Российско-американские отношения пришли к низшей точке за весь постсоветский период и, возможно, еще не достигли дна. Точнее, сначала наши отношения деградировали до уровня откровенного троллинга, вошли в пропагандистский раж, а затем просто избавились от дискуссии по существу. Когда стороны без дипломатической мишуры, прямым текстом угрожают сбивать самолеты, вспоминают Карибский кризис и всерьез обсуждают варианты выживания в ядерной войне, никакими предвыборными кампаниями такой дискурс не может быть оправдан.
Суть конфронтации неизменна: никто не соглашается на сложившийся статус-кво в архитектуре мировых взаимоотношений. Разница лишь в том, что мы движемся вперед, к более равновесному многополярному миру, а Америка цепляется за растворяющийся статус мирового гегемона. Россия вот уже десяток лет терпеливо наблюдает, как дряхлеющий тигр укрепляет клетку своей исключительности. Он рассчитывает запереть весь зоопарк, но лишается свободы маневра, а потому сам оказывается внутри клетки, вместе с когда-то послушными мартышками, которые явно пытаются вырваться из трансатлантических и транстихоокеанских когтей патрона.
На минувшей неделе Владимир Путин фактически выставил счет нашим «партнерам», закрепив в официальном документе все претензии российской стороны, которые, конечно же, ни для кого сюрпризом не стали: Москва и раньше требовала прекратить военное и санкционное давление. Но теперь эти требования имеют характер жесткого ультиматума, демонстрируют наш отказ от практик недомолвок, дипломатических кульбитов и двойных стандартов, закрепляют нашу позицию и увязывают дальнейшее сотрудничество с исполнением ряда пунктов. Лучше всего ситуацию разъяснил МИД: «Мы хотим вернуть Вашингтон к пониманию того, что одной рукой вводить санкции против нас там, где это можно сделать достаточно безболезненно для американцев, а другой продолжать выборочное сотрудничество в тех областях, где это им выгодно, не получится».
Почему же именно сейчас Владимир Путин решил больше не ждать, когда перезрелый плод упадет с пальмы, и начал лупить по стволу палкой?
Конфликт по имени Pu
Новая Государственная дума, вероятнее всего, начнет свою работу с утверждения резонансного законопроекта, внесенного президентом, о приостановлении действия соглашения с США об утилизации плутония. В смысловом плане важна та часть документа, которая касается условий возобновления договора, поскольку само плутониевое соглашение, по большому счету, американской стороной не исполнялось. Коротко поясним, в чем суть вопроса.
Россия и США договорились утилизировать часть плутония в 2000 году. Можно сказать, что это был первый жест доброй воли молодого президента Путина в адрес Вашингтона. Вероятно, поэтому сегодня пункты геополитического ультиматума увязаны с этими договоренностями: как лишнее напоминание об упущенных возможностях равноправного диалога с максимально распахнутой миру Россией.
Плутоний (точнее, один из его изотопов — плутоний-239) используется для производства атомного оружия, как