Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Банк всегда рос на пределе возможностей


Банк Санкт-Петербург – узнава­емый бренд не только на реги­ональном, но и на федеральном уровне вот уже третий десяток лет. И в текущее непростое вре­мя банк показывает впечатляю­щие результаты деятельности и демонстрирует лидерские амбиции. «Этот банк всегда рос на невозможном», – при­вел слова банкира-конкурента в интервью журналу «Эксперт Северо-Запад» первый заместитель председателя правления банка Александр Конышков. С ним мы и беседуем о рецептах успеха в кризис.

– На домашнем рынке (Санкт-Петер­бург и Ленинградская область) БСПб зани­мает уверенное третье место и на кре­дитном рынке, и на депозитном – после федеральных госбанков (Сбербанка и бан­ков группы ВТБ). Чуть меньшую рыноч­ную долю имеет банк «Россия», но он под санкциями, и его рост в ближайшие годы ограничен; остальные петербургские и дочерние федеральные банки имеют су­щественно меньший объем бизнеса. Кто ваши конкуренты в основных сегментах бизнеса? Какова степень остроты этой конкуренции? Усиливается или ослабля­ется ли она в кризис и почему?

– Чтобы никого не обидеть – для нас кон­курентами являются все банки (улыбается). Хотя мы традиционно смотрели на сегмент госбанков как на основных конкурентов, то сейчас, во времена возможностей – не хочу употреблять слово «кризис», – мы успешно конкурируем со всеми значимыми игроками рынка, с кем-то в разрезе отдельных продук­тов, с кем-то по комплексному обслужива­нию. Скажем, есть федеральные банки-ли­деры, которые, условно, привыкли, что они могут все и везде – на фоне таких банков мы уверенно лидируем по оперативности при­нятия решений. Есть сегмент иностранных банков, которые традиционно лидировали в области кредитных предложений, но од­нозначно проигрывали по комплексному предложению, – с этой группой игроков мы конкурируем за счет комплекса услуг.

Ставка именно на комплексный сервис себя оправ­дывает, поскольку клиентам нужна не выдер­нутая из контекста услуга, а пакет услуг. И с точки зрения клиентов где-то мы находимся на первой линии конкуренции с другими иг­роками, а где-то можем стать пусть не основ­ным, но значимым партнером. Отмечу, что сейчас практически не осталось клиентов, которые обслуживаются только в одном бан­ке. Одни исторически имели два-три обслу­живающих банка, других кризисная ситуа­ция научила иметь хотя бы одну «запасную площадку». Например, если раньше для ряда клиентов мы были скорее вспомогательным банком, то сейчас основное сотрудничество происходит для них именно с нами.

– А с точки зрения ценовой конкуренции?

– Здесь снова следует вернуться к поня­тию «комплекс услуг». Ценовая конкуренция по кредитам – некий распространенный и выгодный определенным игрокам миф, по­скольку часто для получения того же кредита банк попросит перейти на расчетно-кассовое обслуживание, оформить зарплатный про­ект и так далее. Поэтому, говоря о ценовой конкуренции между банками, необходимо рассматривать стоимость комплексного предложения. И здесь у нас оптимальное со­отношение цены и качества.

– БСПб занимает седьмое место в стране по размеру портфеля ипотеч­ных кредитов, именно этот сегмент розничного кредитования у вас про­должает расти (+12% за девять меся­цев т.г.) на фоне стагнации портфеля потребительских кредитов и сжатия сегмента автокредитования. Ожида­ете ли вы резкого сжатия спроса на ипотечные кредиты после завершения программы субсидирования?

– Скорее всего, субсидирование будет про­должаться, пока ключевая ставка не станет равной 9%, что, если не произойдет каких­то форс-мажорных макрособытий, может случиться в середине следующего года. Что касается спроса на ипотеку, то я не думаю, что он критически снизится после прекращения программы субсидирования. Есть объектив­ные факторы, такие как продолжающийся приток населения в мегаполисы. Есть менее очевидные, но для вдумчивого заемщика не менее важные факторы.

Да, сейчас относи­тельно высокие ставки ипотечного кредито­вания – но ведь и квартиры существенно де­шевле (особенно в пересчете на валюту), чем во времена низких ставок. Если посчитать, то итоговые затраты на покупку квартиры в ипотеку не факт что превысят «докризисное» время. Кроме того, при улучшении рыноч­ной ситуации всегда можно рефинансиро­вать кредит и тем самым сократить расходы.

