Банк Санкт-Петербург – узнаваемый бренд не только на региональном, но и на федеральном уровне вот уже третий десяток лет. И в текущее непростое время банк показывает впечатляющие результаты деятельности и демонстрирует лидерские амбиции. «Этот банк всегда рос на невозможном», – привел слова банкира-конкурента в интервью журналу «Эксперт Северо-Запад» первый заместитель председателя правления банка Александр Конышков. С ним мы и беседуем о рецептах успеха в кризис.
– На домашнем рынке (Санкт-Петербург и Ленинградская область) БСПб занимает уверенное третье место и на кредитном рынке, и на депозитном – после федеральных госбанков (Сбербанка и банков группы ВТБ). Чуть меньшую рыночную долю имеет банк «Россия», но он под санкциями, и его рост в ближайшие годы ограничен; остальные петербургские и дочерние федеральные банки имеют существенно меньший объем бизнеса. Кто ваши конкуренты в основных сегментах бизнеса? Какова степень остроты этой конкуренции? Усиливается или ослабляется ли она в кризис и почему?
– Чтобы никого не обидеть – для нас конкурентами являются все банки (улыбается). Хотя мы традиционно смотрели на сегмент госбанков как на основных конкурентов, то сейчас, во времена возможностей – не хочу употреблять слово «кризис», – мы успешно конкурируем со всеми значимыми игроками рынка, с кем-то в разрезе отдельных продуктов, с кем-то по комплексному обслуживанию. Скажем, есть федеральные банки-лидеры, которые, условно, привыкли, что они могут все и везде – на фоне таких банков мы уверенно лидируем по оперативности принятия решений. Есть сегмент иностранных банков, которые традиционно лидировали в области кредитных предложений, но однозначно проигрывали по комплексному предложению, – с этой группой игроков мы конкурируем за счет комплекса услуг.
Ставка именно на комплексный сервис себя оправдывает, поскольку клиентам нужна не выдернутая из контекста услуга, а пакет услуг. И с точки зрения клиентов где-то мы находимся на первой линии конкуренции с другими игроками, а где-то можем стать пусть не основным, но значимым партнером. Отмечу, что сейчас практически не осталось клиентов, которые обслуживаются только в одном банке. Одни исторически имели два-три обслуживающих банка, других кризисная ситуация научила иметь хотя бы одну «запасную площадку». Например, если раньше для ряда клиентов мы были скорее вспомогательным банком, то сейчас основное сотрудничество происходит для них именно с нами.
– А с точки зрения ценовой конкуренции?
– Здесь снова следует вернуться к понятию «комплекс услуг». Ценовая конкуренция по кредитам – некий распространенный и выгодный определенным игрокам миф, поскольку часто для получения того же кредита банк попросит перейти на расчетно-кассовое обслуживание, оформить зарплатный проект и так далее. Поэтому, говоря о ценовой конкуренции между банками, необходимо рассматривать стоимость комплексного предложения. И здесь у нас оптимальное соотношение цены и качества.
– БСПб занимает седьмое место в стране по размеру портфеля ипотечных кредитов, именно этот сегмент розничного кредитования у вас продолжает расти (+12% за девять месяцев т.г.) на фоне стагнации портфеля потребительских кредитов и сжатия сегмента автокредитования. Ожидаете ли вы резкого сжатия спроса на ипотечные кредиты после завершения программы субсидирования?
– Скорее всего, субсидирование будет продолжаться, пока ключевая ставка не станет равной 9%, что, если не произойдет какихто форс-мажорных макрособытий, может случиться в середине следующего года. Что касается спроса на ипотеку, то я не думаю, что он критически снизится после прекращения программы субсидирования. Есть объективные факторы, такие как продолжающийся приток населения в мегаполисы. Есть менее очевидные, но для вдумчивого заемщика не менее важные факторы.
Да, сейчас относительно высокие ставки ипотечного кредитования – но ведь и квартиры существенно дешевле (особенно в пересчете на валюту), чем во времена низких ставок. Если посчитать, то итоговые затраты на покупку квартиры в ипотеку не факт что превысят «докризисное» время. Кроме того, при улучшении рыночной ситуации всегда можно рефинансировать кредит и тем самым сократить расходы.
