Южный Урал возглавляли разные люди. В начале 1990-х — «рыночник» Вадим Соловьев. Затем полтора десятка лет областью правил «политический тяжеловес» Петр Сумин. На смену ему пришел «коммерсант», создатель агропромышленного холдинга «Макфа» Михаил Юревич, а затем — «крепкий хозяйственник», экс-директор Магнитогорского металлургического комбината Борис Дубровский.
Однако ни одному из них в силу разных причин не удалось сделать Челябинскую область лучше. Более того, Сумин, Юревич и Дубровский уходили в отставку до истечения срока своих полномочий. При этом Юревич и Дубровский не доработали до конца даже свои первые сроки.
«Наш регион последние лет пятнадцать неуклонно деградирует, — говорит директор аналитического агентства “Монитор” Алексей Ширинкин. — Все это время здесь постепенно разрушались политические институты, экономика, а власти региона, пока в соседних областях усиленно ловили всех возможных “журавлей в небе”, по большей части щелкали клювом».
Статистика подтверждает правоту Ширинкина. Челябинская область, во времена СССР входившая в первую десятку по объему промпроизводства и другим показателям социально-экономического развития, скатилась в регионы-середняки. Если по объему валового регионального продукта область все еще на заметном 12-м месте в России, то по уровню средней зарплаты она лишь 36-я. А по уровню ВРП на душу населения — 41-я. Большие проблемы в социальной сфере, прежде всего в медицине, испытывавшей хроническое недофинансирование и жесточайшую оптимизацию. Потихоньку сокращающееся население, отток из региона кадров и предпринимателей. И традиционно тяжелейшая экологическая ситуация — Челябинск и Магнитогорск стабильно попадают в разнообразные рейтинги самых «грязных» городов страны.
«Петр Сумин был прекрасным политиком, умел выстроить отношения с населением, — рассказывает Алексей Ширинкин. — Но его стратегия была разрушительной, область пришла к тому, что ее элита представляла собой этакую Венецианскую республику периода упадка, в которой все решали десять знатных семейств, которым ничего не было нужно — ведь у них и так все было. Михаил Юревич привнес в политическую жизнь области заметные амбиции. Он задал уровень претензий, стандартов. Но по большому счету он занимался прежде всего решением своих проблем и собственным благосостоянием. В отношении Бориса Дубровского были иллюзии, что гендиректор одной из самых успешных российских компаний, работающей в том числе на глобальных рынках, справится. В итоге же этого губернаторства — окончательная деградация системы управления, низкий уровень политической культуры, клановость, тотальная коррупция. Рекордно низкий рейтинг у населения».
«Технократ»?
Алексей Текслер, недавно отметивший свое 47-летие, был назначен исполняющим обязанности губернатора Челябинской области 19 марта прошлого года. Для него это стало возвращением в родные места — он родился в Челябинске и прожил в городе до 16 лет, после чего вместе с семьей переехал в Норильск.
«Где родился, там и пригодился», — прои