Государство в России прилагает значительные усилия для развития отечественного высокотехнологичного бизнеса. Так, например, в июне 2016 года Минэкономразвития РФ приступило к реализации приоритетного проекта «Национальные чемпионы», основной целью которого заявлена поддержка российских компаний, производящих инновационную конкурентоспособную продукцию, ориентированную на мировой рынок. Готов ли сам бизнес к качественному системному развитию, учитывая текущие геополитические условия, изменения на глобальных рынках и соответствующие законодательные инициативы? В интервью журналу «Эксперт Северо-Запад» директор по стратегическому маркетингу холдинга GS Group Андрей Безруков рассказал о перспективах роста отечественного высокотехнологичного бизнеса, настоящем и будущем российской электроники.
– GS Group известен в России как ведущий разработчик и производитель микроэлектроники и потребительской электроники. Причем в основе вашей деятельности – собственные технологические разработки. Расскажите, где размещается производственная цепочка и какую продукцию вы выпускаете?
– GS Group реализует стратегию развития технологий и компетенций на территории России. В частности, в 2008 году мы создали частный инновационный кластер «Технополис GS» в городе Гусеве Калининградской области, объединяющий высокотехнологичные предприятия в области микроэлектроники, электроники и нанотехнологий.
В рамках стратегии мы реализуем и федеральную образовательную программу GS Group: она нацелена на поиск талантов, причем не только в столицах. К примеру, победителями нашего международного конкурса по математике для старшеклассников в 2016 году стали ребята из Саранска, Рыбинска, Казани, Челябинска, Екатеринбурга, Магнитогорска, Набережных Челнов, Сарова. Мы вкладываем ресурсы и в развитие высококвалифицированных кадров для российских современных производств. Специалисты холдинга получают огромный опыт, перенимая лучшие практики на зарубежных производствах, и передают эти навыки новому поколению инженеров на наших предприятиях. Все это позволило нам создать на территории России один из крупнейших в мире центров компетенций в области электроники, цифрового телевидения, телекоммуникаций и медиа.
Наша основная продукция – это комплексные решения в области цифрового ТВ, включая цифровые телевизионные приставки, микроэлектронную продукцию, программные продукты, телевизионный контент. Кластер «Технополис GS» развивается и как эффективная площадка для контрактного производства электроники любого уровня сложности. Для этого у нас есть все возможности: высококвалифицированные специалисты, собственный R&D-центр, современное промышленное оборудование, мощная производственная база для массового выпуска продукции, эффективные методики управления качеством, продуманная логистика. Помимо микропроцессоров для потребительской электроники, мы выпускаем микроэлектромеханические датчики, осваиваем производство продвинутой микроэлектроники, а также электроники для «умных» и безопасных городов. А в ближайшее время мы представим прототип первого российского SSD-накопителя корпоративного класса.
– Приоритетным направлением бизнеса GS Group всегда была электроника. Между тем в России укрепилось мнение, что это направление, скажем так, тупиковое. Расскажите, почему вы сфокусированы именно на развитии электроники?
– Дело в том, что производство электроники, как мы уже успели убедиться, направление исключительное, не похожее на другие. Электроника позволяет использовать новые бизнес-модели на базе широкого применения информационных технологий в традиционных отраслях промышленности. Российская электроника должна стать фундаментом для цифровизации стратегических отраслей в России – сельского хозяйства, ЖКХ, энергетики, промышленности. От вклада отечественных высокотехнологичных компаний в развитие электроники сегодня зависит судьба российской промышленности и экономики в целом. Единственный способ вывести российскую экономику из стагнации – сделать отрасль электроники привлекательной для частных инвестиций.
– Занимаясь таким высокотехнологичным бизнесом, как электроника, GS Group должен быть глубоко интегрирован в процессы международной технологической кооперации. Есть ли в портфеле холдинга транснациональные проекты?
– Мы развиваем технологии и компетенции на территории нашей страны, выступая за размещение в России всей производственной цепочки – от разработки решения до производства готового продукта. С самого начала нашей деятельности мы осуществляли трансфер зарубежных технологий в Россию. GS Group всегда был представлен на международной арене: сначала как интегратор решений для цифрового ТВ, потом как разработчик и производитель, сейчас как диверсифицированный инвестиционно-промышленный холдинг. Холдинг инвестировал в зарубежные активы, чтобы решить две основные задачи. Во-первых, чтобы расширить рынки сбыта собственных технологических решений. Эту задачу мы решили, создав телевещательные проекты национального масштаба – проект One TV в Камбодже и RealVU в Бангладеш. Во-вторых, чтобы приобрести технологии и компетенции зарубежных компаний и сделать возможным их использование в России. Это помогло нам достичь синергетического эффекта – мы создали ряд решений мирового уровня в области цифрового ТВ.
