Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Повод для умеренного оптимизма


В шести ближневосточных монархиях началась очередная смута. Занимающий Песчаный трон саудовский король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд решил наказать своего северного соседа — эмира Катара Тамима аль Тани. Три монархии залива (Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ) а также семь близких к ним внешних стран (Египет, Ливия, Йемен, Мавритания, Мальдивы, Маврикий и Коморские острова) разорвали связи с Катаром. И речь идет не только о разрыве дипломатических отношений — ряд стран заморозили с Дохой экономическое сотрудничество, изгнали со своей территории катарские компании и катарских граждан, а также закрыли для эмирата границы.

Причиной конфликта стала чересчур независимая политика Катара, и в Эр-Рияде надеются, что им удастся приструнить маленького северного соседа, как это удалось несколько лет назад. Не исключено, что так и произойдет, учитывая всю степень давления на эмират. Однако если Саудовской Аравии не удастся продавить Катар, то ценой ошибки станет не просто потеря эмирата из сферы влияния. Эр-Рияд может окончательно потерять контроль над шестеркой стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ), а вице-кронпринц Мухаммед ас-Сауд может забыть о своей мечте — получить из рук отца корону.

Вырастая — крепнем

Нынешний конфликт родился не на пустом месте. Катар давно был бельмом на саудовском глазу —  по целому ряду причин.

Во-первых, потому, что посмел конкурировать с Королевством двух святынь за роль лидера в арабском мире. «Нас изолировали, потому что мы успешны и прогрессивны», — отметил министр иностранных дел эмирата Мохаммед ат-Тани. «Будучи самой богатой страной мира по душевому доходу и обладая золотовалютными резервами, значительно превышающими сто миллиардов долларов, Катар старался проводить все более автономную политику на Ближнем Востоке», — пишет российский арабист Леонид Исаев. При этом эмират пользовался более прогрессистскими инструментами в своей экспансии. Если влияние Саудовской Аравии на Ближнем Востоке распространялось за счет спонсирования послушных политических и теологических элит в других странах, а также использования «Аль-Каиды» (организация запрещена в РФ) как средства силового давления, то Катар боролся за умы и сердца простых жителей региона, используя популярный телеканал «Аль-Джазира». И внедрение в умы арабов своих мыслей, щедро сдобренное катарскими газодолларами, оказалось эффективнее ретроградной политики идеологизированного саудовского режима. По крайней мере, на первом этапе «арабской весны», когда катарцам удалось привести «своих парней» к власти в Египте и Тунисе. Да, сейчас там для них ситуация складывается не очень, однако эмират (в сотрудничестве с турками) успешно работает в Восточной Африке, угрожая египетским интересам, а также на ливийской территории.

Во-вторых, эмират посмел иметь связи с Ираном. Из всех стран ССАГПЗ (за исключением, может быть, Омана) у Катара наиболее тесные отношения с Исламской республикой. Не от большой любви — эмир ставит идеологические разногласия с