Полтора года назад комитет по поддержке малого и среднего предпринимательства Новосибирска возглавил Максим Останин. С приходом этого активного молодого чиновника бизнес-сообщество связывало надежды на расширение и углубление сотрудничества с властью и, прежде всего, в вопросах участия в госзаказе. Кажется, кое-чего добиться ему удалось. В интервью журналу «Эксперт-Сибирь» Максим Останин рассказал о проблемах, которые сегодня волнуют бизнес, о правилах игры в сфере госзакупок и реальной помощи, которую способен оказать комитет предпринимателям.
«Одного желания мало»
— Максим, как изменились проблемы предпринимателей за последнее год–два, с какими проблемами к вам приходит бизнес чаще всего?
— Если мы проанализируем все проблемы, с какими последние три–четыре года обращались к муниципалитету предприниматели, то вырисовывается следующая картина. В 2012 году, согласно данным индекса Опоры России, на первом месте стояла проблема поиска квалифицированных кадров; на втором — вопросы налогового администрирования, на третьем — все, что касается финансовых трудностей. Если вспомнить 2013 год — картина примерно та же. А вот в 2014-м произошли кардинальные изменения. Проблема кадров ушла с первого места, а важнейшей оказалась проблема доступности финансовых ресурсов. На втором месте была труднодоступность арендных площадей из-за высокой стоимости квадратного метра. На третьем месте — проблема кадров, на четвертом — труднодоступность получения государственного заказа. Мы видим, что в 2016 году предприниматели стали чаще обращаться к нам с проблемой поиска новых рынков. Для одних сложная экономическая ситуация — это повод опустить руки, для других — новые возможности.
Если же говорить о динамике развития бизнеса, то в 2013 году в Новосибирске было зафиксировано 96 тысяч предпринимателей, в 2014 году — уже 109 тысяч человек. Рост в 13 процентов обеспечили в основном микропредприятия, где работают от одного до пятнадцати человек. В условиях массовых сокращений, многие ушли в предпринимательство, открыли свое дело. Расскажу простой пример. Сейчас я сижу в носках, которые сделал новосибирский производитель. Парень работал в сфере легкой промышленности, попал под сокращение и пришел к нам в бизнес-инкубатор. Прошло немного времени, и ему удалось заключить несколько крупных контрактов. В первый же месяц он произвел 250 тысяч пар носков, а недавно ему удалось зайти в крупные сети.
— Обращаются ли к вам предприниматели с просьбой помочь получить госзаказ?
— Считаю, что бизнес не должен зарабатывать только на госзаказе. Действительно, многие начинающие предприниматели, которые к нам приходят, говорят, что хотят поучаствовать в госзакупках. Но одного желания мало, предприниматель должен наработать опыт, его бизнес должен быть ликвидным в условиях рынка. Только в этом случае имеет смысл выходить на государственный или муниципальный заказ. Рассматривать госзаказ только как альтернативный рынка сбыта — путь неправильный. Госзаказ рынок не подменяет, а создает лишь одно из направлений рынка, некие дополнительные возможности.
«Правильно сориентировать бизнес»
— Как оцениваете степень вовлечения малого бизнеса в систему госзакупок?
— По итогам 2015 года, по 44-ФЗ малый и средний бизнес Новосибирской области заключил 9 907 тысяч контрактов на сумму 3,5 миллиарда рублей. По этому закону государственные и муниципальные органы должны придерживаться квоты в 15 для субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего же в прошлом году в регионе было заключено 20 912 госконтрактов на сумму более 19 миллиардов рублей, но это уже с участием крупного бизнеса.
Если говорить о 223 федеральном законе, то доля участия малого бизнеса в нем определена выше — в 18 процентов. Здесь, как правило, заказчиками выступают крупные корпорации.
Если говорить об участии малого бизнеса в закупках мэрии Новосибирске в 2015 году, то в городе проведено 485 процедур по определению поставщиков, и заключено 2 182 контракта на сумму 1,71 миллиардов рублей. Этот показатель на 15 процентов больше аналогичного периода 2014 года (1,49 миллиардов рублей). Если посмотреть на то количество предпринимателей, которые есть в городе и выделить из них тех, кто активно участвует в закупках, то это будет очень небольшая доля — менее 10 процентов. Опросы показывают, что только 60 процентов предпринимателей считают, что госзакупки проходят честно, а 40 процентов остаются чем-либо недовольными. Так, одной из главных проблем, которая снижает предпринимательскую активность в участии в госзакупках — это неоднородность товаров. В одну закупку могут заложить и поставку конфет, и туалетной бумаги, и компьютеры, и мебель. В таких закупках малый бизнес физически участвовать не может.
— Что необходимо сделать профильным госорганам для активного вовлечения малого бизнеса в систему госзакупок?
— В первую очередь — это просветительская работа, помощь в правовом, юридическом сопровождении. Наша задача — правильно сориентировать бизнес, подсказать, что делать и как делать.
