Телекоммуникационный рынок — один из наиболее перспективных драйверов экономического роста страны в период низких цен на углеводороды. Несмотря на существующие трудности в российской экономике и неуклонное падение доходов населения, телеком-рынок продолжает развитие. Причем связь — одна из немногих услуг, где, несмотря на темпы инфляции и на высокую долю импорта в капитальных затратах, розничные цены можно назвать стабильными. «Сложившаяся макроэкономическая ситуация вовсе не повод для пессимизма — это лишь этап в развитии», — философски замечает директор сибирского филиала компании МТС Александр Соловенчук. Возглавляемый им филиал компании продолжает вкладывать сотни миллионов рублей в развитие на территории СФО. В интервью «Эксперту-Сибирь» Александр Соловенчук подвел итоги работы МТС в прошлом году и отметил ключевые направления, которые будут определять рынок в перспективе ближайших лет.
«Достаточный запас прочности»
— Александр Леонидович, каким 2015 оказался для сибирского филиала МТС?
— Несмотря на экономический фон в стране, МТС чувствуют себя на рынке уверенно. Компания работает по утвержденной стратегии, мы видим ее эффективность в текущих условиях. Сотовая связь уже стала неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина. Средний чек на услуги связи МТС, куда сегодня помимо голосовой связи входит и Интернет, составляет для сибиряков порядка 250–300 рублей в месяц: это не те расходы, сократив которые, можно сэкономить.
К тому же в условиях кризиса вместе с падением реальных доходов населения объективно сокращаются и возможности для качественного досуга у большинства граждан страны. Услуги же телеком-операторов — будь то мобильный или фиксированный Интернет, цифровое телевидение — помогают людям сохранить открытым «окно в большой мир», и отказываться от этого никто не готов. Поэтому на протяжении всего года мы видели стабильный рост потребления услуг передачи данных: за год интернет-трафик в сибирской сети МТС вырос на 40 процентов, примерно такие же цифры мы видим по Новосибирской области. В сети фиксированной связи МТС количество абонентов, отдавших предпочтение тарифам со скоростью от 100 Мбит/с и выше, в течение 2015 года удвоилось.
— Что дал компании запуск 4G? Пользователи переходят в новую сеть, какова динамика?
— Напомню, что к началу 2015 года сети «четвертого поколения» с порогом возможной скорости до 75 Мбит/сек мы запустили во всех регионах Сибири. И продолжали активную стройку весь год: к концу года только в Новосибирске покрытие сети LTE выросло в полтора раза, а по Сибири — почти в два раза. Неудивительно, что по итогам прошлого года сибирские пользователи услуг сети 4G показали более чем двукратный рост объема передачи данных. Сейчас 4G-трафик составляет без малого 20 процентов от всего потребляемого в нашей сети data-трафика, и эта цифра стабильно растет во многом благодаря изменению тренда в рознице МТС, где покупательский спрос смещается в сторону 4G-гаджетов.
— И как компания отвечает на этот тренд?
— Стараемся «поймать волну». Чтобы наши абоненты еще более активно пользовались мобильным Интернетом, в апреле 2015 года МТС снизили розничные цены на все мобильные устройства — телефоны, смартфоны, планшеты, модемы и роутеры — сразу на 30 процентов. В итоге LTE-смартфоны демонстрируют максимальные темпы квартальных продаж. В 2015 году сибиряки приобрели в розничной сети МТС в 3,5 раза больше 4G-смартфонов, чем за 2014 год.
Мы видим, какие устройства выходят в сеть, и я скажу, что количество 4G-смартфонов в нашей сети уже приближается к четверти. В целом доля смартфонов в сети МТС приближается к 70 процентам, что неудивительно — в 2015 году сибиряки потратили на покупку смартфонов в салонах МТС более двух миллиардов рублей.
«Кризис не бывает вечным»
— В 2015 году компания МТС отчиталась о реализации на территории Сибири сразу нескольких крупных инвестиционных проектов. Были ли сомнения в необходимости вложения значительных средств в развитие бизнеса в условиях экономической неопределенности?
— Мы исходим из того, что кризис не бывает вечным. А потребность в услугах телеком-операторов была, есть и будет, причем потребность в объемах передачи данных растет с каждым годом. Эффективность оператора стоит на трех китах: технологическое развитие, маркетинг и качество обслуживания. Нельзя вкладывать в одно направление в ущерб другому. Сегодня ты можешь недоинвестировать, а завтра проиграть конкурентную гонку, потому что абонентам даже при самых выгодных тарифах будет некомфортно пользоваться твоей сетью, она не справится с их задачами. Инвестиции сегодня закладывают фундамент для успешного бизнеса завтра, поэтому мы просчитываем инвестиции максимально ответственно. Несмотря на то, что большую часть оборудования МТС приобретают у ведущих мировых поставщиков и его стоимость в рублевом эквиваленте в 2015 году выросла вдвое, сомнений в оправданности инвестиций у нас не возникало — мы сознательно пошли на это, понимая, что только качественная сеть может соответствовать возросшим требованиям наших пользователей.
Так, в 2015 году МТС вложили в развитие более пяти миллиардов рублей и существенно ускорили темпы строительства и модернизации сети в Сибири.
