Плотность должностных перестановок в высших эшелонах власти этим летом была столь высока, что некоторые наблюдатели заговорили едва ли не о кадровой революции Владимира Путина. Даже несмотря на то, что большая часть отставок была очевидна и даже напрашивалась, причем давно. Ну кто кроме президента может объяснить, почему Михаил Зурабов несколько лет оставался послом на Украине после провала российской дипломатии на этом кровоточащем направлении? А затянувшийся конфликт между героями «русской весны» в Крыму и Севастополе и федеральными ставленниками разве не должен был разрешиться в пользу одной из сторон? Не удивляет и одновременная замена нескольких губернаторов в сложных во всех смыслах регионах — просто у оппозиции выбили протестную риторику накануне выборов, но ведь перемены напрашивались.
В то же время хочется поспорить с теми экспертами, которые называют нынешние кадровые решения плановой ротацией в соответствии с дальновидной политикой Путина после возвращения в Кремль. Действительно, подход президента к назначению тех или иных фигур сильно отличается от кадровой философии первых двух его сроков на этом посту, прежде всего выбором из более широкого резерва и бо́льшим доверием к новым фигурам, не имеющим питерского или силового бэкграунда: аппаратчикам, технократам, дипломатам. Однако быстро меняющиеся обстоятельства жизни во внутреннем и внешнем контуре страны вынуждают принимать ситуативные, реактивные кадровые решения. Тут можно вспомнить хотя бы возвращение всенародных губернаторских выборов в 2012 году, реформа, которая прорабатывалась, но была, как кажется, проведена поспешно, в качестве реакции на митинги несистемной оппозиции.
Более того, четыре года назад сценарий президентских выборов 2018 года не брался предсказать никто, даже кремлевские старожилы. Сегодня же, похоже, сомнений в том, что Владимир Путин будет претендовать на четвертый срок, не осталось ни у кого. И само это обстоятельство определяет важнейшую задачу для национального лидера: завершить процесс национализации элиты и сформировать костяк нового управленческого класса, который не только оформит новую президентскую команду, но и впоследствии, в 2020-е, возьмет на себя ответственность за дальнейшее развитие страны и безболезненный переход государства в послепутинскую эпоху.
Таковы, как кажется, общие рамки кадровой философии президента, внутри которых приходится учитывать актуальные обстоятельства жизни страны, прагматично адаптироваться к реалиям — а уж в этом Путину равных нет.
О каких обстоятельствах идет речь?
Прежде всего это сильнейшее внешнее давление, которое в ближайшее время не ослабнет даже с приходом, казалось бы, дружественных нам западных лидеров. Санкционные механизмы разворачиваются крайне медленно, и критической массы апологетов их ослабления еще не набрано. Конфронтация будет долгой, и понимание этого, с одной стороны, ускоряет процесс национализации российских элит, а с другой — усиливает требование справедливого баланса в отношениях с Западом и в