Если же брать конкретику по банку, то для нас весьма привлекательным сейчас выглядит московский рынок. Недавно мы открыли в столице первый ипотечный центр на базе петербургской компании ЛСР, которая успешно работает в Москве, и ввиду значительного интереса застройщиков к нашему предложению планируем открывать еще один центр.
– Какова сейчас структура корпоративного кредитного портфеля? И в частности, доля кредитов девелоперам?
– Доля кредитов девелоперам заморожена с марта 2014 года. Прирастают торговля (18% корпоративного кредитного портфеля на 1 октября 2015 года), промышленность (9%), добывающие отрасли (6%), транспорт (3% ).
– Какова доля реструктурированных кредитов в корпоративном кредитном портфеле вашего банка? Насколько возможность пролонгаций и реструктуризаций проблемных кредитов микширует картину с «плохими долгами» в банковской системе в целом?
– Доля резервов на возможные потери по ссудам за девять месяцев текущего года выросла с 8,3 до 9% – в том числе за счет реструктуризаций. Мы чувствуем себя вполне комфортно с имеющимся портфелем. Мы всегда пристально смотрели как на залоговую составляющую, так и на денежные потоки клиента. Да, кто-то периодически выходит на просрочку, и в одних случаях мы понимаем, что с данным клиентом можно и нужно продолжать работать, а в других случаях ясно, что клиенты не справляются или очевидно не справятся – тогда идет закрытие обязательств, в том числе через суд.
Что касается ситуации по системе в целом, то капитал, скажем так, не бесконечен. Чтобы покрывать плохие долги, нужна прибыль. Кредитовать убыточный бизнес – безумие... Иными словами, нормальные банки держат ситуацию под контролем, а от проблемных рынок «чистит» регулятор.
– Одной из отличительных особенностей банковского кризиса образца 2015 года является широта распространения и масштаб убытков, которые терпят банки. Каким образом БСПб удалось сохранить прибыльность в текущем году?
– Во-первых, мы в довольно малой степени «попали» на процентный риск, когда рынок тряхнуло после взлета ключевой ставки до 17%, поскольку мы не пытались получить средства любой ценой – подушка ликвидности позволила нам пройти через турбулентность, не загоняя себя в яму процентного риска и клиентов в ситуацию заградительных ставок финансирования. Закономерно, что и кредитный риск мы тем самым значительно сгладили. На данный момент у нас сохраняется здоровый кредитный портфель, который генерирует прибыль. Мы почти не пострадали от валютного риска, с которым, например, столкнулись госбанки, потому что у нас небольшая доля валютных кредитов и долговых обязательств в валюте. От года к году примерно на четверть растут комиссионные доходы – и к настоящему времени они составляют 4 млрд рублей. Растет и количество активных клиентов, в частности, количество новых корпоративных заемщиков существенно превосходит показатели прошлых лет. Так, каждый третий корпоративный заемщик в этом году – новый.
– А откуда они приходят?
– С рынка (улыбается). Во-первых, уходит часть иностранных игроков – а потребности клиентов сохраняются. Во-вторых, приходят и те заемщики, которые не смогли договориться со своими банками не потому, что клиенты плохие, а в силу неготовности банка их кредитовать. Приходят и из других банков, где ожидания не совпали с предложением. Мы в свою очередь активизировали системную клиентскую работу в корпоративном блоке по привлечению новых клиентов.
– В третьем квартале текущего года возобновился рост корпоративного кредитного портфеля БСПб. Каковы ориентиры динамики корпоративного портфеля по году в целом и планы на 2016 год? Ожидаете ли вы массовой «разморозки» кредитных портфелей в первом эшелоне банковской системы (Топ-100 по активам) в будущем году?
– В третьем квартале кредитный корпоративный портфель вышел из пике после падения в первом-втором кварталах, когда он просел ниже уровня закрытия 2014 года. Итог третьего квартала – это и системная работа предыдущих периодов – те сделки, которые обсуждались ранее, были реализованы, а также результат завершения периода привыкания клиентов к новым реалиям экономики и бизнеса. Портфель продолжает расти и в четвертом квартале, по итогам года мы ожидаем рост к предыдущему году. Уровень превышения будет зависеть от реализации нескольких уже одобренных в настоящее время кредитных сделок общим объемом более 10 млрд рублей.
