Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

«Только 60 процентов предпринимателей считают, что госзакупки проходят честно»


Полтора года назад комитет по поддержке малого и среднего предпринимательства Новосибирска возглавил Максим Останин. С приходом этого активного молодого чиновника бизнес-сообщество связывало надежды на расширение и углубление сотрудничества с властью и, прежде всего, в вопросах участия в госзаказе. Кажется, кое-чего добиться ему удалось. В интервью журналу «Эксперт-Сибирь» Максим Останин рассказал о проб­лемах, которые сегодня волнуют бизнес, о правилах игры в сфере госзакупок и реальной помощи, которую способен оказать комитет предпринимателям.

«Одного желания мало»

— Максим, как изменились проблемы предпринимателей за последнее год–два, с какими проблемами к вам приходит бизнес чаще всего?

— Если мы проанализируем все проблемы, с какими последние три–четыре года обращались к муниципалитету предприниматели, то вырисовывается следующая картина. В 2012 году, согласно данным индекса Опоры России, на первом месте стояла проб­лема поиска квалифицированных кадров; на втором — вопросы налогового администрирования, на третьем — все, что касается финансовых трудностей. Если вспомнить 2013 год — картина примерно та же. А вот в 2014-м произошли кардинальные изменения. Проблема кадров ушла с первого места, а важнейшей оказалась проблема доступности финансовых ресурсов. На втором месте была труднодоступность арендных площадей из-за высокой стоимости квадратного метра. На третьем месте — проблема кадров, на четвертом — труднодоступность получения государственного заказа. Мы видим, что в 2016 году предприниматели стали чаще обращаться к нам с проблемой поиска новых рынков. Для одних сложная экономическая ситуация — это повод опустить руки, для других — новые возможности.

Если же говорить о динамике развития бизнеса, то в 2013 году в Новосибирске было зафиксировано 96 тысяч предпринимателей, в 2014 году — уже 109 тысяч человек. Рост в 13 процентов обеспечили в основном микропредприятия, где работают от одного до пятнадцати человек. В условиях массовых сокращений, многие ушли в предпринимательство, открыли свое дело. Расскажу простой пример. Сейчас я сижу в носках, которые сделал новосибирский производитель. Парень работал в сфере легкой промышленности, попал под сокращение и пришел к нам в бизнес-инкубатор. Прошло немного времени, и ему удалось заключить несколько крупных контрактов. В первый же месяц он произвел 250 тысяч пар носков, а недавно ему удалось зайти в крупные сети.

— Обращаются ли к вам предприниматели с просьбой помочь получить госзаказ?

— Считаю, что бизнес не должен зарабатывать только на госзаказе. Действительно, многие начинающие предприниматели, которые к нам приходят, говорят, что хотят поучаствовать в госзакупках. Но одного желания мало, предприниматель должен наработать опыт, его бизнес должен быть ликвидным в условиях рынка. Только в этом случае имеет смысл выходить на государственный или муниципальный заказ. Рассматривать госзаказ только как альтернативный рынка сбыта — путь неправильный. Госзаказ рынок не подменяет, а создает лишь одно из направлений рынка, некие дополнительные возможности.

 «Правильно сориентировать бизнес»

— Как оцениваете степень вовлечения малого бизнеса в систему госзакупок?

— По итогам 2015 года, по 44-ФЗ малый и средний бизнес Новосибирской области заключил 9 907 тысяч контрактов на сумму 3,5 миллиарда руб­лей. По этому закону государственные и муниципальные органы должны придерживаться квоты в 15 для субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего же в прошлом году в регионе было заключено 20 912 госконтрактов на сумму более 19 миллиардов руб­лей, но это уже с участием крупного бизнеса.

Если говорить о 223 федеральном законе, то доля участия малого бизнеса в нем определена выше — в 18 процентов. Здесь, как правило, заказчиками выступают крупные корпорации.

Если говорить об участии малого бизнеса в закупках мэрии Новосибирске в 2015 году, то в городе проведено 485 процедур по определению поставщиков, и заключено 2 182 контракта на сумму 1,71 миллиардов руб­лей. Этот показатель на 15 процентов больше аналогичного периода 2014 года (1,49 миллиардов руб­лей). Если посмотреть на то количество предпринимателей, которые есть в городе и выделить из них тех, кто активно участвует в закупках, то это будет очень небольшая доля — менее 10 процентов. Опросы показывают, что только 60 процентов предпринимателей считают, что госзакупки проходят честно, а 40 процентов остаются чем-либо недовольными. Так, одной из главных проблем, которая снижает предпринимательскую активность в участии в госзакупках — это неоднородность товаров. В одну закупку могут заложить и поставку конфет, и туалетной бумаги, и компьютеры, и мебель. В таких закупках малый бизнес физически участвовать не может.

— Что необходимо сделать профильным госорганам для активного вовлечения малого бизнеса в систему госзакупок?

— В первую очередь — это просветительская работа, помощь в правовом, юридическом сопровождении. Наша задача — правильно сориентировать бизнес, подсказать, что делать и как делать.