— Ведь есть же обратная сторона. Корпорации говорят, что порой малые компании не могут справиться с заказом, или выполняют его некачественно. И при этом закон обязывает госкомпании размещать заказы в организациях малого бизнеса?
— Конечно, такая опасность есть. Бывает, что предприниматель слишком самонадеянно отнесся к возможности выполнить тот или иной заказ. Но «вдруг» не хватило производственных мощностей. Или же подрядчики подвели. Но, повторюсь, таких случаев немного. И со своей стороны мы работаем с предпринимателями, помогаем им реально оценивать свои возможности.
— А если сравнить уровень вовлеченности малого бизнеса в госзакупки в Новосибирской области с другими регионами Сибири или страны?
— Вовлеченность очень близкая. Если по 44-ФЗ доля малого бизнеса в госзакупках определена законом в 15 процентов, то, как правило, она достигается. Хотя бывает и по-другому. Например, в Алтайском крае этой цифры достичь не удалось. Но нужно понимать, что количество малого бизнеса в каждом из регионов разное. В том же Алтайском крае малому бизнесу в 2015 году было предоставлено 6 422 госконтракта, а в Новосибирской области — 9 907, в Томской области — 2,5 тысячи. Есть нюансы. Важным критерием для оценки является доля финансово активных компаний, ведь на рынке много фирм-однодневок. Можно ли считать, например, предпринимателем человека, показывающего нулевые балансы?
— И можно?
— Если он осуществляет свою деятельность, которая связана с извлечением прибыли, созданием рабочих мест, уплатой налогов, то, тогда, конечно, предприниматель.
— Есть ли у вас цифры по количеству в городе, скажем так, формальных, неактивных предпринимателей?
— Такая цифра появится в конце этого года. Раз в пять лет Россттат всесторонне анализирует предпринимательство и как раз сейчас ведет эту работу. Могу сказать лишь, что если в 2014 году было создано порядка 30 тысяч новых рабочих мест с учетом индивидуальных предпринимателей, то в прошлом году — только 10 тысяч, из которых малых предпринимателей — порядка двух тысяч.
«Очень тесно взаимодействуем»
— Каким образом просвещаете начинающих предпринимателей?
— Во-первых, проводим семинары. И делаем это на постоянной основе. Причем мы решили перейти от разовых семинаров к созданию некого информационного пространства, где предприниматель мог бы получить все необходимые знания и компетенции по ведению бизнеса, инструментах господдержки, участию в госзаказах. Так, у нас появился проект «Конкурент. Технологии госзаказа». Итогом участия предпринимателя в этом проекте мы видим предоставление реального опыта участия в государственной или корпоративной закупки. Если у него получилось, значит, получилось и у нас.
В конце мая мы традиционно отмечаем «День российского предпринимателя». Как и в прошлом году, мы проведем так называемую «Неделю предпринимательства», сконцентрировав внимание на решении конкретных проблем бизнеса. На это мероприятие мы приглашаем региональные министерства, фонды, комитеты, коммерческие структуры, венчурные фонды… Мы хотим собрать в одном месте максимальное число организаций, которые ориентированы на работу с предпринимательством, чтобы они все разом рассказали бизнесу обо всех возможностях взаимодействия и поддержки. Ведь чаше всего предприниматель не знает, какая властная структура за что отвечает, и чем может быть ему полезна, какая из властных организаций оказывает поддержку, а какая — нет.
Другой формат, в котором мы предлагаем принять участие предпринимателям — это «День без барьеров». Мы как никто заинтересованы в снижении административных барьеров, включая взаимодействие бизнеса с разрешительными органами. В этот день мы собираем представителей прокуратуры, Роспотребнадзора, МЧС и других структур, во взаимопонимании с которыми очень сильно заинтересован малый бизнес. Такое общение снимает очень многие вопросы.
Также раз в две-три недели наш комитет организует встречи малого бизнеса с руководителем того или иного надзорного ведомства. Так, несколько недель назад была встреча с руководством прокуратуры, до этого — с главой налоговой инспекции. Очень полезно!
Предпринимателей также беспокоят вопросы подключения к мощностям. 19 мая мы запланировали встречу с руководством «Сибэко», на которой в том числе обсудим вопрос сноса 2 300 объектов, которые, по мнению энергетиков, угрожают качественному предоставлению услуги.
Наша задача создавать коммуникационные форматы, которые позволили бы предпринимателям эффективно взаимодействовать с людьми, принимающими решения, чтобы они были осведомлены обо всех возможностях, которые есть в городе для поддержки малого и среднего предпринимательства, и чтобы как можно больше людей пользовались нашей поддержкой. И результат налицо. Если в 2013 году мы поддержали 20 компаний из 60-ти обратившихся и примерно столько же в 2014 году, то в 2015 году получили 270 заявок и 107 компаний поддержали.
— Каких целей вы хотите достичь?
— В первую очередь для нас важно решение фундаментальных институциональных проблем предпринимателей. Мы хотим максимально вовлечь бизнес в наш формат, чтобы больше предпринимателей могли воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет закон.