его игроков журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал первый вице-президент ОАО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов.

«Мы упали не так сильно»

— Геннадий Константинович, с какими показателями завершил год «Сибирский цемент»?

— Падение спроса заставило предприятия компании — Топкинский, Красноярский и Тимлюйский цементные заводы — сократить объемы производства. Всего с января по декабрь холдинг выпустил около 3,8 миллиона тонн цемента — на 11,5 процента меньше, чем в 2014-м. Пока мы упали не так сильно, как рынок СФО. Отчасти сгладить негативные тенденции удалось за счет экспорта: курс тенге по отношению к рублю позволял по приемлемым ценам вывозить цемент в Казахстан. В итоге Топкинский завод в 2015-м увеличил объемы экспорта почти на 100 тысяч тонн, отгрузив в соседнее государство 227 тысяч тонн. Но в 2016-м поддержки со стороны экспортного направления ждать не стоит — курс тенге вернулся к прежним значениям. Учитывая это, ожидаем дальнейшего сокращения объемов отгрузок с заводов холдинга — в текущем году данный показатель снизится примерно на 13 процентов.

— В условиях падающего спроса обостряется конкурентная борьба. «Сибцему» удается удерживать клиентов?

— Действительно, конкуренция становится более напряженной. В последнее время в СФО активно запускались цементные производства: в конце 2010-го общая мощность сибирских заводов оценивалась в 11,9 миллиона тонн цемента в год, сейчас этот показатель равен 13,1 миллиона. Свою продукцию к нам поставляют и предприятия соседних регионов.

Но «Сибирский цемент» не сдает позиций. С момента основания холдинг, которому в августе прошлого года исполнилось 11 лет, обеспечивает стабильно высокое качество выпускаемых строительных материалов. На заводах компании функционируют лаборатории, их специалисты определяют химический состав сырья, поступающего для изготовления цемента, проверяют качество материалов на каждом этапе производства, проводят испытания готовой продукции. Эти подразделения оснащены современным оборудованием, позволяющим выполнять широкий спектр исследований по европейским стандартам, причем данная техника постоянно обновляется.

— Что предлагаете строителям? Кто покупает продукцию компании?

— В ассортименте холдинга 10 видов общестроительных цементов и 13 видов специальных. Большую часть продукции «потребляет» сектор жилищного строительства, но мы активно участвуем и в реализации проектов по возведению промышленных предприятий, объектов транспортной инфраструктуры. В разное время гидротехнические цементы компании отгружались для строительства Богучанской ГЭС, четвертого моста через Енисей в Красноярске, Красногорского водоподъемного узла в Омской области, третьего моста через Обь в Новосибирске. Поставляли продукцию и для возведения Богучанского алюминиевого завода, Северного обхода Новосибирска, взлетно-посадочных полос сибирских аэропортов.

Сейчас наши стройматериалы применяют для возведения магистрального нефтепровода «Куюмба–Тайшет» в Восточной Сибири, комплекса по производству полипропилена «Тобольск-Полимер», завода по выпуску сжиженного природного газа на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, трубопровода «Заполярье–Пурпе», всесезонного аквапарка в Новосибирске и других объектов. Тампонажные цементы, предназначенные для цементирования нефтяных и газовых скважин, покупают компании «Лукойл», «Роснефть», «Газпромнефть» и прочие организации, осваивающие крупные месторождения.

«Цемент на палетах»

— Круг потребителей продукции «Сибцема» достаточно широк. С какой категорией клиентов сотрудничать легче?

— Так вопрос не формулируем в принципе! С 2006 года в структуре холдинга ведет работу единая сбытовая компания «ЗапСибЦемент», основная задача которой — создать комфортные условия для любого клиента, каждому потребителю предложить удобную схему реализации. Частное лицо может приехать на завод и приобрести всего один мешок цемента, заплатив за него наличными, в то время как крупные строительные компании закупают у нас цемент оптовыми партиями. При этом менеджеры «ЗапСиб­Цемента» контролируют ситуацию с отгрузками на каждом активе «Сибцема». И если один завод сталкивается, скажем, с логистическими трудностями, у нас есть возможность отгрузить цемент с другого предприятия холдинга. Таким образом, партнеры в любом случае получат стройматериалы вовремя.

Выстраивая обратную связь с потребителями, получаем возможность узнать об их запросах и предпочтениях. Это помогает своевременно обновлять ассортимент, совершенствовать процессы тарирования и упаковки так, чтобы покупателям было удобнее.

— Например?

— В конце прошлого года Топкинский завод отгрузил первые партии палетированного цемента. Ранее продукцию в такой упаковке продавал «Красцем», но анализ рынка показал: цемент на палетах будет востребован и в регионах сбыта кузбасского предприятия.

В октябре 2015-го цех «Готовая продукция» Топкинского завода был оснащен полуавтоматическим палетообмотчиком PKG SAVING MACHINE MPS — мобильной машиной, предназначенной для упаковки мешков с цементом, расположенных на европалетах, в стретч-пленку. В ноябре продукция поступила в продажу. Одно­временно предприятие освоило технологию фасовки цемента в мешки по 25 килограммов.