— Ведь есть же обратная сторона. Корпорации говорят, что порой малые компании не могут справиться с заказом, или выполняют его некачественно. И при этом закон обязывает госкомпании размещать заказы в организациях малого бизнеса?

— Конечно, такая опасность есть. Бывает, что предприниматель слишком самонадеянно отнесся к возможности выполнить тот или иной заказ. Но «вдруг» не хватило производственных мощностей. Или же подрядчики подвели. Но, повторюсь, таких случаев немного. И со своей стороны мы работаем с предпринимателями, помогаем им реально оценивать свои возможности.

— А если сравнить уровень вовлеченности малого бизнеса в госзакупки в Новосибирской области с другими регионами Сибири или страны?

— Вовлеченность очень близкая. Если по 44-ФЗ доля малого бизнеса в госзакупках определена законом в 15 процентов, то, как правило, она достигается. Хотя бывает и по-другому. Например, в Алтайском крае этой цифры достичь не удалось. Но нужно понимать, что количество малого бизнеса в каждом из регионов разное. В том же Алтайском крае малому бизнесу в 2015 году было предоставлено 6 422 госконтракта, а в Новосибирской области — 9 907, в Томской области — 2,5 тысячи. Есть нюансы. Важным критерием для оценки является доля финансово активных компаний, ведь на рынке много фирм-однодневок. Можно ли считать, например, предпринимателем человека, показывающего нулевые балансы?

— И можно?

— Если он осуществляет свою деятельность, которая связана с извлечением прибыли, созданием рабочих мест, уплатой налогов, то, тогда, конечно, предприниматель.

— Есть ли у вас цифры по количеству в городе, скажем так, формальных, неактивных предпринимателей?

— Такая цифра появится в конце этого года. Раз в пять лет Россттат всесторонне анализирует предпринимательство и как раз сейчас ведет эту работу. Могу сказать лишь, что если в 2014 году было создано порядка 30 тысяч новых рабочих мест с учетом индивидуальных предпринимателей, то в прошлом году — только 10 тысяч, из которых малых предпринимателей — порядка двух тысяч.

«Очень тесно взаимодействуем»

— Каким образом просвещаете начинающих предпринимателей?

— Во-первых, проводим семинары. И делаем это на постоянной основе. Причем мы решили перейти от разовых семинаров к созданию некого информационного пространства, где предприниматель мог бы получить все необходимые знания и компетенции по ведению бизнеса, инструментах господдержки, участию в госзаказах. Так, у нас появился проект «Конкурент. Технологии госзаказа». Итогом участия предпринимателя в этом проекте мы видим предоставление реального опыта участия в государственной или корпоративной закупки. Если у него получилось, значит, получилось и у нас.

В конце мая мы традиционно отмечаем «День российского предпринимателя». Как и в прошлом году, мы проведем так называемую «Неделю предпринимательства», сконцентрировав внимание на решении конкретных проблем бизнеса. На это мероприятие мы приглашаем регио­нальные министерства, фонды, комитеты, коммерческие структуры, венчурные фонды… Мы хотим собрать в одном месте максимальное число организаций, которые ориентированы на работу с предпринимательством, чтобы они все разом рассказали бизнесу обо всех возможностях взаимодействия и поддержки. Ведь чаше всего предприниматель не знает, какая властная структура за что отвечает, и чем может быть ему полезна, какая из властных организаций оказывает поддержку, а какая — нет.

Другой формат, в котором мы предлагаем принять участие предпринимателям — это «День без барьеров». Мы как никто заинтересованы в снижении административных барьеров, включая взаимодействие бизнеса с разрешительными органами. В этот день мы собираем представителей прокуратуры, Роспотребнадзора, МЧС и других структур, во взаимопонимании с которыми очень сильно заинтересован малый бизнес. Такое общение снимает очень многие вопросы.

Также раз в две-три недели наш комитет организует встречи малого бизнеса с руководителем того или иного надзорного ведомства. Так, несколько недель назад была встреча с руководством прокуратуры, до этого — с главой налоговой инспекции. Очень полезно!

Предпринимателей также беспокоят вопросы подключения к мощностям. 19 мая мы запланировали встречу с руководством «Сибэко», на которой в том числе обсудим вопрос сноса 2 300 объектов, которые, по мнению энергетиков, угрожают качественному предоставлению услуги.

Наша задача создавать коммуникационные форматы, которые позволили бы предпринимателям эффективно взаимодействовать с людьми, принимающими решения, чтобы они были осведомлены обо всех возможностях, которые есть в городе для поддержки малого и среднего предпринимательства, и чтобы как можно больше людей пользовались нашей поддержкой. И результат налицо. Если в 2013 году мы поддержали 20 компаний из 60-ти обратившихся и примерно столько же в 2014 году, то в 2015 году получили 270 заявок и 107 компаний поддержали.

— Каких целей вы хотите достичь?

— В первую очередь для нас важно решение фундаментальных институцио­нальных проблем предпринимателей. Мы хотим максимально вовлечь бизнес в наш формат, чтобы больше предпринимателей могли воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет закон.