Если же брать конкретику по банку, то для нас весьма привлекательным сейчас выглядит московский рынок. Недавно мы открыли в столице первый ипотечный центр на базе пе­тербургской компании ЛСР, которая успешно работает в Москве, и ввиду значительного интереса застройщиков к нашему предложе­нию планируем открывать еще один центр.

– Какова сейчас структура корпора­тивного кредитного портфеля? И в част­ности, доля кредитов девелоперам?

– Доля кредитов девелоперам заморожена с марта 2014 года. Прирастают торговля (18% корпоративного кредитного портфеля на 1 октября 2015 года), промышленность (9%), добывающие отрасли (6%), транспорт (3% ).

– Какова доля реструктурированных кредитов в корпоративном кредитном портфеле вашего банка? Насколько воз­можность пролонгаций и реструктури­заций проблемных кредитов микширует картину с «плохими долгами» в банков­ской системе в целом?

– Доля резервов на возможные потери по ссудам за девять месяцев текущего года выросла с 8,3 до 9% – в том числе за счет ре­структуризаций. Мы чувствуем себя вполне комфортно с имеющимся портфелем. Мы всегда пристально смотрели как на зало­говую составляющую, так и на денежные потоки клиента. Да, кто-то периодически выходит на просрочку, и в одних случаях мы понимаем, что с данным клиентом можно и нужно продолжать работать, а в других случаях ясно, что клиенты не справляются или очевидно не справятся – тогда идет за­крытие обязательств, в том числе через суд.

Что касается ситуации по системе в целом, то капитал, скажем так, не бесконечен. Чтобы покрывать плохие долги, нужна прибыль. Кредитовать убыточный бизнес – безумие... Иными словами, нормальные банки держат ситуацию под контролем, а от проблемных рынок «чистит» регулятор.

– Одной из отличительных особенно­стей банковского кризиса образца 2015 года является широта распространения и масштаб убытков, которые терпят банки. Каким образом БСПб удалось со­хранить прибыльность в текущем году?

– Во-первых, мы в довольно малой сте­пени «попали» на процентный риск, когда рынок тряхнуло после взлета ключевой ставки до 17%, поскольку мы не пытались получить средства любой ценой – подуш­ка ликвидности позволила нам пройти через турбулентность, не загоняя себя в яму процентного риска и клиентов в си­туацию заградительных ставок финанси­рования. Закономерно, что и кредитный риск мы тем самым значительно сглади­ли. На данный момент у нас сохраняется здоровый кредитный портфель, который генерирует прибыль. Мы почти не постра­дали от валютного риска, с которым, на­пример, столкнулись госбанки, потому что у нас небольшая доля валютных кредитов и долговых обязательств в валюте. От года к году примерно на четверть растут комис­сионные доходы – и к настоящему времени они составляют 4 млрд рублей. Растет и ко­личество активных клиентов, в частности, количество новых корпоративных заемщи­ков существенно превосходит показатели прошлых лет. Так, каждый третий корпо­ративный заемщик в этом году – новый.

– А откуда они приходят?

– С рынка (улыбается). Во-первых, уходит часть иностранных игроков – а потребности клиентов сохраняются. Во-вторых, приходят и те заемщики, которые не смогли догово­риться со своими банками не потому, что клиенты плохие, а в силу неготовности банка их кредитовать. Приходят и из других банков, где ожидания не совпали с предложением. Мы в свою очередь активизировали систем­ную клиентскую работу в корпоративном блоке по привлечению новых клиентов.

– В третьем квартале текущего года возобновился рост корпоратив­ного кредитного портфеля БСПб. Ка­ковы ориентиры динамики корпора­тивного портфеля по году в целом и планы на 2016 год? Ожидаете ли вы массовой «разморозки» кредитных портфелей в первом эшелоне банков­ской системы (Топ-100 по активам) в будущем году?

– В третьем квартале кредитный корпо­ративный портфель вышел из пике после падения в первом-втором кварталах, когда он просел ниже уровня закрытия 2014 года. Итог третьего квартала – это и системная работа предыдущих периодов – те сделки, которые обсуждались ранее, были реализо­ваны, а также результат завершения перио­да привыкания клиентов к новым реалиям экономики и бизнеса. Портфель продолжает расти и в четвертом квартале, по итогам года мы ожидаем рост к предыдущему году. Уро­вень превышения будет зависеть от реализа­ции нескольких уже одобренных в настоящее время кредитных сделок общим объемом более 10 млрд рублей.

