Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Спроси меня как


30 августа начался региональный тур по отбору лучших команд, организованный Российской венчурной компанией (РВК) и проводимый стартап-акселератором GenerationS. Цель тура (проходит в 30 городах до 15 октября) — стимулировать технологическое предпринимательство, дать ему возможность масштабироваться. Победители получат выход на парт­нерскую сеть РВК, состоящую из частных и государственных инвестфондов, институтов развития, отраслевых экспертов, представителей бизнес-сообщества и крупнейших российских компаний — потенциальных потребителей высокотехнологичных разработок.

— Стартап-акселератор — ключевой инструмент РВК по формированию потока качественных технологических проектов в интересах инвесторов и корпораций, созданию в России «инновационного лифта» для талантливых предпринимателей из регионов, а также по развитию региональной инновационной инфраструктуры, — говорит заместитель генерального директора — директор по развитию РВК и идеолог GenerationS Гульнара Биккулова.

— Гульнара, что показывает практика отбора стартапов?

— Стартап-индустрия в России эволюционирует. За десять лет ее становления наиболее удачными с точки зрения инвестиций и появления стартапов оказались 2012 — 2013 годы. Сейчас мы видим закономерный спад: интересные идеи, что были на поверхности, и активные люди, готовые эти идеи развивать, уже состоялись в бизнесе. Лучшие проекты либо получили инвестиции от венчурных фондов, либо находятся в инкубаторах, если речь идет о проектах ранней стадии. Часть стартапов перешли с регионального уровня на федеральный, переехали в Москву и продолжают развивать бизнес. Многие получили гранты от всевозможных государственных фондов.

По общему мнению экспертов, сегодня количество стартапов уменьшилось. А ситуация с качеством проектов обратная: оно улучшается. Несколько лет назад стартап-сообщество в России было очень молодым, в него попадали ребята с идеями, чаще студенты. Сегодня мы наблюдаем процесс «взросления» предпринимателей. В наши акселерационные программы приходят 35 — 40-летние ученые, инженеры, разработчики с серьезным опытом работы в корпоративном сегменте.

Стартапы развиваются, выходят на рынок — и сталкиваются с тем, что нет спроса на инновационную продукцию ни со стороны больших госкомпаний, ни со стороны среднего бизнеса. Проблема со спросом на новые технологии в России огромная.

— Почему его нет?

— У нас страна крупного бизнеса, на большинстве рынков правят госмонополии, не имеющие мотивации развиваться, конкурировать с другими компаниями: у них все хорошо. Стартапы как инструмент развития, источник новых идей для бизнеса, им не интересны. В этих компаниях запрос на инновации отсутствует на стратегическом уровне. Хотя внутри корпораций все же стали появляться люди, которым интересно работать с технологическими проектами и менять бизнес к лучшему. Мы стараемся находить таких людей и вовлекать их в технологическое сообщество, подключать к проектам РВК по развитию инструментов корпоративной акселерации и венчурного инвестирования.

Проблема спроса до сих пор не разрешена системно не только в России. Но в странах с развитой рыночной экономикой немного проще, там большие компании понимают, что стартапы нужны как источники новых идей. В мире есть такой термин — открытые инновации. Это широкий спектр механизмов, который помогает корпорациям активизировать работу со стартапами. Один из них — это конкурсы стартапов, в рамках которых крупный бизнес отбирает лучшие идеи с рынка и встраивает их в свои технологические цепочки. Помимо этого, многие глобальные корпорации создают корпоративные венчурные фонды, через которые они покупают стартапы, а также корпоративные инкубаторы, акселераторы, технопарки рядом со своими промплощадками, где работают с новыми идеями. Российские компании пока не очень знакомы с такими инструментами, у многих нет инновационной культуры, мотивации покупать инновации. 

— Что меняется в подходах, инструментарии РВК с учетом эволюции стартап-индустрии?

— Модель нашего флагманского проекта — GenerationS — менялась: когда мы запускали его в 2013 году, была задача просто искать в регионах проекты и выращивать их в стартап-акселераторе. Акселератор — это инфраструктура, позволяющая старт­апу в течение короткого времени получить знания, связи, опыт, ускорить развитие, качественно совершенствовать проект. Мы начали этот процесс, чтобы инвесторам было во что инвестировать, потому что те жаловались: проектов нет. Тогда мы отобрали 150 проектов, по итогам 20 из них получили инвестиции в течение полугода и еще 20 — в течение двух лет.

