Парламентские выборы в Берлине, состоявшиеся 18 сентября, завершились новым — пятым кряду — поражением «Христианско-демократического союза» (ХДС), партии канцлера Германии Ангелы Меркель. Политическое объединение, расколотое между сторонниками и противниками массовой миграции, набрало 18% голосов, пропустив вперед социал-демократическую партию (СДПГ) c 23%. Результат, полученный однопартийцами Меркель, существенно ниже уровня 2011 г. Социологические исследования свидетельствуют, что избиратели ХДС переходят на сторону ультраправой «Альтернативы для Германии» (АДГ), набравшей на выборах в Берлине 12% голосов.
Обидное поражение Меркель
На политической карте Германии у Берлина особая репутация — это город, традиционно голосующий за левых. Крайне-правые партии редко преодолевали в столице проходной барьер. Принимая в расчет политические симпатии берлинцев, правительство Германии направило в мегаполис наибольшее (по сравнению с другими 15 федеральными землями) число беженцев. Региональные выборы, состоявшиеся ровно спустя год после прибытия переселенцев, естественным образом стали референдумом о доверии курсу Ангелы Меркель.
Результат оказался для фрау бундесканцлер обескураживающим — и наверняка обидным: притом, что левые партии, дружественные мигрантам ( социал-демократы, зеленые и радикалы из die Linke) вместе набрали большинство, Меркель никаких политических дивидендов из поддержки сирийцев извлечь не смогла.
На виду две причины неудачного выступления правящей партии, и только одна из которых — явные проблемы с размещением мигрантов. Действительно, в социальных сетях берлинцы жалуются на неэффективную работу службы по их приему, известной как LAGeSo. Не менее важна и другая — разочарование традиционных избирателей ХДС, консерваторов, самым спорным решением Ангелы Меркель — отказом установить верхний потолок числа беженцев, которых согласна принять Германия.
Сложившаяся в результате политических решений Меркель и последовавшего на них отклика избирателей конфигурация способна поставить в тупик не только фрау канцлер, но и наблюдателей. По мнению политолога Мартина Коопманна, политика Меркель по отношению к мигрантам по-прежнему пользуется поддержкой не менее 50% немцев, но многие из этих избирателей не готовы проголосовать за ХДС, поскольку поддерживают левых. В условиях парламентской демократии это означает, что сторонники Меркель не могут оказать ей поддержку, при том, что электоральный ресурс у нее все-таки сохраняется.
Крайне-правая «Альтернатива для Германии»
Угрозу для Ангелы Меркель, связавшей свое имя с прибытием мигрантов, представляют не только конкуренты на левом фланге, но и не в меньшей степени ультраправые. Социологические опросы свидетельствуют, что АДГ набирает избирателей буквально из воздуха: значительная часть сторонников этой партии — люди, ранее не участвовавшие в выборах. Приток свежей крови дал о себе знать на региональных выборах 4 сентября в Мекленбурге - Передней Померании,отмеченных повышенной явкой и одновременно серьезным успехом праворадикалов: тем удалось обойти ХДС и закрепиться на втором месте с результатом в 20% голосов. Все указывает на то, что политика открытых дверей Ангелы Меркель привела к образованию нового политического субъекта, причем отнимающего голоса у нее самой: часть избирателей АДГ в 2005 и 2013 годах голосовали за ХДС.
На берлинских выборах список АДГ возглавил полковник Георг Паздерски. Для левого города политические взгляды кандидата выглядят чрезвычайно неполиткорреткными. «Ислам — это частично экстремистская религия», - заявляет он. Паздерски, как и АДГ в целом, выступает за то, чтобы беженцам из Сирии было предоставлено право временного пребывания, но вовсе не постоянного проживания на территории ФРГ. В русле общей для своей партии тенденции праворадикал ориентируется на электорат русских немцев. Именно в их среде отношение к исламу значительно критичнее, чем у большинства их соотечественников,а вопрос, «является ли мусульманство частью Германии» (чеканная формулировка экс-президента Кристиана Вульфа, считавшего, что да) остается предметом оживленных дебатов.
Именно «русские» немцы охотнее всего обсуждали разразившийся накануне берлинских выборов скандал, явно сыгравший на руку АДГ. Благодаря расследованию издания Die Welt, стало известно, что некоторые переселенцы с Ближнего Востока, включая сирийцев, потратили полученную от Германии финансовую помощь на то чтобы провести отпуск... в странах, откуда спасались бегством. Туристический выбор, невинный при других обстоятельствах, позволил поставить под сомнение действительно ли их переселение в Европу было вынужденным. АДГ использовала произошедшее в своих целях, берлинцы же в массе получили возможность посетовать, что прием мигрантов был организован не на должном уровне.
Останется ли Меркель на четвертый срок?
Новое поражение, понесенное фрау бундесканцлер, на этот раз непосредственно в столице,
ставит вопрос о политическом будущем харизматического лидера Германии. В сентябре 2017 г. бундесреспублике предстоят парламентские выборы, по итогам которых определится новое правительство страны. Внутри Христианско-демократического союза у Меркель нет конкурентов, но результат, который может получить эта партия, вызывает у ее сторонников все больше опасений. Сама Меркель избегает прямых ответов о том, поведет ли сама своих единомышленников на выборы. Согласно утечкам в СМИ, о своем решении, баллотироваться или нет, канцлер объявит в декабре, накануне ключевых региональных выборов января 2017 г.. Однако эксперты, опрошенные Le Monde, полагают, что выбор уже сделан.
Многое, действительно, указывает на то, что фрау бундесканцлер не намерена уступать высший пост без боя. В августе и сентябре Меркель предприняла неожиданные попытки вернуть к себе правого избирателя, смягчив риторику, дружественную к мигрантам. Накануне берлинских выборов канцлер отмежевалась от пущенного ею самою же в оборот лозунга «Мы справимся», посвященного приему беженцев (лидер социал-демократов Зигмар Габриель в свое время прокомментировал этот слоган так: «чтобы справиться, нужны средства!»). В августе глава правительства обрушилась на немецких турок, призвав тех быть «лояльными» стране, в которой они живут. Попытки Меркель балансировать между левыми и правыми, как показывает результат берлинских выборов, пока не слишком удачны, но новая тенденция определенно задана.
С российской точки зрения, политические неудачи Ангелы Меркель едва ли способны вызвать сожаление. В отличие от значительной части немецкого истеблишмента (стоит отметить, в частности, министра иностранных социал-демократа Франка -Вальтера Штайнмайера), бундесканцлер стоит на позициях, не имеющих ничего общего с интересами Кремля. И если в Берлине дают понять, что сближению России и Германии препятствует Владимир Путин, то в российской столице с неменьшим основанием то же самое считают про Ангелу Меркель.