Всего в ноябре–декабре 2015-го Топкинским заводом реализовано 126 тонн палетированного цемента в мешках по 50 килограммов и 64,5 тонны стройматериала, фасованного в мешки по 25 килограммов. В прошлом году эта продукция отгружалась только автотранспортом, но уже в январе 2016-го партия 25-килограммовых мешков цемента общим весом 67 тонн была направлена покупателю железной дорогой.

— Кстати, об автомобилях и железной дороге. Чем обусловлен выбор того или иного способа транспортировки цемента?

— Автодоставка выгодна, когда речь идет об отгрузках на «короткое плечо» — до 300–400 километров. В этом случае можно говорить о таких преимуществах, как скорость, оперативность погрузочного процесса, гибкость в формировании объемов отгружаемой продукции. Все это уже оценили потребители — услуга по автодоставке цемента становится популярнее, и «Сибцем» активно развивает данный сервис. Сейчас в парке компании 24 собственных автоцементовоза.

Свои плюсы есть и у железнодорожного транспорта. Прежде всего, не стоит забывать о сравнительно низких тарифах при перевозке грузов на дальние расстояния, о возможности доставлять продукцию в районы, с которыми нет автомобильного сообщения либо оно затруднено. Кроме того, по железной дороге мы можем перевозить большие партии стройматериалов, обеспечивая их сохранность вне зависимости от погодных условий.

За транспортировку продукции холдинга железнодорожным транспортом отвечает компания «КузбассТрансЦемент». В парке ее подвижного состава 1 247 полувагонов и 1 770 хоппер-цементовозов. «КузбассТрансЦемент» «покрывает» около 65–70 процентов всех перевозок «Сибцема», что позволяет обеспечивать стратегическую независимость сбытовой деятельности, избегать негативного влияния многих внешних факторов (таких, как цена транспортных услуг, наличие или отсутствие подвижного состава), максимально эффективно использовать инфраструктуру подъездных путей и станций.

— Вы упомянули про палетообмотчик, приобретенный для «Топкинского цемента». А на других заводах техника обновляется?

— Несмотря на спад производства, «Сибцем» продолжает модернизацию предприятий. В частности, в прошлом году на «Красцеме» модернизировано оборудование цеха «Готовая продукция». На упаковочной машине HAVER & BOECKER, осуществляющей фасовку цемента в мешки, смонтированы тензометрические датчики. Теперь вес каждого мешка строго соответствует заданному показателю. Также в «Готовой продукции» установлен охладитель цемента.

«ТимлюйЦемент» активно осваивает юго-западный фланг Таракановского месторождения известняков. В рамках проекта в 2013–2014 годах расширен парк специальной техники завода, в 2015-м введен в эксплуатацию новый стояночный бокс для карьерной техники.

«Многое зависит от политики»

— Руководители «Сибцема» не раз заявляли о том, что холдинг постоянно повышает уровень экологической безопасности производств. Что сделано в этом направлении за прошедший год?

— В 2015-м утвержден документ, регламентирующий основные направления экологической политики холдинга. Это стало важным шагом на пути совершенствования системы экологического менеджмента предприятий.

Если говорить о конкретных мероприятиях, самые масштабные проводятся на «Красноярском цементе». В 2015 году в цехе «Обжиг» на месте пересыпки клинкера с транспортеров 9–10 на транспортеры 11–12 установлен новый фильтр КФЕ-100. После ввода оборудования в эксплуатацию количество неорганической пыли, поступающей в атмосферу, сократилось на 94,6 процента. В отделении первичного дробления цеха «Горный» смонтирован фильтр КФЕ-150, что помогло снизить количество неорганической пыли в два раза.

С 2014 года «Красцем» ведет реконструкцию системы очистки избыточного воздуха холодильника «Волга-35» печного агрегата № 5 цеха «Обжиг». Работы на этом объекте закончатся в 2016-м, ожидаемый эффект — снижение выбросов пыли от холодильника на 93 процента. Также на 2016 год запланирована реконструкция системы очистки аспирационного воздуха на молотковой дробилке в «Горном». Завершив реализацию проектов 2015 и 2016 годов, предприятие добьется снижения валовых выбросов на 9,4 процента.

На Топкинском заводе в 2015 году отремонтированы аспирационные установки, проведена плановая замена фильтрующих материалов рукавных фильтров. В результате количество выбросов загрязняющих веществ уменьшено на 22 процента. На «ТимлюйЦементе» тоже проводятся мероприятия экологической направленности, в 2015-м на заводе отремонтирован газоход на вращающейся печи № 1, на всех цементных мельницах заменены фильтрующие элементы газоочистного оборудования.

— В 2016-м «Сибцем» ожидает дальнейшего снижения объемов продаж. Когда же рынок восстановится?

— В текущем году емкость цементного рынка СФО сократится до 5,4–5,6 миллиона тонн. Делать прогнозы на более длительный срок сложно — многое зависит от политики государства в отношении бюджетного финансирования жилищного и инфраструктурного строительства, доступности кредитных ресурсов, динамики и стабильности доходов населения и других факторов.

Вряд ли спрос на цемент восстановится раньше 2017–2018 годов. Если дно экономического кризиса будет пройдено в 2016 году, объемы строительства, а следовательно, и потребления цемента, начнут расти уже в 2017-м. В противном случае — при дальнейшем падении ВВП и обесценивании руб­ля — ситуация изменится к лучшему только в 2018-м.