Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Возвращение публичного политика


Вячеслав Володин — единственный из сегодняшних политиков самого высшего уровня, сделавший именно депутатскую карьеру, начав ее в 1990 году с места в Саратовском горсовете. Девять лет спустя он стал депутатом Госдумы от партии «Отчество — Вся Россия», шедшей на выборы как оппозиционная. Непосредственно перед этим у него не было какой-либо властной должности,  ранее он ушел с поста вице-губернатора, первого заместителя председателя правительства Саратовской области и переехал в Москву. В тот период он защитил еще одну диссертацию. Володин — доктор права (изучил госуправление в Академии госслужбы) и кандидат технических наук (по первой специальности).

Таким образом, в Думе все начиналось в общем-то с чистого листа, но правда уже не с простого депутатства, а с поста замруководителя думской фракции (ОВР). В то время Вячеслав Володин часто появлялся на экране телевизора, охотно давая комментарии и привлекая открытым, дружелюбным видом. Выглядел прирожденным публичным политиком даже на фоне тогдашних депутатов, частично еще «демократической волны». Вскоре произошло слияние ОВР с «Единством», появилась Единая Россия», и в следующей Думе Володин уже вице-спикер от фракции этой партии.

На первом, карьерном витке, областном, он побывал, как уже упоминалось, в исполнительной власти. Это повторилось и на федеральном уровне. Вслед за работой (с 2005 года) секретарем президиума генсовета ЕР, в 2010 году он становится главой аппарата Правительства. А в декабре 2011 — первым заместителем руководителя Администрации Президента (АП).

Эта должность предполагает кураторство парламента и избирательного процесса. И Вячеслав Володин, несомненно, архитектор новой Думы. В 2013 году были приняты законодательные поправки о возвращении в нее одномандатников, которые столь блестяще для власти сработали на прошедших в воскресенье выборах. В общем-то, в соответствии с прогнозами, хотя одновременно депутаты-одиночки считаются признаком наибольшей демократичности.

Избирательный процесс очень работоспособный профессиональный управленец Володин, по-видимому, хорошо чувствует. Он вообще не боится работать с «массой». Общероссийский Народный Фронт — его инициатива в период, когда выборы в Думу и в целом публичная политика шли к кризису декабря 2011 — января-февраля 2012 г. ОНФ сыграл, спланированно или ситуационно, роль запасного политического института в период временной и частичной дискредитации регулярной политической структуры, став организацией, выдвинувшей Владимира Путина в президенты на выборах 2012 года. Это движение сегодня является «главным общественным контролером», действующим от имени Президента в регионах.

Вячеслав Володин во главе Думы это очень естественный карьерный виток, обратно в публичную политику — теперь на самый верх представительной ветви власти. При всем весе АП и поста ее первого замглавы, это несомненное повышение. И кроме того, после многих лет аппаратной, хотя и политической работы у него явно есть, что и сказать, и сделать в публичной сфере.

Для чего нужен такой человек во главе Думы? Есть логика карьеры, логика властных перестановок, и с этой точки зрения такого вопроса даже не возникает. Но есть логика государственных решений, их планирования. В принципе, в качестве спикера Володин способен добиться принятия наиболее сложных в прохождении, даже при условии доминирования «Единой России» с ее 343 депутатскими местами (76,22%, абсолютное большинство) законов. Но нужны ли, или планируются ли сейчас такие законы? Пожалуй, кое-что назвать можно. Предыдущий спикер Сергей Нарышкин заявил после выборов о возможности пересмотра плоской шкалы налогов. Эта идея имеет принципиальных сторонников и противников. А основные дебаты, если дойдет до дела,  будут о распределении налоговой нагрузки по социальным стратам. А поскольку это касается буквально каждого избирателя, горячие дебаты будут непременно. Но пока это в качестве примера.

Что еще может Вячеслав Викторович совершенно точно, не надо и оказий ждать, это серьезно поднять реальное влияние парламента в его взаимоотношениях с правительством. Так, сейчас отрицательное заключение правительства на законопроект часто становится непреодолимым тормозом. Между тем, такие заключения часто отражают лишь мнение отдельных ведомств, обычно Минфина. При этом парламент такой институт, который вправе и даже обязан ставить под сомнение и мнение правительства. До сих пор это было редкой практикой. Теперь в оппонировании правительству, когда оно требуется, не нужно будет все время обращаться к помощи АП. Вообще, всякие конфликты будут скорее всего решаться быстрее и, возможно, резче.

При спикере Володине парламент явно приобретет куда больше веса как в текущем законодательном процессе, так и при принятии Закона о бюджете, и в бюджетном процессе в целом. Который у нас уже начался, хотя его нормативные сроки сейчас «поплыли» и четко не устанавливаются. Возможно, будут теперь устанавливаться.

Объединяя эти качества в одно целое, можно предположить, что от парламента можно ждать теперь более уверенной и самостоятельной законодательной инициативы. Она по прежнему будет согласована с высшими властными эшелонами или исходить из них, но Дума будет решительнее добиваться согласований противоречащих интересов, причем и внутри себя, и вовне, и брать на себя более серьезную функцию на этапе разработки или доработки законопроекта.

Эксперты говорят об усилении, в новом созыве, коммуникативной функции каждого депутата, укреплении его связи с округом. Тут безусловно скажется появление одномандатников, но также и общая тенденция, необходимость дебюрократизации контактов представителей власти и народа. В этом отношении работа Вячеслава Володина на посту спикера может, в том числе, повысить эффективность депутатских запросов, за которыми стоят общественные интересы.