Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Антикоррупционные жернова


Начиная с Ивана Грозного не было ни одного главы российского государства, кто не объявлял бы беспощадную войну коррупции. Побороть мздоимство и казнокрадство полностью не удавалось никому, однако в редких случаях меры массовой жестокости и беспощадности все же приводили к определенной локализации этого явления. Наша история знает два таких примера — Иван Грозный в XVII веке и Сталин в XX.

В XXI веке кампании объявлялись несколько раз, а громкие уголовные дела на губернаторов и высокопоставленных федеральных чиновников заводились ежегодно. Однако, как показал наш анализ массива уголовных производств за 2000–2015 годы, ни одно из них не было доведено до «посадок», около 35% оказались заказными в рамках политических и бизнес-разборок, а реально уличенные в воровстве чиновники затем оказывались у руля в каких-нибудь других органах власти. С 2015 года произошел качественный перелом в антикоррупционной борьбе: расследования стали доходить до приговоров с реальными сроками, а неприкасаемых не стало. Глава Брянской области Николай Денин осужден и получил срок, недавно завершены следствия по делам бывших губернаторов Сахалина и Коми — Александра Хорошавина и Вячеслава Гайзера. На прошлой неделе арестован глава Удмуртии Александр Соловьев. Похоже, это будут первые в постсоветской истории страны процессы реального правосудия над столь высокопоставленными чиновниками. Однако без перегибов антикоррупционная кампания все-таки не обошлась.

Чтобы оценить современную историю борьбы с коррупцией, я запросил в Генпрокуратуре, Следственном комитете и ФСБ материалы по всем уголовным делам на высокопоставленных чиновников в период с 2000 года по наше время и изучил их, а также пообщался с некоторыми следователями и адвокатами, которые ими занимались. Вывод, к которому мне пришлось прийти, поразил меня до глубины души: вплоть до 2015 года доля дел, не закончившихся наказанием или явно несправедливым приговором, составила 100%. Вот, фактически хронология.

В октябре 2000 года возбуждено дело против смоленского губернатора Александра Прохорова по факту хищения средств с дорожного строительства. Суд признал подсудимого виновным по всем эпизодам обвинения. Однако наказания не последовало. 22 сентября 2004 года губернатор приговорен к трем годам лишения свободы и тут же амнистирован. Отпущен из зала суда.

Губернатор Ненецкого автономного округа Владимир Бутов неоднократно был фигурантом уголовных дел. В 1986 году он получил полтора года условно за хищение. В 1991-м его судили за браконьерство. Бутов был приговорен к трем годам лишения свободы условно. Позднее он проходил по так называемому водочному делу. Но тогда следователь Недосветей, назначенный после выборов советником главы администрации НАО по правовым вопросам, состава преступления не нашел. В 2001 году в должности губернатора Бутов фигурировал уже в шести уголовных делах: о мошенничестве с денежными зачетами и последующей куплей-продажей нефти, о злоупотреблениях полномочиями, о злостном неисполнении судебного решен