На сегодняшний день процесс переноса технологий и компетенций, необходимых нам на данном этапе развития, в Россию завершен. За этот период специалисты R&D- центров холдинга освоили и совершенствуют инновационные методики в области микроэлектроники, например, технологии резки и утонения кристаллов, распайки выводов Wire-bonding с применением инновационных материалов, технологии создания систем управления операторской деятельностью, компетенции в области разработки продуктов и сервисов для цифрового ТВ. Трансфер технологий позволил нам достичь мирового уровня в производстве электроники на территории России, мы готовы инвестировать средства в создание новых продуктов, рабочих мест, подготовку кадров для роста национальной экономики, независимой от конъюнктуры сырьевых рынков.
– То есть процесс переноса технологий из-за рубежа в Россию предполагался изначально, или же какие-то факторы заставили вас пересмотреть стратегические планы?
– Это был запланированный процесс, однако его ускорили изменение российского законодательства и геополитическая обстановка. Вести транснациональный бизнес стало существенно сложнее. В начале 2015 года в России вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях, согласно которому россияне обязаны уведомлять налоговые органы о наличии у них долей в зарубежных компаниях и, соответственно, платить дополнительные налоги.
Отчасти это повлияло и на выход GS Group из бизнеса по созданию национальных вещательных проектов за рубежом. Холдинг вышел из проектов в Камбодже и Бангладеш, продав свои доли в бизнесе стратегическим инвесторам. При этом мы сохранили в основе деятельности операторов собственные разработки и технологическую инфраструктуру.
Сегодня GS Group ни напрямую, ни через дочерние структуры не владеет долями в капитале зарубежных компаний, сохранив при этом мировой уровень собственных высокотехнологичных решений и технологическое присутствие на международных рынках. Основное внимание мы сосредоточили на развитии электроники в России.
– Запуск в «Технополисе GS» массового производства микропроцессоров для потребительской электроники – это как раз результат трансфера технологий?
– Инновационный центр «Технополиса GS» – это GS Nanotech, единственное частное предприятие в России по разработке и массовому производству микропроцессоров для потребительской электроники. Этот проект – блестящий пример трансфера технологий. Мы запустили завод совместно с португальской компанией Nanium, которая выступила нашим партнером по поставке части оборудования, организации производственного процесса и обучению сотрудников. R&D-команда GS Nanotech постоянно совершенствует свои профессиональные компетенции – осваивает передовые технологии корпусирования и тестирования многокристальных микросхем, стажируется в ведущих мировых компаниях в области микроэлектроники.
– Расскажите о дальнейшей стратегии развития GS Group.
– Один из главных приоритетов холдинга – реализация своего потенциала на российском рынке электроники, который будет развиваться в таких направлениях, как системы хранения данных (СХД), Интернет вещей, технологии «умных городов», доверенные системы. Мы видим в этом новую точку роста российской экономики. Холдинг уже создал продукты мирового уровня в своих рыночных нишах, поэтому есть уверенность, что наработанные компетенции помогут нам справиться и с новыми вызовами в других направлениях. Это, в частности, создание систем с высокой долей интеллектуальной составляющей, СХД, решений для безопасных систем «умного дома» и «умного города».
– Какие меры, на ваш взгляд, необходимы для развития компаний-лидеров в области электроники? Что ждет российский высокотехнологичный бизнес?
– Для развития электронной отрасли необходимо прежде всего наметить амбициозные цели – разработать смелую стратегию и сформировать единый проектный офис, который будет определять развитие электронных технологий российскими компаниями и их внедрение в стратегических отраслях. Ключевая задача государства и бизнеса на сегодня – сделать отрасль электроники привлекательной для частных инвестиций и стимулировать НИОКР, которые стали бы основой для появления новых высокотехнологичных продуктов, конкурентоспособных на мировых рынках. Кроме того, необходимо принять срочные меры по изменению приоритетов России в ВТО, сделав акцент на поддержке электроники и других высокотехнологичных отраслей.
Нужно развивать сетевые структуры отраслевого и межотраслевого взаимодействия – ассоциации, консорциумы, союзы. Ассоциация разработчиков и производителей электроники, создание которой мы инициировали совместно с рядом других компаний, разработала амбициозную стратегию развития отрасли электроники. Мы уверены в том, что ее реализация внесет весомый вклад в повышение темпов экономического роста и выведения российской экономики из стагнации.