Особое внимание мы уделили развитию сетей в Кемеровской области и Алтайском крае — большая часть сельского населения там все еще живет в условиях ограниченной инфраструктуры. И наши инвестиции в развитие сети в этих регионах позволили предоставить людям современные услуги связи, чтобы они, как и жители городов, могли использовать все возможности всемирной паутины для образования и общения. За минувшие два года мы инвестировали в развитие сетей в Алтайском крае 2,5 миллиарда рублей, а в Кемеровской области — более одного миллиарда.
Кроме того, с мая по ноябрь МТС полностью модернизировали все базовые станции в Омской области, инвестировав в обновление оборудования инфраструктуры сети более 600 миллионов рублей. «Апгрейд» позволил увеличить качество голосовых услуг, повысить стабильность передачи данных, а также существенно расширить зоны покрытия сетей связи.
— Как развивался в 2015 году корпоративный сектор бизнеса МТС?
— В корпоративном сегменте Сибири больше половины компаний — клиенты МТС. Понятно, что бизнесу сейчас непросто, при этом мы наблюдаем отчетливый тренд — в кризис многие компании стали более открытыми для инноваций. Причина проста — наши услуги помогают бизнесу оптимизировать издержки именно в тех направлениях, в которых возможно реальное сокращение затрат. Те клиенты, которые доверили нам свои задачи, получили реальную отдачу — сократили издержки бизнеса, увеличили скорость принятия менеджерских решений, повысили уровень контроля за ресурсами предприятия. И примеров тому по Сибири немало: это и предприятия ЖКХ, компании в сфере страхования, логистических услуг, общественного питания и т.д. Бизнесмены перестали воспринимать связь как статью затрат, на которой можно экономить, и увеличили потребление телекоммуникационных сервисов. Это как раз тот случай, когда вложенный рубль дает троекратную экономию. А в сегодняшних экономических условиях такой возможностью пренебрегать никак нельзя.
— Какие сервисы наиболее востребованы корпоративным сектором?
— Мы видим снижение спроса на голосовые услуги и роуминг при повышении востребованности интернет-услуг и неголосовых сервисов, поэтому делаем основной упор на развитие технологий передачи данных и расширения перечня дополнительных сервисов. Ведь бизнесу сегодня интересно все, что может быть сделано автоматически и дистанционно, без участия человека, но при этом эффективно, без ущерба качеству процесса. Поэтому, например, M2M-сервисами (передача данных в автоматическом режиме между устройствами) в настоящее время пользуется более половины корпоративных клиентов МТС в Сибири. Также весьма востребованы такие услуги, как «Единый номер 8–800» и «Автосекретарь» — спрос на них у сибирского бизнеса за минувший год вырос в среднем вдвое. Прирост в сегменте услуг передачи данных на нынешний день составляет более 23 процентов год к году.
— Актуальна ли для телеком-бизнеса проблема импортозамещения? Каковы перспективы замены оборудования отечественными образцами?
— В нашей отрасли масштабное импортозамещение невозможно, так как российские поставщики не производят высокотехнологичное телеком-оборудование, которое полностью соответствовало бы международным стандартам качества и надежности сетей и могло удовлетворить потребности операторов. Так что пока наша отрасль по-прежнему зависима от курсов, так как мы закупаем оборудование за рубежом за валюту.
— Куда движется телекоммуникационный рынок России? Повторяет ли этот вектор путь западных стран? Какие основные тенденции на телекоммуникационном рынке вы бы выделили?
— Тенденции на российском рынке аналогичны мировым. Основной услугой для операторов стала передача данных.
Поэтому для России стратегической целью остается цифровизация населения — повышение проникновения услуги мобильного Интернета, в том числе благодаря дальнейшему развитию сетей и росту проникновению абонентского оборудования для пользования высокоскоростными сетями. Именно повсеместное развитие Интернета будет способствовать наступлению эры «Интернета вещей», первые ласточки подобных проектов мы уже реализовали в виде «умных домов», бытовой техники со встроенными SIM-чипами и других проектов. А что касается будущего телекома, то оно, с нашей точки зрения, за пересечением технологий. Уже сегодня интеграция разных отраслей и технологий, которые предоставляют МТС — мобильный, фиксированный бизнес, ИТ, финансовые услуги, — дают синергетический эффект, в том числе и по выручке. И наша стратегическая цель — в течение следующего десятилетия создать единую экосистему.
«Будем развивать сеть в Сибири»
— Каковы ваши ожидания на 2016 год? В каких сибирских регионах МТС намерены усилить свои позиции?
— Будем развивать сеть в Сибири, повышать доступность интернет-сервисов для населения и, конечно, для бизнеса. Планируем в 2016 году завершить работы по развитию транспортной сети в северных «нефтяных» районах Томской области, продолжим развитие сетей на Ванкорском и Сузунском нефтегазовых месторождениях в Красноярском крае, а также приступим к реализации проекта по обеспечению связью месторождения золота в районе села Беренджак Республики Хакасия. В планах, безусловно, дальнейшее развитие сети LTE в регионах Сибири. В том числе — запуск «технейтральной» сети LTE в частотном диапазоне 1 800 МГц. Уже в феврале услуги сети будут доступны абонентам МТС в Омске и Омской области, а в течение 2016 года базовые станции LTE-1800 появятся и в других городах Сибири. Использование диапазона частот 1 800 МГц позволяет в разы расширить зону действия базовых станций «четвертого поколения». Это особенно актуально в ситуации роста востребованности мобильного Интернета.