В 2014 году мы решили создавать отраслевые акселераторы, потому что тогда большинство инноваторов предлагали интернет-проекты. Мы подумали, что было бы хорошо, учитывая научный потенциал России, помогать ученым коммерциализировать проекты за пределами интернета, в области, например, промышленности, энергетики, фармы, и сделали такие программы. К ним потянулись инвесторы. Вокруг GenerationS сформировалось сообщество консультантов, предпринимателей, инвесторов, работающих с высокотехнологичными проектами. С прошлого года делаем ставку на корпоративный сегмент.

— Где больше улов?

— Самое популярное отраслевое направление сегодня — «умный город» и ЖКХ, где линейка технологий очень широка: от инновационных строительных материалов до ИT-систем управления зданиями. В этом году появилось много интересных агротехнологических проектов. Понятно, что на это влияют санкции, благоприятная рыночная конъюнктура — есть спрос на отечественные продукты. Кроме того, я вижу тенденцию: инноваторы начинают свой бизнес, уходя из крупных агропромышленных холдингов.

В этом году мы также запустили акселератор, связанный с креативными технологиями: модой, искусством, играми. Здесь есть много партнеров со стороны кинокомпаний, телевизионных каналов, заинтересованных в таких проектах.

— Интересна ваша точка зрения на региональную сборочную площадку технологических и инновационных процессов.

— У РВК большая региональная сеть. В какой-то момент поняли, что работать с каждым отдельным регионом неправильно, регионы развиваются гораздо быстрее, когда они общаются между собой в рамках акселератора, делятся опытом. Надеемся, что у региональных стартапов благодаря GenerationS появится лифт для попадания с локального уровня в орбиту внимания крупного бизнеса.

— Кластеры вокруг крупных компаний являются драйвером роста новых стартапов?

— Да, те компании, которые становятся нашими партнерами, хотели бы расширить воронку партнеров. Им интересна такая разведка новых проектов, выход за традиционное поле, за пределы кластера. Мы помогаем им выстроить партнерскую сеть в других регионах и отраслях.

— Многие регионы не понимают эффективности венчурного инвестирования, не создают для этого условий. Что с этим делать?

— Здесь надо посмотреть на венчурное инвестирование в масштабах страны. Каждый год венчурные инвестиции получают всего 200 — 300 компаний, это очень мало. Актуально для каждого региона сделать комфортную среду для развития потенциала стартапов. Для региона вопрос создания венчурной инновационной экосистемы — это вопрос амбиций и возможностей для развития потенциала бизнеса. Опыт многих стран показывает, что развитие венчурной экосистемы, венчурного инструментария пора включать в стратегию развития.

— Нужна ли общая стратегия, которая четко расскажет регионам, как им двигаться, создавать такую инфраструктуру?

— Мы сейчас живем в очень открытом мире, проблемы нехватки информации практически не существует. Если человека что-то интересует, он легко прочитает в интернете, где этому научиться. То же с крупными компаниями и регионами. Если они хотят меняться, стоит найти консультантов, которые разработают стратегию изменений. Есть ассоциация 14 регионов — лидеров инновационного развития, которые понимают, что инновация — жизненная необходимость. РВК с рядом регионов совместно составляет дорожные карты, где прописывает, как создавать инновационную среду в регионе. Их реализация — это вопрос политической воли и желания что-то менять

Российская венчурная компания (АО «РВК») — государственный институт развития, один из инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы.

GenerationS — крупнейший акселератор технологических проектов на территории России и Восточной Европы и первая федеральная платформа для создания и развития инструментов корпоративной акселерации. Проводится РВК с 2013 года.

GenerationS-2015 собрал рекордное число заявок — 2566 проектов из 14 стран. 141 проект отобран для участия в корпоративных акселераторах по семи направлениям. Заказчиками и индустриальными партнерами GenerationS стали больше 20 российских корпораций. По итогам прорабатывается более 60 совместных проектов. Общая стоимость призов от партнеров GenerationS составила 160 млн рублей.