«Самая большая опасность заключается в неопределенности»,- считает президент Франции Франсуа Олланд, когда речь заходит о брекзите. Свою точку зрения на выход Лондона, уже неоднократно озвученную после 23 июня, дня проведения референдума о членстве Соединенного Королевства в ЕС, он повторил во время визита британского премьер-министра Терезы Мэй в Париж. По мнению французского лидера, в интересах Европы – как можно быстрее задействовать 50 статью Устава ЕС, т.е. формально начать процедуру выхода, после чего и начнутся формальные переговоры между сторонами.
Во время первого «выхода в свет» Тереза Мэй всячески старалась подчеркнуть, что уход Великобритании из Евросоюза вовсе не означает разрыва прочных связей как экономических, так политических и культурных. Одновременно она старалась донести до собеседников, что «разводом» Лондон не хочет торопиться. Британский премьер повторила, что Лондон намерен начать переговоры в следующем, 2017 году.
Со стороны Ангелы Меркель, которая первые недели после референдума, тоже настаивала на скорейшем начале процедуры выхода и переговоров, новый глава британского кабинета все же встретила определенное понимание. Г-жа Меркель согласилась не торопить Лондон. В Елисейском дворце, однако, миссис Мэй ждал более холодный прием. Его, впрочем, следовало ожидать, если вспомнить более решительный, чем у Берлина, тон Парижа накануне референдума.
В ответ на заверения «глубокой дружбы» между французским и британским народами, Олланд откровенно заявил, что чем скорее Лондон покинет объединенную Европу, тем для всех будет лучше. Он также повторил известное условие Брюсселя, с которым полностью согласен Париж – доступ к единому европейскому рынку для британских компаний лежит через свободное перемещение граждан Европы по континенту. Напомним, что именно этот важный вопрос, в основе которого лежит страх британцев перед наплывом мигрантов, подобном тому, что испытала в прошлом году ФРГ, является одной из главных причин брекзита. Отказаться от фактического запрета на свободное перемещение европейцев для официального Лондона будет означать отказ от референдума, результат которого Тереза Мэй уже неоднократно обещала во что бы то ни стало выполнить.
Франсуа Олланд подтвердил, что свободное перемещение европейцев по Европе, одна из четырех главных свобод Евросоюза, станет, возможно, главной и наиболее сложной темой предстоящих переговоров британской делегации и Еврокомиссии о «разводе». Остальными «китами», на которых стоит ЕС, наряду со свободой перемещения граждан являются, как было принято еще в 1993 г., свобода перемещения товаров, капиталов и услуг по континенту.
На поверхности во время переговоров в Елисейском дворце царило полное согласие. Однако всем очевидно, что «особые связи» между Францией и Великобританией не будут играть никакой роли на предстоящих переговорах между Лондоном и Брюсселем. В ходе визита стало понятно, почему Терезу Мэй называют новой «железной леди». Она вновь повторила, что брекзит есть брекзит и что выход Британии из ЕС означает сокращение миграции на туманный Альбион.
«Британский народ,- приводит Independent слова премьер-министра Великобритании,- очень четко и ясно дал понять, что мы должны взять под контроль передвижение физических лиц из Европы в Соединенное Королевство. Мы выполним его волю, но мы хотим заключить справедливую и правильную сделку по торговле и обмену услугами».
Поездка Терезы Мэй в Париж показала, что переговоры о выходе Великобритании из Евросоюза обещают быть сложными. Очевидно, что они продлятся не меньше двух лет, определенных в Уставе ЕС, а вероятнее всего, дольше. Найти компромисс сторонам будет нелегко.