После длительной паузы рынок кредитования начинает оживать: по итогам девяти месяцев, совокупный портфель кредитов юридическим лицам по всей банковской системе, похоже, замедлил сжатие. Есть все основания к тому, что рост, наконец, начнется. Изменятся ли приоритеты банковского финансирования? В последние годы многие российские банки делали ставку на развитие кредитования среднего бизнеса как отдельного направления. Как показала дискуссия на прошедшем недавно в Тюмени конгрессе средних компаний, этот сегмент оказался наиболее устойчив к условиям рецессии.
О специфике средних компаний как банковских заемщиков мы разговариваем с начальником управления по работе с предприятиями среднего и регионального бизнеса Райффайзенбанка Евгением Богачевым.
Личный фактор
— Евгений, в банковском секторе сложилась практика выделения в отдельный сегмент компаний среднего бизнеса. Но при этом у каждого банка сформировались свои критерии и подходы к обслуживанию этой категории. Какая модель принята за основу в Райффайзенбанке?
— Изначально, в первые годы работы на российском рынке, мы ориентировались на обслуживание национальных сырьевых гигантов и компаний с иностранным капиталом. Мы продолжаем с ними работать и сейчас, но постепенно пришло понимание, что портфель должен быть сбалансирован. Средний бизнес был выделен в отдельную группу, и последние пять лет мы активно занимались изучением потребностей и формированием предложений для средних компаний. Доля среднего бизнеса в корпоративном кредитном портфеле банка сегодня составляет примерно 6 — 7%. Кажется, это немного. Но с точки зрения анализа гораздо больше даст такой показатель, как доля этого сегмента в формировании доходов, — 16%. То есть средний бизнес — очень эффективное направление, и мы будем продолжать выстраивать в нем системную работу. В ближайшие два-три года планируем увеличить его долю в портфеле кредитов юрлицам не менее чем до 10%.
— Каковы формальные критерии выделения этой группы в вашем банке?
— Для нас средний клиент — это группа компаний с годовой выручкой от 450 млн рублей до 5 млрд рублей. Это основной критерий. Он несколько отличается от общепринятой государственной классификации.
— В чем особенность этой группы заемщиков?
— В отличие от крупного бизнеса, где взаимодействие выстраивается с финансистами, управляющими, общение банка со средними компаниями строится непосредственно с собственником. То есть банк видит людей, которые формируют и развивают бизнес. Это не означает, что у таких компаний нет управленцев. Но при решении важных вопросов, а банковское кредитование относится к именно таким, ключевое слово все равно за владельцем. Это люди — настоящие предприниматели, они понимают, что отвечают за свой бизнес. Это обстоятельство предполагает формирование особых подходов со стороны банка. Иногда они выходят за рамки математических моделей — достаточно понять, что человек уверен, что он не боится своим именем подчеркнуть значимость этого бизнеса.
Конечно, средний бизнес менее формализован по сравнению с крупным. Вопрос прозрачности финансов для этой категории клиентов актуален до сих пор. Все эти факторы формируют другой подход к анализу таких предприятий. При анализе крупного заемщика банк имеет аудированную отчетность, и много общения не требуется.
Чтобы понять и увидеть перспективы средней компании, приходится ответить на массу вопросов: насколько прибылен этот бизнес, каким он будет через год с учетом положительных и отрицательных факторов. Риск-менеджмент в этом сегменте требует особого подхода.
Но при этом эти компании очень трепетно относятся к управлению финансами, для них важно, чтобы деньги работали всегда и эффективно. Качественный расчетно-кассовый сервис и удобная депозитная линейка — необходимое условие обслуживания среднего бизнеса.
Готовность к адаптации
— На какие кредитные продукты средний бизнес предъявляет спрос?
— Прежде всего это, конечно, кредитование на пополнение оборотных средств. Очень удобный продукт овердрафт. Мы готовы удовлетворить спрос и на инвестиционные кредиты сроком от двух до семи лет за счет собственных источников. Кроме того, Райффайзенбанк вошел в число уполномоченных банков Корпорации МСП, в рамках программы «Шесть с половиной» мы предоставляем средним компаниям финансирование на сумму до 1 млрд рублей и срок до трех лет под ставку в пределах 10% годовых.
