Катализатор позволит отказаться от закупки продукта у зарубежных компаний. Как рассказал главный технолог «Газпромнефть–Омского НПЗ» Дмитрий Храпов, на заводе сейчас решается задача импортозамещения катализаторов при производстве высококачественного топлива.
— Дмитрий Валерьевич, из школьного курса химии известно, что такое катализаторы, но наверняка мало кто представляет, какую роль они играют в нефтепереработке, в частности при очистке топлива. Продукт сейчас закупается за границей, а что может случиться, если — на секунду представим — мы окажемся без этого импортного компонента?
— Если представить, что ведущие американские и французские производители катализаторов гидроочистки дизельного топлива ограничат поставки, наша отечественная нефтепереработка столкнется с большими сложностями в выпуске топлива требуемого качества. В качестве дизельного топлива мы сразу откатимся назад. Это значит, что резко увеличится выброс серы с автомобильными выхлопами в атмосферу, и мы почувствуем в крупных городах запах, от которого уже отвыкли. Кроме того, начнутся проблемы с эксплуатацией современных автомобильных двигателей, рассчитанных на качественное топливо.
В апреле 2015 года «Газпромнефть–ОНПЗ» и новосибирский Институт катализа имени Г.К. Борескова заключили генеральное соглашение о сотрудничестве в области развития технологий производства и применения катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга. Прежде чем начать это сотрудничество, мы убедились, что институт серьезный, с мощной исследовательской базой. А уже через несколько месяцев мы получили и загрузили катализатор в промышленную установку. Сейчас он находится в эксплуатации, испытания проходят в заданных параметрах. В апреле цикл его использования заканчивается, и тогда мы с полной уверенностью сможем сказать, что процесс прошел успешно.
— А как катализатор гидроочистки работает и какие параметры необходимо выдержать?
— Катализаторы — это гранулы, которые засыпаются в реактор, через который под давлением и при температуре от 300 до 400 градусов по Цельсию пропускается топливо. Происходит химическая реакция, из продукта удаляются сера, азот и кислород, а на выходе получается дизельное топливо экологического стандарта «Евро-5». Это основное требование.
Кстати, Омский НПЗ уже много лет выпускает катализатор каталитического крекинга для глубокой переработки нефти и увеличения выпуска бензина требуемого стандарта. Технология разработана совместно с учеными Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук. Высокие характеристики катализатора подтверждены независимым специализированным исследовательским центром CPERI в Салониках (Греция). И по этой позиции мы уже не зависим от закупок у основных мировых производителей.
— Что послужило импульсом для решения столь сложных задач?
— Вопрос производства собственных катализаторов имеет стратегическое значение. Тот же катализатор для процесса каталитического крекинга мы теперь не только используем на заводах «Газпром нефти» в Омске и Москве, но и поставляем на Ангарский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий «Роснефти». Есть запросы и от других российских нефтезаводов. Чтобы их удовлетворить, необходимо развивать производство катализаторов. Все понимают, сколько мы уже выиграли только на росте курса валют, создав свой, собственный, продукт и отказавшись от закупок.
— Давайте представим себе, что завтра экономическая ситуация улучшится и нефть опять вырастет в цене. Что тогда?
— В этом случае развитие катализаторного производства только получит дополнительный импульс в виде значительных инвестиций. В конечном итоге это позволит иметь независимые производственные цепочки нефтепереработки в стране.
— Как в дальнейшем будет развиваться производство катализаторов на Омском НПЗ?
— Будет создан собственный катализатор гидрокрекинга. Он применяется для глубокой переработки тяжелого углеводородного сырья. Также сейчас совместно с учеными Института катализа имени Г.К. Борескова разрабатывается технология регенерации и реактивации катализаторов. Поясню. Катализаторы имеют свой ресурс, и отработанный продукт мы продаем для извлечения цветных металлов и дальнейшей утилизации. Однако его возможно использовать повторно, что повысит экономическую эффективность нефтепереработки.
Всего на национальный проект по развитию катализаторного производства на Омском НПЗ «Газпром нефть» планирует направить в ближайшее время 15 миллиардов рублей. Тем самым мы сделали заявку на то, чтобы стать безоговорочным лидером нефтеперерабатывающей отрасли в стране, опираясь на собственные технологии. Это притом, что Омский НПЗ — отраслевой лидер по объемам и глубине переработки нефти. Все это было бы невозможно без участия российской науки, без связки с нашими учеными. Задачи амбициозные, ведь то, к чему на Западе шли десятилетиями, нам нужно разработать за несколько лет.
«Газпромнефть–Омский НПЗ», дочернее предприятие компании «Газпром нефть», является одним из самых современных нефтеперерабатывающих заводов России и одним из крупнейших в мире. В 2015 году Омский НПЗ переработал 20,9 млн тонн нефти. Предприятие на 3,6% — до 4 млн тонн — увеличило объем производства бензина экологического стандарта «Евро-5» по сравнению с предыдущим годом. Выпуск дизельного топлива 5-го экологического класса составил 6,3 млн тонн, что соответствует уровню 2014 года.
Министерство энергетики РФ присвоило проекту компании «Газпром нефть» «Катализаторы глубокой переработки нефтяного сырья на основе оксида алюминия» статус национального проекта. Он рассчитан до 2020 года и предполагает создание на Омском НПЗ производства не выпускаемых пока в России катализаторов гидрогенизационных процессов мощностью 6 тыс. тонн в год и катализаторов каткрекинга годовой мощностью 15 тыс. тонн. Технико-экономическое обоснование проекта подготовлено институтом «ВНИПИнефть» (Москва), разработка инновационных технологий производства катализаторов ведется «Газпром нефтью» в сотрудничестве с ведущими российскими научно-исследовательскими центрами. Компания инвестирует в проект более 15 млрд рублей.
Совокупная мощность катализаторного производства (21 тыс. тонн) полностью обеспечит потребности российской нефтеперерабатывающей отрасли в современных катализаторах для выпуска топлива экологического стандарта «Евро-5». По заключению Минэнерго, снижение зависимости от импорта катализаторов создаст потенциал для увеличения глубины переработки нефтяного сырья и повышения экспортного потенциала российских продуктов нефтепереработки.