Соучастниками кровавого теракта в международном аэропорту Стамбула могут себя смело считать европейское правосудие, а также некоторые российские и иностранные правозащитники. Доказательство — фееричная биография одного из организаторов нападения, чеченского боевика Ахмеда Чатаева.
Прокуратура более десятка лет требовала у разных стран Европы его выдачи, но в Старом Свете террориста считали политической жертвой и неизменно отпускали на свободу. Приверженность либеральным ценностям Чатаев доказал европейским покровителям из стана сирийского халифата, надев пояс смертника и отправив на тот свет 43 человека. Сложно сказать, что так умиляло правозащитников, отстаивавших свободу террориста. Может, его связи с Доку Умаровым, то, что он искал финансирование и вербовал боевиков для северокавказского подполья. А может, потерянная в боях второй чеченской войны рука. Сам Чатаев, впрочем, уверял, что его увечье стало результатом пыток, примененных к нему безжалостным российским режимом.
Как бы то ни было, при горячей поддержке европейских правозащитных организаций однорукому чеченцу удавалось выскальзывать из самых непростых переделок. В 2003 году Ахмед Чатаев покинул Россию. Первым делом боевик получает статус политического беженца в Австрии. В 2008-м его задержали в шведском городе Треллеборге. В машине Чатаева нашли оружие и посадили его в тюрьму. На год. В 2010 году террориста поймали в украинском Ужгороде. В мобильном телефоне нашли инструкцию по подрывному делу, а также фотографии трупов. Тогда МВД раскритиковал глава СБУ Валентин Наливайченко. Не остался в стороне и Старый Свет. Европейский суд запретил выдавать Чатаева России, и украинцы передали его Грузии. У местных спецслужб к чеченцу были свои претензии по статьям о незаконном приобретении, ношении и хранении взрывчатки. Однако под окнами грузинского Минюста собрался громкий правозащитный табор, поддержать друзей и родственников страдальца пришел советник государственного министра по вопросам интеграции Мека Хангошвили. «Все Панкисское ущелье ручается за этого человека», — заявил чиновник. И Чатаев снова вышел на свободу.
Жизнь террориста по-прежнему не дает повода для грусти: 19 мая 2011 года его задерживают на болгарско-турецкой границе. Болгарский суд постановил выдать Чатаева России, но апелляционная инстанция отменила это решение. «Мы считаем, что действия болгарских властей нарушают принципы прав человека, они наносят ущерб не только искателям убежища, но и международному имиджу Болгарии, демонстрируя несоблюдение добровольно принятых обязательств», — взывала тогда к болгарским судьям так называемая Независимая международная правозащитная группа, а в составе подписантов в защиту россиянина отметились Виктория Пупко, президент Фонда имени Анны Политковской, журналист, писатель, член ПЕН-клуба Давид Кудыков, журналист Надежда Банчик, член американской Международной амнистии, и другие известные активисты.
Путешествие Ахмеда Чатаева закончилось в Сирии, в рядах запрещенной в России организации