— Центральная тема ММСО в этом году — новая экосистема образования. Почему тема стала актуальной в 2017 году?
— Наша команда исходила из того, что в последнее время возникли новые связи между участниками образовательного процесса. Например, в результате реформ Департамента образования Москвы появилась новая система отношений между школой, детским садом, учреждениями дополнительного образования и вузами. В то же время активно развивается негосударственный сегмент дополнительного образования с новыми «игроками» и, как следствие, новыми сложностями. Мы обсудим специфику лицензирования образовательных программ и коммуникации со школами. А зарубежным партнерам, которые только начинают сегодня работать в России, будет полезна дискуссия о госзакупках в образовании — ее проведет Министерство промышленности и торговли РФ. Таким образом, речь будет идти о взаимодействии сразу всех элементов экосистемы.
— ММСО проходит в четвертый раз. Как за это время поменялась аудитория, на которую ориентируется Салон? Кому в большей степени вы интересны сейчас?
— Первый Салон был выставкой образовательных технологий, которая имела конкретный профессиональный ориентир: в ней принимали участие компании-производители оборудования, софта, мебели, школьной формы. За три года наша команда поняла, что выставка как пространство квадратных метров сегодня никому не интересна. Поэтому Салон стал открытым форумом для обсуждения главных трендов сферы образования. Три дня программа рассчитаны на профессиональное сообщество, один — на широкую аудиторию. В этом году Салон будет особенно полезен родителям. Современные взрослые очень активно включаются в обсуждение главных вопросов образования, потому что вместе с детьми выбирают траекторию обучения и фактически продюсируют их будущее.
— Какие еще темы выбраны для обсуждения в этом году? Как формировалась программа ММСО?
— С декабря на нашем сайте был открыт прием заявок для участия в Салоне: в этом году мы получили более полутора тысяч заявок и тем, которые волнуют профессиональное сообщество. Предложения приходили как от воспитателей детских садов, так и от ректоров вузов, потому что Салон представляет собой, по сути, карту образования и отражает все процессы в этой области.
Мы старались выбирать темы, которые еще не были затронуты в течение года. С другой стороны, у нас конкретные запросы, например педагогического сообщества (права учителя, регулирование репетиторской деятельности и оказания платных услуг), соединяются с обсуждением глобальных процессов в сфере образования. На Салоне в этом году мы запускаем спецпроект «Образ будущего в образовании» — представители власти, эксперты, инвесторы и разработчики технологических решений обсудят, как будет выглядеть образование для первоклассника, который закончит школу через одиннадцать лет.
— Как сегодня в России можно эффективно продвигать образовательные инициативы и привлекать спонсоров?
— Я думаю, что сейчас на фоне не очень высокой активности в бизнесе и в экономике в целом взаимодействие с инвесторами и спонсорами осуществляется достаточно непросто. Есть ощущение, что инициаторы образовательных проектов в большей степени ориентированы на поиск венчурных инвестиций и создание реально работающих бизнес-моделей. Среди проектов, которые выросли из стартапов в большой успешный бизнес, — «Учи.ру», «Нетология», Maximum. На Салоне специально для молодых образовательных проектов будет отведена Аллея стартапов — отдельное пространство, на котором каждый день лидеры проектов показывают свои разработки представителям бизнеса и инвесторам. Скажем так, если образовательный бизнес-проект хочет «зайти» на рынок, то Салон — именно то место, где ему нужно оказаться в апреле.
— В этом году ММСО пройдет под патронатом ЮНЕСКО. Какие перспективы это сотрудничество открывает перед Салоном? Как оно повлияет на программу?
— Эгида ЮНЕСКО — это знак качества. В архитектуре эгида присваивается после многосторонней оценки значимости объектов культурного наследия, которую проводит специальная комиссия. В нашем случае речь шла о стороннем аудите, который проводили специалисты ЮНЕСКО: мы его выдержали и получили признание тех усилий, который вкладывает Салон в развитие образования. 13 апреля пройдет форум министров образования стран-членов ЮНЕСКО «Образование как основа эффективной политики по формированию устойчивости детей и молодежи к идеям радикализма, экстремизма и насилия». За сложным названием кроется разговор о том, каким должен быть гражданин мира XXI века.
— Гостями Салона станут и другие международные организации. Какие эффективные образовательные схемы к нам приходят извне, и наоборот, что из нашей системы заимствуют другие страны?
— Российское образование сегодня является частью глобальных процессов, поэтому уже не всегда можно выстроить четкую цепочку — что откуда пришло. Сегодня в России стало активно развиваться онлайн-образование и смешанное обучение. В рамках спецпроекта «Профориентация» мы вместе с международными организациями обсудим профессии будущего. Каким должен быть биолог, медик или химик, который начинает свою карьеру сегодня? Каким новым профессиям станут обучаться? Например, все большую популярность в России приобретает киберспорт: только представьте, что уже 10 млн школьников сегодня так или иначе вовлечены в это, хотя инфраструктура пока не готова. В Вятском университете со следующего года открывается факультет, на котором будут готовить тренеров, менеджеров, судей для киберспорта.
— Насколько сейчас котируется российское образование за рубежом? Чего, по вашему мнению, ему не хватает, чтобы выйти на новый уровень?
— Специфика развития российских вузов в том, что они достаточно сильно зависят от государственного финансирования. Хотя и очевидно стремление государства участвовать в процессе их модернизации: на Салоне будет представлен приоритетный проект российского правительства, который реализует Минобрнауки России, — «Вузы как центры инноваций». Сейчас мы наблюдаем, как российские вузы постепенно становятся пространством не только передачи знаний, но и генерации предпринимательских проектов, которые востребованы бизнесом. Это концепция «Университет 3.0». Гипотеза нашей команды заключается в том, что, взаимодействуя с бизнесом, российские опорные вузы могут стать ключевыми игроками в развитии своих регионов.
— Сколько нужно времени, чтобы новые схемы, которые внедряются в столице, прижились в регионах? Есть ли регионы-прогрессоры?
— Глубокое погружение в региональную политику в области образования — одна из ключевых стратегий Салона в этом году. Но я бы не говорил здесь о схемах: скорее, речь идет о подходах к адаптации уже существующего опыта. В Москве эти процессы протекают в условиях тесного взаимодействия профессионального сообщества и городской власти. Среди реформ, которые сейчас реализуются в столице, — внедрение IT-технологий в процесс обучения, интеграция дополнительного образования в систему общего образования, развитие профильных медицинских и инженерных классов. За пределами столицы такие примеры можно найти не везде. На Салоне будут 46 делегаций из российских регионов: они представят свои успешные кейсы и посмотрят, можно ли учесть опыт Москвы на местах.
Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования
Родился в 1976 году. В 2000 году окончил экономический факультет РГГУ по специальности «Мировая экономика». Закончил MBA Стокгольмской школы экономики (SSE), где изучал построение финансовой стратегии, управление проектами, государственными и муниципальными заказами. До 2012 года занимался событийным бизнесом, связанным с организацией крупных городских театрально-концертн ых мероприятий. Руководил Центром фестивальных программ Департамента образования города Москвы («Мосгорфест»). С 2015 года — д иректор Исполнительной дирекции Московского международного салона образования, директор по развитию Всероссийского центра художественного творчества при Министерстве образования и науки РФ, сооснователь школы «Класс-центр», сейчас председатель управляющего совета. Женат, воспитывает четырех детей.