— По вашим наблюдениям, как себя чувствует средний бизнес сейчас, как он переживает экономический спад?
— В целом клиенты среднего бизнеса — очень гибкая и устойчивая прослойка предпринимателей. Средние компании очень основательны: у них есть идея, стратегия, команда, они вкладываются в основные средства, в развитие. Одновременно они готовы очень быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Да, некоторое ухудшение финансового состояния в этом сегменте имело место последний год-полтора, но оно не вызывает серьезных опасений. По динамике просроченной задолженности в банковском секторе хорошо видно: уровень просрочки по портфелю средних компаний стабилен, он существенно ниже, чем, например, по портфелю малого и микробизнеса.
— На какие параметры смотрит банк, оценивая среднюю компанию как заемщика?
— Мы попросим представить историю бизнеса и описать, на какой стадии он находится сейчас. Нам важно знать конечного собственника, нужно оценить его репутацию и опыт предпринимательской деятельности. Конечно, мы тщательно проанализируем отрасль, в которой работает компания, ее динамику. Нам потребуются финансовые показатели предприятия и всей группы связанных с ним компаний. Еще один важный показатель — объем реинвестирования прибыли в бизнес, мы также посмотрим на наличие других активов и проектов у собственника и, конечно, изучим залоговое обеспечение.
— Каков портрет желаемого заемщика?
— Хороший средний заемщик — это компания со стратегией развития, понимающая свою нишу. Понятно, что в идеале это еще и стабильно прибыльная компания. Хотя этапы развития у компаний могут быть разными. В первые годы выручка только формируется. Но нам как банку важно видеть перспективу. И конечно, большое значение имеет фактор собственника, мы оцениваем его вовлеченность в бизнес, открытость.
В среднем бизнесе в подавляющем большинстве случаев клиент приходит в банк в надежде найти партнера в развитии. И мы таким же образом тоже смотрим на клиента. Мы хотим, чтобы клиент с нами обсуждал стратегию, рассказывал о том, как он планирует расти, за счет чего. Мы ценим, когда клиент делится с нами информацией о возникающих в бизнесе сложностях. Мы хотим видеть в клиенте открытого и доверяющего нам партнера.
— Приведите примеры таких партнерских отношений.
— Мы начали работать с одной косметической компанией на заре ее становления, ее владельцы придумали интересный бренд и с нашей помощью начали активно развиваться. Сейчас компания создает розничную сеть, и мы также поучаствовали в финансировании их нового проекта. Компания растет очень быстро и уверенно: за годы нашего сотрудничества ее бизнес увеличился почти в шесть раз.
И мы были основным банком, кто помогал в этом развитии. Мы гордимся таким сотрудничеством.
Есть у нас еще один очень интересный клиент — производитель стройматериалов.
— Не самая простая отрасль…
— Согласен. Но мы сотрудничаем уже почти 10 лет. В кризисные годы мы задавали вопросы: а что вы будете делать, если объемы жилищного строительства начнут падать? Но клиент всегда доказывал, что у него есть хорошие возможности для диверсификации на этот случай. За последние годы компания серьезно расширила продуктовую линейку, запустила несколько новых производственных линий. Конкуренция в их сегменте очень жесткая, но они ее выдерживают. Мы поверили клиенту, и у нас складывается очень хорошее партнерство.
— А есть ограничения по финансированию?
— Райффайзенбанк — часть мировой финансовой группы, имеющей свои принципы. Например, группа нигде не кредитует оборонную промышленность и игорный бизнес. Не надо забывать, что за свою историю группа пережила не один экономический спад и подъем в разных странах, и у наших акционеров огромный опыт управления бизнесом, в том числе и в части расчета рисков. Каждый год наши акционеры совместно с риск-менеджментом проводят исследование рискованности индустрий в зависимости от цикла экономики той или иной страны. Сейчас, например, с осторожностью кредитуем автомобильную индустрию, потому что пока не наблюдаем восстановления спроса на автомобили.