Мы собираемся расти и в 2016 году – на то есть воля акционеров и менеджмента, а также и наши обязательства перед государством – поскольку мы получи­ли господдержку (субординированный заем в виде ОФЗ на 14,6 млрд рублей. – «Эксперт С-З»), которая предполагает определенные ковенанты в части прироста портфеля. Ам­бициозные задачи нас вдохновляют – банк всегда рос на пределе возможностей.

«Размо­розку» портфелей банков из Топ-100 считаю совсем неочевидной. Хотя бы ввиду того что в современных реалиях совокупность Топ­100 весьма размыта ввиду пертурбаций на банковском поле – идет чистка рынка регу­лятором, происходят консолидации, нижние строчки Топ-100 занимают банки из второй сотни, где капитала как не было, так и нет, ну и так далее. Группа Топ-100 настолько неод­нородна, что обобщать и делать прогнозы в рамках такой выборки я бы не стал.

– Основная часть кредитного пор­тфеля БСПб и депозитной базы сосредо­точены в домашнем регионе (Санкт-Пе­тербург и Ленобласть), притом что по масштабам бизнеса банк уверенно вхо­дит в первую двадцатку в стране. Почему вы не заходите в другие регионы (за един­ственным исключением приобретения калининградского банка «Европейский» в 2013 году)? Вас не вдохновляют амбиции и лавры банка федерального охвата?

– Во-первых, почти треть кредитного портфеля приходится на Москву, что уже серьезный показатель. А во-вторых и в глав­ных, неправильно считать, что мы работаем преимущественно в «домашнем регионе». У нас есть клиенты и во Владивостоке, которые обслуживаются в СПб, у нас есть в клиентах нефтяные и угольные компании, которые расположены, как вы понимаете, отнюдь не в Петербурге и области. Когда есть интересный нам клиент, то не проблема купить билет и прилететь на переговоры. У нас есть весьма успешный филиал в Ка­лининграде, некоторые наработки которого – в частности, подходы к работе с клиентом, нам весьма интересны (например, уровень комиссионного дохода в общей структуре доходов филиала составляет 51% – это имеет смысл внедрять на уровне всего банка). Мы сейчас активно смотрим и на другие регио­ны – понимаем, что в СПб может наступить предел для роста клиентской базы. Формат выхода в другие регионы может быть раз­ным – как в виде банка-санатора, так и в виде открытия филиала или представительства. Формат будет определен в зависимости от региона. Мы уже выбрали несколько стра­тегически интересных для нас регионов, и хотим поработать там, используя местный ресурс. Какие именно регионы? Урал, Си­бирь, Юг России, если говорить укрупненно.

– Назовите три самые животрепе­щущие сегодняшние проблемы, стоящие перед БСПб. А как выглядит первая трой­ка самых острых проблем, стоящих пе­ред российской банковской системой в целом?

– Проблем как таковых применительно к банку «Санкт-Петербург» я не назову – скорее, есть определенные задачи по даль­нейшему росту капитала (уровень доста­точности капитала БСПб один из лучших на рынке – 16,3%. – «Эксперт С-З»), дальней­шему росту прибыли (2,7 млрд рублей за девять месяцев т.г.) и дальнейшему повы­шению качества персонала – поскольку капитал сам по себе не создает прибыль, ее создают люди и принимаемые ими реше­ния. Касаемо банковской системы в целом, вызовы традиционны – это вопросы доста­точности капитала, ликвидности и качест­ва кредитного портфеля.

Санкт-Петербург  

Показатели деятельности банка

Банк «Санкт-Петербург» – крупнейший банк Северо-Западного региона России. Банк был основан в 1990 году. Сегодня банк обслуживает 1 млн 600 тыс. физических лиц и более 56 тыс. компаний в 49 филиалах и офисах в Санкт­-Петербурге, Ленинградской области, Москве и Калининграде. На 1 октября 2015 года банк занимает 18 место по объему активов среди российских банков (по данным информационно-аналитического агентства «Интерфакс»).

На 1 октября 2015 года активы банка составили 527,6 млрд рублей. Объем кредитного портфеля – 352,7 млрд рублей (85% – кредиты корпоративным клиентам, 15% – кредиты частным клиентам). Выручка банка по МСФО за девять месяцев 2015 года – 19,8 млрд рублей, что выше результата аналогичного пе­риода 2014 года на 21,6%. Прибыль – 2,7 млрд рублей.