Мы собираемся расти и в 2016 году – на то есть воля акционеров и менеджмента, а также и наши обязательства перед государством – поскольку мы получили господдержку (субординированный заем в виде ОФЗ на 14,6 млрд рублей. – «Эксперт С-З»), которая предполагает определенные ковенанты в части прироста портфеля. Амбициозные задачи нас вдохновляют – банк всегда рос на пределе возможностей.
«Разморозку» портфелей банков из Топ-100 считаю совсем неочевидной. Хотя бы ввиду того что в современных реалиях совокупность Топ100 весьма размыта ввиду пертурбаций на банковском поле – идет чистка рынка регулятором, происходят консолидации, нижние строчки Топ-100 занимают банки из второй сотни, где капитала как не было, так и нет, ну и так далее. Группа Топ-100 настолько неоднородна, что обобщать и делать прогнозы в рамках такой выборки я бы не стал.
– Основная часть кредитного портфеля БСПб и депозитной базы сосредоточены в домашнем регионе (Санкт-Петербург и Ленобласть), притом что по масштабам бизнеса банк уверенно входит в первую двадцатку в стране. Почему вы не заходите в другие регионы (за единственным исключением приобретения калининградского банка «Европейский» в 2013 году)? Вас не вдохновляют амбиции и лавры банка федерального охвата?
– Во-первых, почти треть кредитного портфеля приходится на Москву, что уже серьезный показатель. А во-вторых и в главных, неправильно считать, что мы работаем преимущественно в «домашнем регионе». У нас есть клиенты и во Владивостоке, которые обслуживаются в СПб, у нас есть в клиентах нефтяные и угольные компании, которые расположены, как вы понимаете, отнюдь не в Петербурге и области. Когда есть интересный нам клиент, то не проблема купить билет и прилететь на переговоры. У нас есть весьма успешный филиал в Калининграде, некоторые наработки которого – в частности, подходы к работе с клиентом, нам весьма интересны (например, уровень комиссионного дохода в общей структуре доходов филиала составляет 51% – это имеет смысл внедрять на уровне всего банка). Мы сейчас активно смотрим и на другие регионы – понимаем, что в СПб может наступить предел для роста клиентской базы. Формат выхода в другие регионы может быть разным – как в виде банка-санатора, так и в виде открытия филиала или представительства. Формат будет определен в зависимости от региона. Мы уже выбрали несколько стратегически интересных для нас регионов, и хотим поработать там, используя местный ресурс. Какие именно регионы? Урал, Сибирь, Юг России, если говорить укрупненно.
– Назовите три самые животрепещущие сегодняшние проблемы, стоящие перед БСПб. А как выглядит первая тройка самых острых проблем, стоящих перед российской банковской системой в целом?
– Проблем как таковых применительно к банку «Санкт-Петербург» я не назову – скорее, есть определенные задачи по дальнейшему росту капитала (уровень достаточности капитала БСПб один из лучших на рынке – 16,3%. – «Эксперт С-З»), дальнейшему росту прибыли (2,7 млрд рублей за девять месяцев т.г.) и дальнейшему повышению качества персонала – поскольку капитал сам по себе не создает прибыль, ее создают люди и принимаемые ими решения. Касаемо банковской системы в целом, вызовы традиционны – это вопросы достаточности капитала, ликвидности и качества кредитного портфеля.
Санкт-Петербург
Показатели деятельности банка
Банк «Санкт-Петербург» – крупнейший банк Северо-Западного региона России. Банк был основан в 1990 году. Сегодня банк обслуживает 1 млн 600 тыс. физических лиц и более 56 тыс. компаний в 49 филиалах и офисах в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Москве и Калининграде. На 1 октября 2015 года банк занимает 18 место по объему активов среди российских банков (по данным информационно-аналитического агентства «Интерфакс»).
На 1 октября 2015 года активы банка составили 527,6 млрд рублей. Объем кредитного портфеля – 352,7 млрд рублей (85% – кредиты корпоративным клиентам, 15% – кредиты частным клиентам). Выручка банка по МСФО за девять месяцев 2015 года – 19,8 млрд рублей, что выше результата аналогичного периода 2014 года на 21,6%. Прибыль – 2,7 млрд рублей.